Буквально за один день дороги Омска стали интересны не только местным жителям, но и ведущим СМИ страны. После того как несколько месяцев омичи «бились» за внимание властей и пытались заявить о проблеме на высшем уровне, тема убитых дорог «всплыла» на «Прямой линии» Президента РФ Владимира Путина. Изменится, ли что-то после этого – увидим. Пока же «ДорИнфо» попытался разобраться в ситуации и узнать разные мнения о том, что же случилось с омскими дорогами.

Убитые дороги Омска уже перестали быть только проблемой Омска. Широкий общественный резонанс еще зимой вызвало появление «дорожной феи», недавний репортаж блогера Ильи Варламова и высказывания певицы Веры Брежневой. Накануне «Прямая линия» Президента России Владимира Путина началась с вопроса о состоянии омских дорог. Теперь чуть ли не вся страна следит за тем, как развиваются события в городе-миллионнике, который в этом году отметит свое 300-летие.

«Прямая линия» с Владимиром Путиным 14 апреля началась с рассказа омички о плохих дорогах и наглядной демонстрации покрытия на улице Хмельницкого. Реакция омской администрации была стремительной. Еще в эфире «Прямой линии» ведущая объявила, что местные чиновники отрапортовали о планах по ремонту 21 улицы к 1 мая. На эти цели город направит 650 млн рублей. Одновременно в социальных сетях стали появляться сообщения, что на дороги города вышли рабочие и принялись заделывать ямы.

Владимир Путин признал, что дорожная проблема в Омске действительно существует, и отметил необходимость расходовать средства регионального дорожного фонда исключительно на строительство, ремонт и содержание дорог. Вячеслав Двораковский активно поддержал Президента в том, что деньги необходимо «окрасить», то есть организовать четкий контроль за тем, чтобы они были направлены конкретно на дороги. Для увеличения регионального дорожного фонда омские власти предлагают также перечислять в него полные суммы штрафов за нарушения ПДД. По данным пресс-службы городской администрации, ежегодно в Омской области штрафуют нарушителей на сумму более полумиллиарда рублей.

Администрация города сообщила, что в текущем году в Омске отремонтируют 1,2 млн квадратных метров дорог. Еще 380 тысяч квадратных метров власти планируют привести в порядок за счет субсидии из областного бюджета (губернатор области распорядился выделить муниципалитетам дополнительно 200 млн рублей на дорожный ремонт – авт.).

Вообще, согласно официальной информации, в Омске выполняется довольно большой объем работ, и, если не брать во внимание жалобы горожан, то все кажется вполне нормальным. В этом году, например, объем дорожного ремонта в городе увеличился на четверть по сравнению с 2015 годом. Для приведения в порядок 250 тысяч квадратных метров дорожного полотна выделено 80 млн рублей. Работы коснутся улиц Лукашевича, Кирова, Запорожской, Химиков, Лизы Чайкиной, 70 лет Октября, бульвара Архитекторов и других. В этом году должно завершиться строительство путепровода через железнодорожные пути на пересечении Хабаровской и 15-й Рабочей улиц. На объект направлено свыше 715 млн рублей, подрядчик рассчитывает сдать путепровод раньше срока, к 300-летию города. Дорожные работы в городе ведутся в круглосуточном режиме без выходных дней. При этом подрядчики стараются учитывать городской трафик и проводить наиболее активные мероприятия в то время, когда интенсивность движения спадает.

Дороги глазами горожан

Особенно страшное негодование дороги «Ямска», как называют город в сети сами жители, стали вызывать после зимы. Улицы оказались затоплены талыми водами. Но для горожан самым страшным стало другое: в лужах скрываются выбоины, попадание в которые стоило многим омичам дорогого ремонта автомобилей. «В зимнее время снег почти не вывозился, отсюда затопленные дороги, и, как следствие, стремительное разрушение дорожного покрытия», - считает Татьяна Нагибина, организатор митинга «Омск – город без дорог».

«Я не специалист по строительству дорог, но любой житель нашего города со стопроцентной уверенностью скажет, что ремонт наших улиц давно не проводится по каким-либо ГОСТам», - говорит Нагибина.

Плохие дороги уже стали брендом города. При этом Омск как будто сам себе на защиту вырастил супергероев. Они не сидят, сложа руки, по-тихому поругивая власти. Они выходят на улицы, митингуют, устраивают флеш-мобы и креативные акции. Например, за минувшую зиму и весну неравнодушные горожане сняли три маленьких фильма об омских дорогах, прокатились по затопленным улицам на лодке, испекли пирожные, символизирующие потрескавшийся асфальт и вышли на большой митинг «Омск – город без дорог».

«Мы надеемся, что всё-таки многочисленные митинги, могут нам помочь в решении некоторых проблем. Пока мы молчим, правительство уверено, что нас всё устраивает», - рассказала «ДорИнфо» Татьяна Нагибина.

«Безусловно, внимание к проблеме со стороны общественности, проведение акций и рациональная критика лиц, допустивших такое безобразие, важно, - считает депутат Государственной Думы РФ, член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев. - Большой резонанс несколько месяцев назад вызвало появление омской дорожной феи. Чем больше будет подобных акций, тем быстрее администрация поймет важность и необходимость исправления дорожных проблем, и можно будет наладить конструктивный диалог между властями и общественностью».

Некоторые отчаявшиеся горожане согласны идти на радикальные меры, чтобы вернуть себе возможность ездить по улицам с максимальной разрешенной скоростью. В сети появились призывы сорвать празднование 300-летия города в знак протеста против ужасающего состояния дорог. Однако, данная инициатива не была поддержана большей частью омичей. Люди жалуются, но надеются на помощь «сверху», то есть от администрации. При этом и власти вроде бы признают масштабы проблемы и ищут пути решения. «Мы на комитетах проводим и обсуждаем вопросы, где нам изыскать средства на ремонт дорог и благоустройство улиц города», - цитирует слова председателя омского городского совета депутатов Галины Горст пресс-служба Горсовета. Ситуация, как всегда, упирается в деньги. «Мы рассчитываем на мобилизацию внутреннего ресурса, передвижку средств с четвертого квартала, как предложили депутаты. В этом случае необходимо совместными усилиями депутатского корпуса с администрацией искать дополнительные источники пополнения доходной части бюджета», - говорит Горст.

По мнению Александра Васильева, недофинансирование отрасли складывалось в городе на протяжении 15-20 лет. «Власти Омска не принимают все необходимые меры для оптимизации трат бюджетных средств на развитие дорожной сети, не контролируют должным образом подрядчиков, занимающихся как ремонтом, так и содержанием дорог», - отмечает депутат Госдумы.

Почему дороги плохие не только в Омске, но и в других городах России?

Руководитель Управления дорог Красноярского края Вячеслав Цышук в своей колонке на сайте ведомства рассуждает о том, что иностранные дороги с российскими сравнивать не стоит. По его мнению, россияне чаще всего формируют мнение о дорогах в других странах, находясь в них в качестве туристов и видя крупные центральные магистрали. Никто не смотрит на проезды к селам. «Львиная доля проблем у нас в стране от того, что нам не хватает обычных дорог, об автобанах мы пока и не мечтаем», - пишет Цышук.

По словам Цышука, если стоит задача построить скоростную магистраль высокого качества, то российские специалисты с ней вполне успешно справляются. «А вот ситуация с качеством дорог более низкого класса, - а их у нас в стране 95%, - складывается несколько иначе», - говорит руководитель КРУДОРа.

Корни проблемы следует искать еще на стадии торгов по выбору подрядчика. Часто к работам допускаются организации, действительно не понимающие, что им предстоит сделать. Отсюда или чехарда с субподрядчиками, или некачественное выполнение работ. Львиная доля проблем связана с тем, что люди неправильно применяют материал. Цышук считает, что у дорог в России плохая история. «Практически никогда в нашей стране они не развивались, как самостоятельная и мощная индустрия», - пишет он.

Нельзя сказать, что Омск – единственный крупный (не говоря уже о средних и малых населенных пунктах) российский город с плохими дорогами. Жители КироваРязаниПерми и многих других региональных центров регулярно жалуются на состояние дорог. Широкое освещение именно омской ситуации может стать «звоночком» для администраций других муниципалитетов, которые не захотят «по-черному» славить свои города на всю страну.

К концу «Прямой линии», прошедшей 14 апреля, Владимир Путин полушутя процитировал «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Нам нужно, прежде всего, ударить по бездорожью и разгильдяйству». Хочется надеяться, что омские власти к пожеланию главы государства прислушаются.

Алевтина Гринмирис

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789