13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Превентивный дорожный ремонт

Под словом «инновация» большинство предполагает применение современных технологий и материалов. Однако нововведения могут иметь совершенно иной, не производственный характер. В частности, Государственная компания «Автодор» в стратегии инновационного развития делает ставку на новые для России методы управления автомобильными дорогами. По мнению специалистов Госкомпании, именно при такой организационно-управленческой форме возможно внедрение технических новинок.

Этой теме, инновационному развитию дорожной отрасли, на примере Госкомпании, был посвящен доклад Сергея Илиополова. Заместитель директора Департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» выступил на конференции «Модернизация дорожного хозяйства: опыт и перспективы», которая состоялась в апреле 2013 года в Екатеринбурге. В своем докладе Илиополов акцентировал внимание на внедрении инноваций в организационно-управленческую структуру дорожной отрасли.

«Автомобильные дороги, которыми занимается ГК «Автодор», включая строительство, реконструкцию и содержание – должны отличаться не только повышенной долговечностью, –отметил в докладе Илиополов. – Нам необходимо соответствовать высшему международному уровню по предоставляемым услугам в части сервиса и комфорта передвижения. Этого от нас требует Правительство Российской Федерации, а также пользователи автомобильных дорог. Чтобы достигнуть этих целей, необходимо в корне изменить принципы работы отрасли и выйти на качественно новый, инновационный уровень. И самым главным инструментом в этом процессе должен стать новый подход в организационно-управленческой деятельности».

01.jpgПрограммное управление

Специалисты «Автодора» разработали Программу инновационного развития Государственной компании. В соответствии с ней ГК «Автодор» будет реализовывать запланированные инновационные стратегии, рассчитанные на различные периоды времени, вплоть до 2030 года. Однако, по мнению Илиополова, прежними методами и ресурсами достичь высоких показателей невозможно. Потенциал их модернизации практически исчерпан. Для появления в России современных автомобильных дорог, необходим принципиально новый, системный подход к решению задач, стоящих перед дорожной отраслью. И прежде всего, эти инновации должны коснуться организационно-управленческой сферы.

Основной блок, выделенный в Программе инновационного развития, направлен на создание корпоративной системы. Это позволит сделать каждую структуру отрасли инновационновосприимчевой и инновационногенерирующей - то есть создать почву для внедрения инноваций не только «сверху», но и «снизу». Программа включает также ряд других параметров, соответствующих мировым стандартам по оказанию услуг: инновационную систему управления автомобильных дорог, энергоэффективность, экологию и ряд других направлений.

Тезисы Илиополова

Первоочередные задачи по инновационному развитию, стоящие перед ГК «Автодор», Сергей Илиополов сформулировал в нескольких тезисах. Первый и основной касался внедрения организационно-управленческих инноваций. Суть в том, что в настоящее время внедрение новых материалов и технологий не эффективно. Преимущественно инновации насаждаются «сверху», инициатором является заказчик, и сам факт внедрения становится самоцелью. Подрядчик же зачастую не видит в этом выгоды, и такое начинание спускается на тормозах.

Это обусловлено тем, что в определенные периоды жизненного цикла дороги, между задачами, стоящими перед заказчиком и интересами подрядчика происходит конфликт. При существующей системе управления такая ситуация неизбежна. Чтобы начать развиваться в ногу со временем, необходимо создать условия, при которых инновационное развитие станет основной задачей бизнеса.

09.jpg

Вспомним, что целью каждого коммерсанта, вне зависимости от уровня его социальной ответственности, всегда остается получение прибыли. В свою очередь, заказчику необходимо получить качественный объект. Переход на долгосрочные контрактные отношения позволяет объединить интересы обеих сторон. В идеальном варианте они должны встречаться в конечной точке жизненного цикла. Таким образом, заказчик получит инфраструктурный объект, отвечающий необходимым параметрам, а подрядчик выгодную сделку с хорошей прибылью в конце работы.

Но главный нюанс таких отношений заключается в том, что бизнес будет напрямую заинтересован применять инновации. Таким образом, инновация придет «снизу» от подрядной организации. «Это не только самый эффективный путь, но единственно верный вариант инновационных стратегий», - считает Сергей Илиополов.

Второй тезис, высказанный представителем ГК «Автодор», касался существующей системы управления автомобильными дорогами. По мнению Илиополова принятый подход определения времени капитальности, периода ремонта и прочих мероприятий по эксплуатации дороги категорически не соответствуют запросам современности.

«Сегодня велика доля принятия субъективных решений, - говорит Илиополов. - На наш взгляд даже существование АБДД «Дорога» и аналогичных баз данных позволяет прибегать лишь к частичному обоснованию осуществления различных проверок должностным лицом. Наш подход совершенно иной – никаких регламентируемых межремонтных сроков. На дорогу нужно выходить лишь по мере необходимости, когда возникает потребность в ремонте полотна. И самое главное (это можно выделить третьим тезисом), необходимо минимизировать присутствие человеческого фактора и субъективизма при принятии решений».

Утром исследование - вечером ремонт

Суть предлагаемой модели заключается в том, что при эксплуатации автодорог нужно не бороться с последствиями управленческих недочетов и появившихся в результате проблем с дорожным покрытием, а проводить предупредительные ремонты, выявляя причины появления дефектов.

Нагрузка на дорожное полотно определяется так называемой энергией воздействия, а не только количеством проехавшего транспорта. Этот комплексный показатель несет в себе информацию о скорости, весе и количестве осей проезжающих по дороге автомобилей, а так же зависит от ровности самого полотна, которая изменяется в процессе эксплуатации. Производные этих величин позволяют определить период истощения рабочего ресурса дорожной одежды. То есть по результатам исследований, специалисты определяют момент, когда необходимо выходить на дорогу для проведения комплексного динамического мониторинга состояния каждого конструктивного элемента дороги чтобы указать на участки и сроки дорожного ремонта. Это позволяет перейти на остаточный ресурс дорожной одежды, и продлить жизненный цикл дороги до расчетного.

IMG_0343.jpg

У Госкомпании есть опыт такой работы. При эксплуатации платного обхода города Задонск на трассе М-4 «Дон» в Липецкой области, необходимость такого управления стала очевидна. Вопреки ожиданиям и вразрез с общемировой практикой, интенсивность на участке не упала, а наоборот выросла. В первый год число автомобилей на трассе увеличилось на 26%. В следующем, 2011 году, каждый месяц прирост трафика составлял от 23% до 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эти цифры настораживают дорожников в плане остаточного рабочего ресурса дорожной одежды. Несмотря на то, что она была спроектирована пусть и по передовым методам, инженеры рассчитывали на значительно меньшие темпы роста интенсивности движения. В этом случае такой инструмент для принятия управленческих решений, который бы позволил учитывать реальное состояние дорожной конструкции с учетом имеющейся интенсивности движения, жизненно необходим.

Контроль и еще раз контроль

Еще одну важную управленческую инновацию «Автодор» начал внедрять в 2013 году. Нормативные требования к транспортно-эксплуатационным показателям по каждому году гарантийных обязательств подрядной организации позволяют решить ряд серьезных задач. Ранее при неудовлетворительной работе подрядчика, госкомпании приходилось ждать 5 лет до истечения гарантийного периода, а затем вступать в долгие судебные разбирательства. В течение этого времени дорожные конструкции без должного содержания приходили в полную негодность.

Главная особенность нового документа в том, что теперь ежегодно будет проводиться сопоставление фактических параметров состояния дорожного полотна с заданными и регламентированным показателями при подписании контракта. Это позволяет более оперативно решать организационные вопросы, и самое главное - не допускать необратимых изменений в теле дорожных конструкций.

Таким образом, ГК «Автодор» первоочередной задачей при инновационном развитии ставит внедрение организационно-управленческих решений. Это позволит создать сеть современных автомагистралей и наиболее эффективно ими управлять.

СПРАВКА: АБДД «ДОРОГА» – Автоматизированная информационно-аналитическая система, содержащая периодически обновляемую информацию об автомобильных дорогах, искусственных сооружениях, движении автотранспортных средств, ДТП, объектах сервиса и др. Содержит комплекс расчетно-аналитических программ, позволяющих выполнять оценку состояния автомобильных дорог и решать вопросы, связанные с управлением состоянием автомобильных дорог. Обеспечивает совместимость текущего банка дорожных данных с банками данных прошлых лет; Хранение данных диагностики технического состояния автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации; Определение наличия аварийных участков и потребности в дорожных работах.


фоторепортаж: Конференция "Модернизация дорожного хозяйства: опыт и перспективы" 4-5 апреля 2013 года, г. Екатеринбург

Илья БЕЗРУЧКО


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений