Параметры будущей трассы стали понятны после публикации информационного меморандума проекта.

Весной 2014 года на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с главой Кировской области Никитой Белых обсуждался вопрос включения в федеральную программу проекта строительства западного обхода Кирова. Новая трасса была и остается одним из приоритетных инфраструктурных объектов для региона. Планировалось, что проект будет реализован при финансовой поддержке федерации. Позже речь шла о возможном участии инвесторов в строительстве автодороги. Планы кировских властей стали понятны после публикации на официальном портале правительства региона информационного меморандума по проекту. Обходу – быть, деньги на него хотят получить от инвестора. Согласно документу, объездную дорогу построят уже к 2023 году за 17 млрд рублей, проезд по ней сделают платным.

Зачем Кирову обход?

История Западного обхода города начинается в 80-х годах XX века, когда в генеральном плане развития Кирова появилась объездная дорога, которая должна была вывести из города транзитный транспорт. Трассу от моста через Вятку в районе деревни Гнусино до развязки на автодороге «Киров – Советск – Яранск» даже начали строить в 1993 году. До 2000 года были проведены работы по отсыпке земляного полотна, начато строительство двух путепроводов. Однако из-за отсутствия финансирования стройка встала, а транспортная ситуация в городе с тех пор только ухудшилась. В настоящий момент среднесуточная интенсивность движения на подъездах к Кирову в летний период составляет 20-30 тысяч автомобилей.

Объездная дорога, по мнению проектировщиков, поможет вывести из города транзитный транспорт и повысить безопасность движения за счет снижения интенсивности автомобилепотока на городских улицах. В Кирове улучшится экологическая обстановка, повысится транспортная доступность населенных пунктов, расположенных недалеко от места прохождения новой трассы, появятся условия для развития придорожного сервиса. Для перевозчиков новая трасса создаст возможности для быстрого и беспрепятственного проезда, средняя скорость движения увеличится на 25%. Также на 25% будет сокращено время пребывания грузов в пути. Доля ДТП, произошедших из-за сопутствующих дорожных условий в общем количестве аварий снизится до 23,5%. При этом появление обхода Кирова позволит увеличить ежегодный грузооборот транспорта до 47,2 млн тонно-километров.

Параметры будущей трассы

Прогнозируемая интенсивность движения на обходе Кирова на 2027 год составляет 20 тысяч автомобилей в сутки. Дорога будет относиться к первой технической категории и иметь четыре полосы для движения. Трасса пройдет по территории Ленинского и Октябрьского районов Кирова, ее протяженность составит 21,4 км. Проект должен быть реализован в период с 2017 по 2023 годы. В текущем и следующем годах власти региона проведут все необходимые конкурсные процедуры. Согласно расчетам, стоимость строительства превысит 16,9 млрд рублей.

Президент Национального объединения Технологического и ценового аудита Анна Лупашко считает, что выбор модели финансирования строительства на основе государственно-частного партнерства позволит в минимальном объеме задействовать бюджетные средства. Однако, по ее мнению, есть спорные моменты. «Во-первых, за время работы над проектом его оценочная стоимость возросла с 12 до 17 млрд рублей. Во-вторых, дорога будет платной, в случае установки завышенных тарифов не будут достигнуты ни запланированная пропускная способность, ни желаемое улучшение экологических показателей», - считает Анна Лупашко.

Начало трассы обозначено на улице Дзержинского – у мостового перехода через Вятку. Двухуровневая транспортная развязка будет примыкать к заводу препаратов плазмы крови, от нее трассу проложат мимо Филейского кладбища, между деревней Хабаровы и поселком Сергеево, севернее Ганино. На 5-м километре трасса пересечет железнодорожные пути и реку Люльченка, далее пройдет в районе золоотвалов ТЭЦ-4, вдоль реки Чернушки, пересечет дорогу «Киров – Бахта – Русское» на окраине деревни Оверинцы, а у поселка Дороничи (на 14-м километре обхода) пройдет над автодорогой «Киров – Стрижи – Оричи». На 15-м километре будет построен путепровод через железную дорогу, затем трасса обогнет золоотвалы ТЭЦ-5 и выйдет на автодорогу «Киров – Советск – Яранск».

Проект строительства обхода Кирова получил положительное заключение государственной экспертизы в 2012 году. Разработкой документации занимался нижегородский филиал ОАО «ГИПРОДОРНИИ».

Строительство разделят на два этапа. В рамках первого пускового комплекса подрядная организация построит 14 км автотрассы, на втором этапе будет построена оставшаяся часть дороги длиной 7 км. На обходе возведут семь путепроводов и три разноуровневые транспортные развязки, а также уложат 69 железобетонных водопропускных труб.

По окончанию основных строительных работ дорожники устроят шумозащитные экраны общей протяженностью 402 м в семи населенных пунктах, а также лесозащитные полосы длиной 203 м в деревне Лихачи. Также запланированы рекультивация нарушенного плодородного слоя и устройство сооружений, которые смогут очищать ливневые стоки с проезжей части. Два путепровода, строительство которых было начато в 90-х годах, разберут из-за несоответствия их современным требованиям.

Для обеспечения безопасности движения на Западном обходе установят более тысячи сигнальных столбиков, 82,5 тысячи погонных метров одностороннего и 6,1 тысячи погонных метров двустороннего металлического барьерного ограждения, а также 696 дорожных знаков.

Условия для инвесторов

Полномочия концедента возложены на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области. Механизм реализации ГЧП-проекта еще не выбран, он будет определен конкурсной документацией. Концессионера обяжут принять участие в финансировании работ, сдать объект в установленный срок, эксплуатировать дорогу в течение времени, оговоренного соглашением, и передать трассу концеденту по окончанию срока договора. В обязанности концедента входит передача земельных участков под строительство дороги, выплата капитального гранта, передача объекта во владение и пользование концессионеру до окончания срока соглашения и внесение платы концедента с момента ввода дороги в эксплуатацию. Согласно документации, оборудование системы взимания платы на трассе будет устанавливаться и обслуживаться государственной компанией «Автодор». При этом операторская деятельность также будет осуществляться не концессионером, а оператором, назначенным компанией.

Определение основных финансовых и экономических показателей проекта будет завершено в течение девяти месяцев. После этого пройдут публичные обсуждения условий конкурса, и начнется прием заявок.

«Выводы об обоснованности строительства западного обхода Кирова необходимо делать с привлечением всех заинтересованных лиц и представителей экспертного сообщества, а также после проведения технологического и ценового аудита», - считает Анна Лупашко. Недавно в Москве прошла презентация проекта обхода Хабаровска в формате road-show. Инвесторам обосновали необходимость строительства объездной трассы и позволили в формате тет-а-тет обсудить конкурсные предложения с концедентом. Возможно, в скором времени подобное мероприятие проведут и для кировского проекта.

Алевтина Гринмирис

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789