Помятые диски, пробитые колеса, сломанная подвеска – все эти «подарки» убитых дорог автомобилистам зачастую приходится оплачивать из своего кошелька. Некоторые даже не задумываются, что получить деньги с тех, кто несет ответственность за состояние дороги реально. А некоторые просто не верят в такую возможность.
Не секрет, что многие дороги в России, особенно региональные и местные, оставляют желать лучшего. Опасные ямы, колдобины, гигантские лужи и открытые люки подстерегают водителей в населенных пунктах и вне их, создавая неудобства при движении и разбивая машины. Самое страшное то, что в авариях с сопутствующими дорожными условиями нередко страдают люди. Так, по данным ГИБДД России за первые два месяца 2016 года по причине неудовлетворительного содержания и обустройства улично-дорожной сети на дорогах страны произошло 10 390 ДТП, в которых 1 057 человек погибли, 13 700 - получили различные травмы.
Если отсутствие коварных ям на дорогах остается несбыточной мечтой тысяч водителей, то возможность получить компенсацию и привлечь дорожные службы к ответственности за бездействие – реальность. Что делать, если вы попали в ДТП, причиной которого стали неудовлетворительные дорожные условия, и как заставить дорожников возместить ущерб, выяснил «ДорИнфо».
Азы, которые должен знать каждый
Наезд на яму с последующим повреждением транспорта является дорожно-транспортным происшествием. Это следует из определения ДТП в Правилах дорожного движения. Многие думают, что винить в такой «единоличной» аварии некого, забывая о том, что содержание и обслуживание автомобильных дорог в соответствии с законом – прямая обязанность органов власти. Да и зачастую люди просто не верят, что получить компенсацию в этом случае действительно реально. Таким образом, водители не просто отказываются от возможности получить компенсацию, но и «помогают» ответственным за состояние дорог лицам, халатно относящимся к своим обязанностям, оставаться безнаказанными. А ведь за ненадлежащее обслуживание и содержание дорог предусмотрены различные виды ответственности – от административной до уголовной (если следствие докажет, что преступная халатность привела к ДТП в котором погиб человек, т.е сотрудниками ГИБДД неоднократно выписывались представления на устранение нарушений, и именно в этом месте произошло не одно ДТП по причине ненадлежащего содержания УДС).
Как рассказал ДорИнфо» начальник отделения дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УМВД России по городу Сыктывкару (Коми) капитан полиции Олег Южаков, в соответствии с ГОСТом, просадки и выбоины на дорогах не должны превышать допустимых размеров - по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Ямы, не соответствующие стандартам, дорожные службы обязаны ликвидировать в течение 7 дней с момента их обнаружения. В ином случае юридическое лицо, либо ответственное за устранение недостатков лицо привлекается к административной ответственности. В соответствии с КоАП за данное нарушение должностным лицам грозит штраф в размере 2-3 тысячи рублей, юрлицам – до 300 тысяч рублей. Кроме того, перед участком с неровной дорогой обязательно должны быть установлены предупреждающие знаки. В населенных пунктах на расстоянии 50-100 метров, вне населенных пунктов - 150-300 метров. Если знаки установлены, то водитель обязан управлять транспортом по дороге в соответствии п.10.1 ПДД. А именно: не превышать установленную скорость на данном участке дороги, учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспорта, груза, дорожные и метеорологические условия (в т.ч. видимость в направлении движения). При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен снизить скорость или остановиться.
Не виноват – был на Matiz
Получается, что доказать свою правоту водитель сможет при наличии больших ям и отсутствии знаков. Но если знаки есть и опасные выбоины тоже, то велика вероятность того, что виноватыми сделают вас самих: «Мол, мы предупреждали, вы должны были все учесть, да и наверняка вы превысили скорость». На практике такое бывает часто. Тем не менее, отступать нельзя.
Адвокат Коллегии адвокатов республики Коми «Алиби» Руслан Калинин советует пострадавшим водителям придерживаться следующего алгоритма действий. В первую очередь сразу после ДТП необходимо включить световую аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После - позвонить по номеру 02 или 112, сообщить о происшествии и вызвать наряд ГИБДД. Изменять местоположение транспорта до приезда правоохранителей не стоит. Следующим шагом (и одним из самых ключевых) является сбор доказательств – фото-видеосъемка места ДТП, поиск возможных свидетелей. В целях визуального определения размеров выбоин и трещин, при съемке к ним можно приложить какой-нибудь предмет (телефон, линейку, ручку). По приезду инспекторов ГИБДД, в обязательном порядке потребовать от них составить «Акт о выявленных недостатках в улично-дорожной сети». В Акте нужно зафиксировать размер ямы и написать в поле для объяснений о невозможности вовремя увидеть препятствие. Как вариант, сослаться на отсутствие предупреждающих знаков, указать, что ямы не было видно из-за лужи, или вы на своем маленьком Daewoo Matiz не увидели дыры в асфальте за большегрузом. Последний мог пропустить под собой яму, что не позволило вам вовремя среагировать. Далее необходимо оценить ущерб при помощи специалистов-оценщиков и направить претензию в обслуживающую организацию (кто отвечает за данный участок дороги также можно узнать в ГИБДД). Если вам не ответили или ответили, но несогласием с причинением ущерба по их вине, стоит обратиться в суд. Если сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, то исковое заявление о возмещении полученных убытков в результате ДТП направляется мировому судье по месту нахождения ответчика, т.е. обслуживающей организации. Если сумма иска больше - в районный (федеральный) суд.
«В суде водителю придется доказать, что он пострадал именно из-за ненадлежащего содержания улично-дорожной сети, поскольку дорожники будут ссылаться на нарушение со стороны водителя п.10.1 ПДД РФ «Скорость движения». Если этот факт сам водитель опровергнуть не сможет, то в иске откажут. В любом случае надо идти до конца и обжаловать любое решение, которое было вынесено не в пользу водителя. Если знаки были, тогда нужно доказать, что водитель не имел возможности вовремя обнаружить данное препятствие (яму)», - отмечает Руслан Калинин.
Случай из практики
Весной прошлого года во Владимире автоледи удалось взыскать с МКУ «Благоустройство» компенсацию за повреждения машины, полученные в результате ДТП из-за ненадлежащего содержания улично-дорожной сети. Правда, не в полном объеме. Как следует из материалов дела N 33-2358/2015 и установлено Владимирским областным судом, женщина наехала на яму, потеряла контроль над управлением, после чего выехала с дороги и столкнулась с деревом. Автоледи обратилась в суд. Так как по данным протокола об административном правонарушении размеры ямы действительно не соответствуют ГОСТу (190х320х3) – суд иск удовлетворил, но частично. Сумма в счет возмещения вреда была уменьшена вдвое, т.к. суд установил косвенную вину истицы за нарушение ПДД.
Еще один вдохновляющий пример для пострадавших от ям – дело жителя Томска. Осенью прошлого года мужчина провалился в яму, в результате чего машина получила значительные повреждения. Из материалов дела Кировского районного суда следует, что истец двигался со скоростью 40 км/ч, в тот момент, когда угодил в гигантскую яму размером 4,4 м в длину и шириной 8,7 м. В качестве компенсации материального ущерба мэрию города обязали выплатить пострадавшему 58 тысяч рублей и еще 10 тысяч за судебные расходы, которые он понес.
Цена вопроса
По словам автомобилистов, попадавших в «ямочные» аварии, зачастую в таких ДТП рвется резина. Хотя тут все зависит от скорости транспорта и размера ямы. При внушительных размерах выбоин можно даже «оставить» бампер и переднюю подвеску.
Чтобы ощутить всю неприятность такой дорожной аварии, достаточно посчитать – сколько придется отдать за ремонт машины и ее эвакуацию. Большой проблемой может оказаться пробитое колесо на трассе, где тариф на услуги эвакуатора составляет около 50 рублей за 1 км. В пределах города обычно производится почасовая оплата – около 1500 рублей в час. Заклеить шину (если ее еще можно спасти) в шиномантаже можно в пределах 300-1000 рублей, в зависимости от сложности работ. В разы дороже обойдется новая шина, тут цены зависят от диаметра, ширины и высоты, а также фирмы. Если в ДТП помялся штампованный диск, исправление будет стоить 300-2000 рублей. Покупка нового «штампа» обойдется в 1 200 - 11 000 рублей (для тех, кто любит шиковать, есть и за 26 тысяч), «литья» - от 2 000 и выше.