«ДорИнфо» продолжает серию публикаций о людях, жизнь, увлечения или работа которых тесно связаны с дорогами. В этот раз мы знакомим вас с человеком, страстно увлеченным мотоциклами и путешествиями на них.

«ДорИнфо» продолжает серию публикаций о людях, жизнь, увлечения или работа которых тесно связаны с дорогами. В этот раз мы знакомим вас с человеком, страстно увлеченным мотоциклами и путешествиями на них.

N.B. Любителям проводить время у телевизора, на диване, или за компьютером данное интервью читать не рекомендуется. Ибо после прочтения ваша жизнь уже никогда не станет прежней (прим. ред.).

Покорять километры российских дорог на личном транспорте - любимое дело многих путешественников. В этом есть своя романтика и особый адреналин. Но особенно удивительными оказываются дальнобои на мотоциклах. Молодой челябинский байкер из ассоциации мототуристов «AL-KASHI», студент и по совместительству таксист Александр Штаньков, рассказал «ДорИнфо» обо всех прелестях мотодальнобоя, о трудностях в дороге и о том, что проехать зимой на мотоцикле шесть тысяч километров - реально. Даже если «за бортом» -40С.

Александр, с чего началась любовь к мототехнике, и когда впервые удалось оседлать «железного коня»?

- Любовь к мототехнике мне привил мой старший брат. Глядя на то, как он катается и много времени проводит в гараже с мотоциклом, я понял, что тоже так хочу. Потом увлекся чтением журнала «Мото», выпуски которого всегда появлялись в нашем доме, а впервые за руль мотоцикла сел девять лет назад. Тогда мне было 12. Мои друзья раньше меня научились управлять мотоциклом, поэтому я считаю, что сел за руль поздновато.

Какой у Вас был первый мотоцикл?

- Первый мой мотоцикл достался мне от брата, а ему в свое время от нашего дедушки. Это был «Минск» 1979-го года.

На чем еще пришлось ездить?

- После «Минска» я пересел на отцовский «Урал». В 15 лет я отремонтировал «старушку» (ИЖ Планета 1965 г.), которая досталась от деда. На ней я совершил свою первую летнюю поездку и первую зимнюю. К 2011 году я накопил достаточно денег и купил себе японский мотоцикл Honda Transalp XL 400, на котором проездил около двух лет. После я ездил на Honda Transalp XL 600, Honda Africa Twin, Honda CB400. В настоящее время у меня два мотоцикла - Honda VTR1000F и Honda GoldWing 1500.

Сколько мотодальнобоев Вы уже совершили? Куда был первый?

- Первый большой выезд состоялся в 2011 году, когда мне было 17 лет. На своей «старушке» я прокатился до родственников в Воронежскую область и обратно. В общем – 4500 км. Эта поездка произвела на меня неизгладимое впечатление, и, как говорится, «понеслось». Всего я совершил около 14 основных поездок, но только шесть из них, с очень сложными и интересными маршрутами, значимы для меня.

Какие маршруты особенно запомнились?

- В 2012 году, как только мне исполнилось 18 лет, я в одиночку поехал по маршруту: Челябинск – Воронеж – Украина – Крым – Воронеж – Тверь – Пермь – Челябинск. За 21 день я накатал около 9 000 км.

В 2013 году состоялась моя первая зимняя поездка на «Иже» 65-го года выпуска, без каких-либо подогревов и зимнего шлема. В одиночку я проехал от города Бакал (Челябинская область) до Казани, Нижнего Новгорода, Иваново, Ярославля, Вологды, карельских городов Медвежьегорск и Кемь, доехал до пересечения Северного Полярного Круга, далее до Кандалакши и Мурманска. Во время этой поездки пришлось дважды перебирать двигатель - в Мурманске и на обратном пути в Вологде - сказывалась старость и «усталость» техники. Несмотря на это я проехал 5 000 км за две недели.

В этом же году состоялась самая продолжительная поездка - моя давняя мечта – до Магадана: Бакал – Челябинск – Тюмень – Омск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Тулун – Братск - Усть-Кут – Иркутск - Улан-Удэ – Чита – Якутск – Магадан – Якутск – Могоча – Чита – Иркутск – Красноярск – Кемерово – Омск - Челябинск – Бакал. На обратном пути мне пришлось продать Honda CB400 и купить Africa Twin. Общий пробег поездки составил 21 000км, и длилась она около 40 дней, из них 28 – в пути.

Осенью 2014 года состоялась одиночная поездка на Северный Полярный Круг по маршруту: Челябинск - Пермь - Киров - Сыктывкар - Ухта - Усинск - стела Северного Полярного Круга – Ухта - Сыктывкар – Киров – Пермь – Тюмень - Челябинск. За две недели проехал 7 000км. Зимой 2015 года (это уже третья зимняя поездка) я один поехал по маршруту: Челябинск - Тюмень - Сургут - Губкинский - (самый сильный мороз, который я застал – -43С) Новый Уренгой – стела Северного Полярного Круга – Новый Уренгой – Надым – Губкинский – Нижневартовск - Сургут – Нефтеюганск – Тюмень – Екатеринбург – Челябинск - Бакал. За две недели – 6 000 км.

Летом прошлого года я съездил до полуострова Рыбачий (самая северная материковая точка России) Мурманской области через Казань, Москву, Санкт-Петербург, Северный Полярный Круг, Кандалакшу, берег Белого Моря и Мурманск. На обратном пути захватил еще Вологду, Ярославль, Нижний Новгород, Набережные Челны. За 15 дней набралось 9 000 км.

Еще одна из интереснейших поездок состоялась осенью 2015 года. Двадцать дней ушло на то, чтобы проехать по маршруту: Бакал – Самара – Саратов – Воронеж – Лиски – Краснодар – Крым - Минеральные Воды – Домбай – Грозный – Махачкала – Астрахань – Волгоград – Саратов – Самара - Бакал. Пробег 9000км.

Как был придуман маршрут вашей последней поездки?

- Я всегда хотел попасть на Кавказ, поэтому первым делом я отправился на Домбай. Был приятно удивлен пейзажами по дороге от Минеральных Вод до Карачаевска. Особенно понравился перевал «Гум-Баши». На Домбае я познакомился с ребятами из Краснодара, которые предложили мне маршрут на ледник Алибек и Турье озеро. Чтобы посетить эти места, нужен пограничный пропуск, но я отправился без него, за что и был пойман пограничниками на обратном пути. Благо, все обошлось. После я отправился в долину Хузрук по дороге вдоль ущелья. Деревянные мосты, броды, дорога, крутые обрывы, а внизу – горная река. Любое неловкое движение на этой дороге, и есть все шансы оказаться внизу. Но риск был оправдан – я посетил источники и приблизился к Эльбрусу с той стороны, где я еще не был. После, я поехал в Беслан, посетил школу, в которой 1 сентября 2004 года произошел один из самых страшных терактов. Школа до сих пор стоит, а в ее стенах видны следы от пуль… Далее я посетил сердце Чечни – Грозный. Также я побывал на Каспийском море в Дагестане, и скажу честно - если мне предложат поехать на море, то я приеду именно сюда. Во время этой поездки я для себя сделал много замечательных открытий, и потратил на все это чуть больше 30 тысяч рублей. Я считаю, что это очень даже неплохо.

А как случилось, что давней мечтой стала именно поездка в Магадан?

- Магадан – вроде бы всего семь букв, но сколько километров! О чем думают, услышав слово Магадан? Одни представляют ссылки, лагеря, другие вспоминают песню Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан», а кто моложе – песню Васи Обломова «Еду в Магадан»… Я же про Магадан слышал с детства, знал, что это на другом конце России, у меня там родственники живут. Помню, однажды старший брат принес мартовский номер журнала «Мото», в котором у меня была любимая рубрика «Путешествия». В ней я прочитал статью, о том, как Саша Теплякова из Петербурга ехала в Магадан. После прочтения статьи эмоций и впечатлений было море! И вот тогда я сказал себе: «Я обязательно поеду туда и доеду на мотоцикле!». Тогда мне было только 12, и вот, спустя время, мне удалось осуществить детскую мечту

В чем сложности дальних мотопоездок и в чем их прелесть?

- Сложностей нет. А если и возникают негативные ситуации, то нужно их принимать как новый поворот приключений, тогда все обретает другой смысл. Прелесть же во всем! Так как я путешествую в одиночку, это позволяет отдохнуть от городской суеты, открыть для себя много интересных мест, получить удовольствие от общения с людьми в разных частях нашей необъятной страны, познакомиться с бытом и культурой разных народностей. Сама дорога, процесс езды, что может быть лучше!? Я вообще поддерживаю мнение о том, что «один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс – прим. автора).

С чем приходится сталкиваться в зимних мотодальнобоях и как с этим справляться?

- Трудности бывают разные, но их следует принимать как что-то новое и увлекательное. «Дорогу осилит идущий», - я говорю всем и всегда повторяю это себе. Самое главное – знать меру, чтобы не навредить здоровью, идя на риск. В поездках я несколько раз получал обморожения рук и лица. Однажды мне пришлось перебирать карбюратор на обочине трассы «Кемь - Кандалакша» в Мурманской области. В течение часа я пытался остановить попутку, нужна была «третья рука», но все безуспешно – трасса с небольшим трафиком, машины ходят редко. А тут еще рано темнеет, ничего не оставалось, как выбираться самому. Провозился около часу, но устранил поломку. Обморозил руки. В Мурманске, в ту же поездку, мне пришлось перебирать двигатель три дня. Правда, не обошлось без помощи местных мотоциклистов, которые благодаря этой ситуации стали моими хорошими друзьями. Трудностей в этой поездке было много, в Заполярье меня даже успела сбить машина, водитель которой был пьян. Но мы обошлись без правоохранительных органов и компенсаций, чтобы не было конфликта. Кто знает, что там могло произойти на дороге...

Приходилось ли Вам оказываться с пустым баком на дороге, все-таки расстояния не маленькие?

- Да, были случаи. В центральной части России много заправок, необходимости в запасе бензина нет. На полном баке я могу проехать 400-450 км. Но, если ехать в сторону Магадана, есть участки, где на 400-600 км нет ни одной заправки. Бывало такое, что доехав до АЗС, заправляться приходилось из своих канистр – на колонках висели таблички «бензина нет». Когда вставал на трассе, приходилось покупать бензин у проезжающих водителей или толкать мотоцикл самому. Однажды мне пришлось тащить его по трассе около 6 км до ближайшей заправки.

Как реагируют окружающие, когда видят зимой на дороге мотоциклиста?

- По-разному: кто-то вертит пальцем у виска, а кто-то поднимает большой палец вверх! От одних слышишь «сумасшедший», от других – «красавец». Я не считаю, что зимние поездки, это «сумасшествие». Хотя, стоит добавить: если мороз до -30 градусов. Зимой 2013 года был случай, когда в Иваново меня подрезала патрульная машина ДПС, которая выехала после тревожных звонков водителей, недовольных моей «прямолинейной ездой». Думали, что я пьяный. Сотрудники ГИБДД вышли, бегут ко мне навстречу. Стою на пригорке, заглушил мотор. Подходят, представляются, спрашивают документы и предлагают отъехать. Я соглашаюсь, а сам завестись не могу. Стою, пинаю, пинаю, не заводится. Предложил им меня толкнуть, а сам сел. Они толкают, а я думаю, лишь бы смех мой глухой не услышали. Автомобилисты на видео снимают, а мне шикарно! В основном «гаишники» видя зимой мотоцикл, думают, что это какие-нибудь деревенские ребята выехали покататься, поэтому останавливают для проверки документов.

Много ли денег уходит на поездки?

- Планируя поездку, я учитываю расходы на топливо, питание, посещение каких-либо мест в городах и про запас беру 10 тысяч рублей. Иногда не беру, чтобы не уехать дальше запланированного маршрута, а у меня так уже было. Кроме того, при себе всегда держу банковскую карту, хотя в Якутии или Магадане толку от нее нет. В каждой поездке тратятся разные суммы. Например, чтобы доехать до Магадана мне пришлось потратить почти 51 тысячу рублей только на бензин, около 20 тысяч на подготовку техники, плюс на жилье (съем комнаты на несколько человек, в редких случаях гостиницы) и еду. Общая сумма превысила 100 тысяч, но для такой поездки это еще бюджетный вариант.

Что больше всего запомнилось в поездках?

- В поездках запоминаются неожиданные вещи. Например, был случай: в Новосибирской области после сильного ливня я остановился у кафе. В это время ко мне подъехала машина, из нее вышли ребята и сходу спросили: «Ты Саша? Викинг?». Я никогда не был в Новосибирской области, а тут спрашивают про меня. Был приятно удивлен, оказывается, парни читали о моей поездке на форуме. Не забыть и то, как в поездке до Магадана мне пришлось поменять мотоцикл Honda CB400 на Africa Twin. Причина – частые поломки, особенно на бездорожье, которого там около 3 тысяч км. А еще помню, в 2013 году поехал в Белоруссию на один из местных мотослетов, по дороге умудрился трижды пробить колесо. За один день! Я за сезон столько не пробиваю. Но самое интересное было после. На слете я познакомился со своим товарищем Сергеем из Сочи, который в тот день предложил помочь ему перегнать два мотоцикла до его города. Сначала я отказался, так как это не входило в мои планы, и финансов не было. Но он предложил безотказный вариант - «я плачу за все» - и утром, оставив мой мотоцикл в Могилеве, мы поехали в Сочи. Обратно вернулись на поезде, после чего я продолжил свою поездку. Вспоминать можно долго, таких историй сотни, было даже и такое, что в меня врезалась… птица. Дело было в Якутии. Ехал, а впереди летела какая-то крупная птица, я даже значения этому не придал. Вдруг та «пошла на таран». Я пытался всеми силами увернуться, но она все равно угодила прямо в шлем! Какой звон стоял в голове, и как болела шея!

Кроме ассоциации мототуристов «AL-KASHI», состоите ли Вы в каких-то клубах?

- Я считаю, что в ассоциации «AL-KASHI» куда интереснее, чем в мотоклубах, потому в них не состою. У нас нет каких-то определенных «рамок» и критериев, и не нужно проходить различные стадии («хенграунд» - «проспект» - «член мотоклуба»). Чтобы попасть в ряды AL-KASHI достаточно путешествовать на мото. Если человек ездовой и здравомыслящий, мы не откажемся его принять в наши ряды. В нашей славной «организации» нет иерархии, мы все равны. У нас нет денежных обязательных взносов, но если что-то случится, мы все готовы друг другу помочь!

Какие планы на будущее? Куда хочется поехать?

- В перспективе я хочу объездить на мотоцикле все субъекты Российской Федерации. Я не слышал, чтобы кто-то из Российских мотоциклистов это сделал. Осталось совсем немного, но смущает, что попасть на Чукотку можно только зимой и только по «зимникам». Это самое труднодоступное место, туда еще никто не добирался своим ходом на мотоцикле. Да и денег потребуется немало. Но хочется безумно. Если же говорить о ближайших поездках, то это будет дорога на Камчатку. Правда, на мотоцикле я поеду до Москвы, а там – самолетом. На время, пока я буду находиться на Камчатке, я планирую арендовать себе мотоцикл или же купить его, так как очень хочется там покататься.

Есть ли у вас какие-то советы желающим «рвануть» в мотодальнобой?

- Главное ничего и никогда не бояться. Даже если у тебя старенький «Иж», или ненадежный китайский мотоцикл. Я все это прошел и считаю, что нет безвыходных ситуаций. Желание и только! Ну а если вы собрались ехать на мотоцикле зимой, помните: без коляски существует больше вероятности опрокинуть мотоцикл, поэтому лучше ездить с ней, масло стоит заливать более жидкое, не густое, резину шиповать. Одеваться следует так, чтобы одежда удерживала тепло – в такую погоду на мотоцикле придется ехать в почти неподвижном состоянии. Лично я перед выездом надеваю термобелье, штаны, утеплитель изолон, еще одни штаны. Наверх – белье, кофта, куртка и тулуп. Обязательно иметь при себе две пары перчаток – тонкие, чтобы пропускали тепло от ручек с подогревом, и толстые, когда этого будет недостаточно. Под шлемом обязательно должна быть балаклава, не удерживающая влагу. Такие продаются в специализированных магазинах. В шлеме не должно быть дыр и щелей, иначе все стекло мгновенно замерзнет, и, что хуже, можно обморозить лицо. В наше время можно купить шлемы с автоподогревом. Собираясь в дорогу на мотоцикле, обязательно нужно брать: масло, набор ключей, тормозную жидкость, набор из двух камер, горелку, топор, 10 литров бензина, не помешает и спальник с палаткой. Если по пути есть кафе, то лучше питаться там, еду и напитки брать с собой не стоит – замерзнет. Разве что немного водочки можно, так, согреться после поездки.

беседовала Татьяна Божеско

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789