Чтобы грузоперевозки ускорились до 1100 км в сутки к 2030 году, на дорожную отрасль необходимо ежегодно тратить до 8,7 трлн. рублей

Чтобы грузоперевозки ускорились до 1100 км в сутки к 2030 году, на дорожную отрасль необходимо ежегодно тратить до 8,7 трлн. рублей

Одно из заключений Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года не могло не порадовать владельцев транспортных компаний. Согласно документу, который опубликовало Министерство экономического развития, скорость коммерческих грузовых автоперевозок в межрегиональном и международном сообщении возрастет до 1100 км в сутки. Выглядит более чем оптимистично, а в масштабах страны, в целом, даже фантастично. Однако авторы уточняют: такой прорыв возможен лишь при инновационном сценарии социально-экономического развития страны.

Медленно и неверно

Перевозчики восприняли результаты прогноза с долей скепсиса. По словам представителя одной из компаний, специализирующейся на автомобильных перевозках, система расчетов среднесуточной скорости имеет множество факторов, и учесть все нюансы практически невозможно. Например, большое значение имеет время года. Это и условия передвижения зимой, сезонные и температурные ограничения весной и летом.

«Что такое среднесуточная скорость? Если говорить неофициально, то за день по статистике фура проходит километров 400-450. Время управления водителем по ЕСТР (Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки) – 9 часов. Путем не хитрых вычислений получаем среднюю скорость 50км/час. Все остальное зависит от «мастерства водителя», - отметил специалист одной из компаний, занимающейся перевозками, пожелавший не раскрывать его имени.IMG_0250.JPG

Если взять идеальные условия при свободной трассе, по которой фура может беспрепятственно ехать с максимально разрешенной скоростью 90 километров в час (согласно ПДД) – даже тогда водитель может преодолеть лишь 810 километров в течение рабочего дня. Значит, чтобы достичь рассчитанного специалистами Минэкономразвития значения среднесуточной скорости, фурам придется ездить по скоростным магистралям с разрешенной скоростью для грузовиков не менее 123 км в час. Но для этого необходимы соответствующие дороги и инфраструктура.

Стоит отметить, что эти расчеты распространяются на автомобили с одним водителем – большинство транспортных компаний отказываются от экипажей-двоек, в пользу оптимизации затрат.

Ускоряться по всем направлениям

Руководитель Северо-Западного филиала Международной академии транспорта Юрий Чижков в отношении опубликованных прогнозов также настроен скептично. По его словам, увеличение скорости передвижения грузов - необходимое условие нормального развития экономики. Задача поставлена верно, но возникает вопрос — как ее реализовать?4.JPG

По словам специалиста, главное условие высокой скорости передвижения грузов – хорошие дороги. Сейчас состояние отечественных трасс критическое. Дорожная отрасль страны долгое время находилась в состоянии хронического недофинансирования. Объем ассигнований на сегодняшний день это главный показатель, насколько хорошо правительство и профильные органы государственной власти справятся с поставленной задачей.

«Необходимо не просто привести в порядок существующую сеть дорог, важно начать ее активно развивать. Но без достаточного финансирования это не возможно. Возвращение к дорожным фондам, безусловно, положительный шаг. Однако спустя год после их образования все чаще поднимается вопрос о расширении источников их пополнения, - отмечает Чижков. - Этих, пусть даже «окрашенных» средств бюджета недостаточно. Безрезультатна борьба за переведение в счет дорожного фонда транспортного налога. На сегодняшний день эти деньги не попадают в дорожную отрасль. Дополнительно субсидирования из федерального бюджета также ждать не приходится. Согласно стратегическим прогнозам, цены на нефть и газ не будут подниматься, что существенно ограничивает дополнительное финансирование. Других источников пока нет».

IMG_1704.JPGЕще одна проблема - инертность в принятии решений и реализации проектов. Юрий Чижков привел пример дороги «Нарьян-Мар — Усинск». По его словам, разговоры о необходимости этого строительства ведутся уже около семи лет. Главная особенность проекта в том, что это будет единственная дорога, которая круглый год будет соединять Ненецкий автономный округ с опорной сетью дорог. Сейчас такой связи в НАО нет. К тому же на территории всего автономного округа (площадь - 176 810 км², население - 42 844 человек, - ред.) протяженность дорог общего пользования составляет всего 229 км. Подобная нерасторопность властей в плане дорожного строительства присутствует и в других регионах. Например, в Ленинградской области давно говорят о необходимости строительства дороги от порта Усть-Луга. Но время идет, старую трассу разбили грузовики, чем серьезно осложнили проезд для местных жителей, а новая дорога так и находится в проекте.

Множество вопросов возникает в плане применения инноваций в дорожно-транспортной сфере, а также модернизации промышленной базы. «Эти темы стали модными, их любят обсуждать. Но реальных примеров крайне мало», - отмечает эксперт.

«Конечно, впереди еще почти два десятка лет, это солидный срок, - говорит Чижков. - Но у меня большие сомнения, что даже к этому времени можно достичь объявленных показателей. Для воплощения такой задачи необходимы гигантские средства».

Эфемерные деньги

Однако в Министерстве экономического развития тут же оговариваются:

«Увеличение коммерческой скорости грузоперевозок до 1100 км в сутки к 2030 году, может быть достигнуто в результате реализации основных программных документов по развитию транспортного комплекса на долгосрочный период, – прокомментировали «ДорИнфо» в пресс-службе ведомства. – В частности, увеличение средней коммерческой скорости товародвижения на всех видах транспорта предусмотрено проектом актуализированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

В министерстве отмечают, что это самый позитивный вариант развития событий. Всего Прогноз стратегического развития предполагает три сценария: консервативный, инновационный и форсированный.

«Высокого конкурентного уровня транспортных услуг удастся достигнуть при условии реализации инновационного сценария социально-экономического развития Российской Федерации. Он предусматривает увеличение годового объема инвестиций в транспортный комплекс к 2020 году до 3,9-4 трлн. рублей, а к 2030 году в случае реализации всех ключевых транспортных проектов – до 8,7 трлн. рублей», - отметил Павел Катков, сотрудник пресс-службы Минэкономразвития.

Реальные планы

В Государственной компании «Автодор» не рассчитывают значения коммерческой скорости продвижения товаров, а оперируют терминами более понятными: средняя скорость, расчетная проектная скорость при проектировании, разрешенная скорость движения. Напрямую эти понятия не связаны, однако чем больше будет качественных дорог с высокими показателями разрешенной скорости, комфорта и безопасности - тем выше будет коммерческая скорость передвижения грузов. IMG_0512_.JPG

В планах развития автомобильных дорог Государственная компания Автодор ориентируется на основные центры экономической активности и отдыха, города с населением более 1 млн. человек. Также приоритет отдается трассам, входящим в международные транспортные коридоры. Эти дороги должны обеспечить эффективное скоростное дорожное сообщение не только между агломерациями Москвы и Санкт-Петербурга. Госкомпания планирует связать новыми дорогами ряд крупных городов, среди которых: Нижний Новгород, Саратов, Самара, Ульяновск, Казань, Уфа, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Волгоград. Следующими по списку идут Тверь, Ярославль, Владимир, Калуга, Воронеж, Смоленск, Брянск и другие. Госкомпания также планирует обеспечить подъездные пути к транспортным узлам и центрам рекреации в указанных регионах. Перечисленные города являются центрами концентрации потребления и производств, ориентированными на перевозки автомобильным транспортом. В перечисленных субъектах производится около 60% общего валового регионального продукта.

«Формирование сети скоростных автомобильных дорог будет основано на матричном принципе, обеспечивая возможность прямой связи между регионами, минуя московский транспортный узел, стимулируя выравнивание экономической активности и спроса на транспортные услуги и повышая устойчивость и темпы экономического развития регионов и России в целом», - прокомментировали «ДорИнфо» в пресс-службе Госкомпании.

В рамках поставленной цели сеть автомобильных дорог формируется из планируемых и реализованных проектов скоростных автомобильных дорог, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Это будут автомобильные дороги высших технических категорий с многополосными проезжими частями, обеспечивающие движение автотранспортных средств на дальние расстояния с высокими максимальными и средними скоростями движения – с расчетной скоростью движения не менее 150 км/ч при скорости организации движения на всех участках магистрали не менее 130 км/ч.

Не только качественные дороги…

«Для увеличения показателя коммерческой скорости продвижения автомобильным транспортом партий товаров в межрегиональном и международном сообщении состояние автомобильных дорог не является определяющим фактором, - отмечают в пресс-службе Росавтодоре. - Например, по данным диагностики, проведенной в 2012 году, на сети автомобильных дорог федерального значения обеспечивается средняя скорость движения автомобилей, равная 67,4 км/час. То есть при безостановочном движении транспортного средства в течение 

IMG_6693.JPG24 часов автомобиль может проехать 1617 километров – то есть почти в полтора раза больше, чем запланировано Министерством экономического развития Российской Федерации на 2030 год. Однако такого темпа перевозок на практике не достигается».

По мнению специалистов Федерального дорожного агентства, определяющими факторами для увеличения показателя коммерческой скорости продвижения грузов автомобильным транспортом являются уровень развития логистических цепей и организации перевозок. Так, в том же разделе 9.2 Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года поставлена задача довести к 2030 году долю времени движения товаров в пути на автомобильном транспорте до 16-20 часов в сутки. Большое значение может также иметь ускорение обработки грузов в пунктах отправления и назначения, выбор периода движения, оптимального с точки зрения проезда перегруженных движением участков дорожной сети вне «часов пик», выбор маршрута в обход центральных участков крупных транспортных узлов и городских агломераций, уменьшение времени на ликвидацию поломок автомобилей и т.д. Как показала практика, в зимних условиях важнейшее значение для грузовых коммерческих перевозок имеет оснащение автомобилей «зимней» резиной и цепями противоскольжения.

… но и их протяженность

«Естественно, состояние автомобильных дорог также существенно влияет на скорость и своевременность доставки грузов, - отмечают в Федеральном дорожном агентстве. - Мероприятия в сфере дорожного хозяйства, направленные на увеличение скорости продвижения грузов автомобильным транспортом предусмотрены Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2600-р».

Распоряжением предусмотрено к 2019 году привести все автомобильные дороги федерального значения, находящиеся в ведении Федерального дорожного агентства и Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к нормативному состоянию. В первую очередь это касается таких параметров как ровность и шероховатость проезжей части.

Также подпрограмма «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусматривает прирост более чем 20,1 тысяч километров федеральных трасс, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на наиболее загруженную ось 11,5 тонн. То есть практически на всем протяжении основных международных транспортных коридоров. Это позволит перевозчикам расширить возможности выбора маршрутов и обеспечить увеличение скорости продвижения грузов.IMG_1782.JPG

К приоритетным направлениям развития автомобильных дорог в рамках этой же ФЦП отнесены первоочередные мероприятия по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Московской области и Санкт-Петербургского транспортного узла, то есть наиболее перегруженных движением сегментов дорожной сети. Активно осуществляется строительство обходов городов. За последние годы введены в эксплуатацию обходы городов Новосибирска (северный обход), Красноярска, Иркутска, Уссурийска в Приморской крае, Вельска в Архангельской области, Кяхты в Республике Бурятия. Началось проектирование и строительство обходов Новосибирска (восточный обход), Беслана в Республике Северная Осетия-Алания, Гудермеса в Чеченской Республике, Хасавюрта в Республике Дагестан, и города Минеральные Воды в Ставропольском крае.

Общий объем финансирования дорожного хозяйства, предусмотренный из Федерального дорожного фонда вышеуказанной Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и входящей в ее состав подпрограммой «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» на период 2013-2020 годов, установлен в размере 5039,9 млрд рублей.

Илья БЕЗРУЧКО

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789