Стоимость строительства трассы превысит 37 миллиардов

Для жителей европейской части России территория Дальнего Востока представляется большой и крайне малонаселенной. Поэтому многим целесообразность строительства автодороги стоимостью 37 млрд рублей в Хабаровском крае, вероятно, покажется сомнительной. На самом деле, существующий транспортный спрос в Хабаровске составляет 7,6 тысячи автомобилей в час, при том, что реальная пропускная способность улично-дорожной сети города не превышает шести тысяч. То есть ежечасно по городским улицам проезжает на 1,6 тысячи больше автомобилей, чем они могут пропустить. Пробки в городе возникают регулярно.

Разгрузить город должна объездная дорога. Проект новой трассы был представлен инвесторам в Москве 5 февраля. На презентации потенциальным концессионерам рассказали об основных технических, финансовых и юридических аспектах проекта. На мероприятии присутствовали губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, министр экономического развития региона Виктор Калашников, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Дмитрий Прончатов, а также представители партнеров проекта Capital Legal Service, ООО «Пи-Эм-Эй» и АО «Институт «Стройпроект».По словам губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, увеличение транспортных потоков в скором времени «закроет» город. Новая объездная дорога позволит решить сразу пять проблем. Во-первых, транзитный поток, следующий по федеральным трассам Р-297 «Амур» и А-370 «Уссури», будет выведен из Хабаровска. Во-вторых, грузовой транспорт получит прямой выход на промышленные и коммунально-складские объекты, минуя городской центр. В-третьих, новая трасса разгрузит меридиональные магистрали Хабаровска и повысит пропускную способность улично-дорожной сети. В-четвертых, основные транспортные потоки, следующие с окраин через центр, будут выведены на объездную. И наконец, в-пятых, обход Хабаровска обеспечит транспортной инфраструктурой сразу несколько территорий опережающего развития – «Авангард», «Аэропорт» и «Ракитное».

Проект дороги уже готов. Обход Хабаровска длиной 26,8 км будет четырехполосным с максимальной разрешенной скоростью 120 км/ч. Новую трассу построят с учетом требований к дорогам первой технической категории. На ее протяжении будет устроено пять транспортных развязок в разных уровнях. Первая развязка будет находиться на 14-м километре обхода. Она обеспечит выход на новую трассу с федеральной автодороги Р-297 «Амур», а также подъезд к ТОР «Аэропорт». Развязка на 17-м километре будет построена по типу «труба», она обеспечит выход на новые жилые массивы - в данном районе активно ведется многоэтажная застройка. На 21-м километре предусмотрен транспортный узел, который будет перераспределять транзитные потоки, идущие с федеральной автодороги А-375 «Восток» на трассу А-370 «Уссури», а также обеспечивать выезд к ТОР «Авангард». Развязка на 34-м километре позволит транспортным потокам выезжать к ТОР «Ракитное», а также к селу Некрасовка. Въезд на объездную с трассы со стороны Китая и трассы А-370 «Уссури» будет обеспечен транспортной развязкой на 39-м километре. Всего в составе новой дороги предусмотрено 24 моста и путепровода общей протяженностью более двух километров.

В перспективе на новой трассе должна появиться еще одна транспортная развязка на 29-м километре, которая соединит Индустриальную улицу с проспектом 60-летия Октября. Также в будущем планируется построить новый участок км 40 – км 45 с контрольно-пропускным пунктом на границе с Китаем, на острове Большой Уссурийский.

Расчетный срок строительства составляет 36 месяцев (2017 - 2019 годы). После окончания работ подрядчик должен восстановить поврежденные улицы и дороги, которые подвергнутся усиленной нагрузке со стороны строительной техники в процессе строительства обхода Хабаровска. Для того, чтобы уложиться в срок, подрядчику необходимо вовремя начать работы. По словам технического директора АО «Институт «Стройпроект» Алексея Суровцева (компания занималась разработкой проекта объекта – авт.), объем переустройства коммуникаций, необходимый для начала строительства, невелик, его стоимость составит 3,2% от общей стоимости строительства.

Особенности финансовой модели проекта

Сбор платы за проезд будет вести концессионер в пользу концедента, вырученные средства поступят в бюджет. Инвестор же получит деньги за счет платы концедента и капитального гранта. Суммарное значение по первому критерию на период эксплуатации объекта концессионером составляет 17,385 млрд рублей. Объем капитального гранта, формируемого из средств бюджетов края и федерации, составляет 24,2 млрд рублей.

За счет платы концедента будут проводиться работы по содержанию и ремонту трассы в период эксплуатации концессионером. В структуру данного параметра также входит долговая и акционерная часть, которые будут покрывать затраты на возврат долговых и собственных средств инвестора, а также обеспечивать требуемую доходность.

На презентации проекта «Обход Хабаровска» потенциальных инвесторов заверили, что проблем с очередями у пунктов взимания платы, как на некоторых участках трассы М-4 «Дон», или с высокими тарифами, как на головном отрезке скоростной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» не возникнет. Плата за проезд будет производиться по талонам. Данная система напоминает способ оплаты парковки: с водителя возьмут деньги не за то, что он оставил свою машину на парковке, а за определенный промежуток времени, который она там провела. При въезде на объездную трассу установят автоматы, выдающие талоны. При выезде с магистрали автовладельцам придется предъявить талон и заплатить только за тот участок пути, который они проехали. Пункты взимания платы барьерного типа («stop and go») будут расположены в начале и конце трассы, а также на трех развязках. При этом тарифы на проезд устанавливает не концессионер, а концедент. Так средняя плата за проезд автомобилей первой категории составит 3,92 рубля за километр, для четвертой категории – 15,66.

Проект строительства объездной Хабаровска на участке км 13 – км 42 является одним из первых региональных проектов, который рассматривается в рамках нового механизма финансирования – с привлечением средств, собранных системой «Платон». Реализация данного механизма станет возможной после одобрения возможности софинансирования проекта Правительственной комиссией по транспорту. «Сначала был скепсис, дойдем ли мы до конца», - заявил на презентации проекта заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов. Однако, по его словам, проект уже находится в высокой степени готовности и имеет все шансы на софинансирование капитального гранта.

Юридические тонкости 

Проектом заинтересовались более 40 инвесторов. Презентацию проекта в формате road show в Москве посетили представители как российских, так и зарубежных компаний. Для того, чтобы принять участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, необходимо пройти предварительный отбор. Заявителем могут стать как индивидуальные предприниматели, так и российские и зарубежные юридические лица, а также консорциумы. При этом предпринимателям и компаниям необходимо соответствовать трем критериям: во-первых, быть финансово состоятельными, во-вторых, иметь опыт в реализации и финансировании дорожных ГЧП-проектов и, в-третьих, иметь опыт строительства или реконструкции автодорог.

Срок концессионного соглашения составит 15 лет. Согласно договору, концессионер обязан взять на себя часть затрат по строительству объекта, построить и ввести в эксплуатацию новую трассу, обеспечивать своевременное техническое обслуживание и ремонт объекта, передать дорогу концеденту после окончания срока соглашения. Концедент же обязан подготовить территорию, предоставить в аренду концессионеру земельные участки, выплатить капитальный грант и плату концедента.

Инвестор берет на себя большую часть рисков, связанных с увеличением капитальных затрат и затрат на содержание объекта, несвоевременным завершением работ, гибели объекта и ущерба окружающей среде в ходе строительства. В зоне ответственности концедента остаются изменения сроков реализации проекта из-за несвоевременного предоставления земельных участков и изменения законодательства, которые могут ухудшить условия, на которые рассчитывал концессионер.

Вскрытие конвертов с заявками состоится 10 марта 2016 года. После этого претендентам будут направлены конфиденциальные документы для формирования конкурсных предложений. Подведение итогов и выбор концессионера состоится в конце июля, само же соглашение планируется подписать 10 ноября текущего года.

Официальная часть презентации проекта трассы не вызвала особенно живого отклика со стороны потенциальных инвесторов. Вопросы после мероприятия задали всего несколько человек. Сводились все они примерно к одному: «Точно ли концессионер не сможет взимать плату за проезд по трассе в свою пользу?». После публичной части road-show инвесторы поспешили обсудить проект в более неформальной обстановке, а затем в формате «один на один» с представителями концедента. Итоги переговоров остались за закрытыми дверьми.

Алевтина Гринмирис

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789