В прошлую пятницу, 30 ноября, снегопад парализовал движение на главной трассе России. Многокилометровые пробки на магистрали М-10 "Москва-Санкт-Петербург" практически остановили автомобильное сообщение между столицами в течение трех дней. Ликвидацию последствий обильного снегопада проверил лично министр по чрезвычайным ситуациям, а доклад о сложившейся ситуации сегодня был предоставлен главе Правительства РФ Дмитрию Медведеву. «ДорИнфо» проследил, как развивались снежные события на трассе. Штормовое предупреждение

Скованные одним снегом
В прошлую пятницу, 30 ноября, снегопад парализовал движение на главной трассе России. Многокилометровые пробки на магистрали М-10 "Москва-Санкт-Петербург" практически остановили автомобильное сообщение между столицами в течение трех дней. Ликвидацию последствий обильного снегопада проверил лично министр по чрезвычайным ситуациям, а доклад о сложившейся ситуации сегодня был предоставлен главе Правительства РФ Дмитрию Медведеву. «ДорИнфо» проследил, как развивались снежные события на трассе.

Штормовое предупреждение

Главное управление МЧС по Тверской области заявило, что, по состоянию на 6 часов утра, 3 декабря, в понедельник, движение на федеральной трассе М-10 в Тверской области было полностью восстановлено. Этому предшествовали три дня снежного ужаса, сковавшего федеральную дорогу. За день до ненастья, 29 ноября, региональное МЧС объявило штормовое предупреждение. Такую погоду обещали и в Петербурге, и в Москве. Но эпицентр разгула стихии пришелся на два региона – Тверскую и Новгородскую области. Тверь накрыло плотным одеялом снега. Как отметила главный метеоролог Тверской области Татьяна Зимина, в целом по региону за три дня выпало от 17 до 54 мм осадков, на областную столицу пришлось 43 мм – это практически месячная норма. Стихия обрушилась и на федеральную автомобильную дорогу М-10 «Россия».

Основной удар пришелся на 30 ноября. В этот день Управление автомагистрали Москва – Санкт-Петербург (Упрдор «Россия») сообщило о том, что для обеспечения безопасного и комфортного передвижения на подведомственных федеральных трассах (М-10, А-116 Новгород - Псков, М-9 «Балтия») задействовано 380 человек и более 200 единиц спецтехники. В то же время, по поручению губернатора Тверской области Андрея Шевелева, было созвано экстренное совещание комиссии по чрезвычайным ситуациям Верхневолжья, в ходе которого были определены пути решения ситуации на дорогах. В полном составе в режим готовности было переведено ГУ МЧС России по Тверской области, создан оперативный штаб, введена в строй резервная техника, силами пожарной охраны организована помощь в расчистке дорог от снега.

Этих действий оказалось недостаточно. Уже в обед стало известно о 30-километровой пробке в Спировском районе Тверской области на участке трассы с 230 по 260 километр. Пробки вытянулись еще на двух участках: в районе Вышнего Волочка и Валдая. Как сообщили в Упрдоре «Россия», фуры "на летней резине не могли преодолеть участки с возвышенностями и стояли в несколько рядов, мешая проезду остального транспорта". Автовладельцам приходилось нарушать правила и объезжать длинную колонну по встречной полосе. Некоторые информационные агентства сообщали о пробке в 200 километров – от Клина до Вышнего Волочка.

Министерство по чрезвычайным ситуациям отреагировало оперативно. В отчете МЧС говорится, что «в целях организации жизнеобеспечения было развернуто 20 стационарных и 7 мобильных пунктов обогрева и питания, 6 мобильных пунктов заправки. Питанием было обеспечено 4875 человек, мобильными пунктами доставлено 900 литров топлива, за медицинской помощью обратились 17 человек. Для расчистки дорожного полотна было привлечено 47 КДМ (комбинированная дорожная машина), 8 тракторов с плугом и 10 грейдеров, которые расчистили 274 км автодороги и использовали 1300 кубометров песчано-гравийной смеси. К ликвидации последствий происшествия было привлечено 245 человек и 119 единиц техники, в том числе от МЧС России – 53 человека и 16 единиц техники». Была организована круглосуточная работа телефона "горячей линии" Главного управления МЧС России по Тверской области. Телефон был открыт так же для оказания психологической помощи водителям, попавшим в пробку. Эти мероприятия растянулись на три дня. Всего, по данным МЧС, затруднения движения были зарегистрированы на 8 участках автодороги в Тверской и Новгородской областях.

Для ликвидации заторов и помощи участникам дорожного движения на всем протяжении трассы на территории Тверской области (с 108 по 364 километр) круглосуточно дежурили 45 экипажей ДПС. За трое суток тверские инспекторы зарегистрировали 12 ДТП. Госавтоинспекция так же выписала предписания ряду организаций, занимающихся обслуживанием федеральной автодороги. Возбуждено 10 дел об административных правонарушениях по статье 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог». В адрес ФКУ Упрдор «Россия» было направлено представление об устранение причин возникновения заторов на участках федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия» в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах с принятием действенных мер для обеспечения беспрепятственного проезда.

На трассе

Как отметили в «Упрдоре», за три дня выпало рекордное количество снега. Таких обильных осадков на М-10 ранее не наблюдалось. При поступлении информации о штормовом предупреждении, согласно плану о взаимодействии, дорожные службы совместно с ГИБДД и МЧС стали работать в усиленном режиме.

Дополнительные осложнения дорожного движения были вызваны закрытием Твери для грузового транспорта. Городские улицы, заваленные снегом, не могли принять большегрузные автомобили, которые в итоге устремились на трассу, вызвав дополнительное напряжение.

Своевременной уборке снега мешал ряд факторов. Некоторые участки имеют довольно крутые подъемы, и грузовые автомобили не могли въехать в гору, их разворачивало, перекрывалось движение, кто-то глох, у кого-то отказывали тормоза. Автомобилисты заполняли все свободное пространство, вплоть до встречной полосы движения, полностью блокируя трассу. В таких условиях спецтехника долгое время не могла расчищать дорогу и проезжать к местам ДТП. Ночью движение было практически парализовано из-за того, что многие автомобилисты выехали на встречную. Вопреки всем предупреждениям дальнобойщики занимали левую полосу движения и устраивались там на ночлег. На призывы сотрудников ГИБДД и дорожников освободить трассу они никак не реагировали.

Претензий накопилось и у заключенных в пробке водителей. Некоторые автомобилисты, простоявшие десятки часов среди леса, отмечают, что о чрезвычайной ситуации они не были своевременно проинформированы. О питании и раздаче топлива многие узнавали, лишь выбравшись из плена затора.

На помощь спасателям, организовавшим полевые кухни, поспешили волонтеры. Добровольцы закупали продукты и отправлялись на трассу, помогать водителям, до которых не успели добраться сотрудники МЧС. В интернете появлялись сообщения об открытых зонах wi-fi вблизи населенных пунктов. Владельцы wi-fi роутеров открывали доступ, чтобы каждый мог воспользоваться всемирной паутиной.

В сообщении на сайте правительства Тверской области говорится, что губернатор встретился с активистами поисково-спасательного клуба «Сова» и договорился с ними о совместной помощи людям, заключенным в пробке. Сайт «Регион69» стал альтернативной площадкой, на которой объединились активисты, неравнодушные к чужой беде. Волонтеры, не связанные ни с какой организацией, по собственной инициативе покупали продукты и отвозили их на замершую трассу.

В то же время коммерсанты пытались нагреться на беде других. Известны случаи, когда в придорожных кафе за булку хлеба просили от 70 до 100 рублей, а стоимость порции второго блюда доходила до 300-500 рублей.

Прилетит вдруг министр

В субботу, 1 декабря, работы по очистке дороги продолжились. Автомобилистов призывали воздержаться от поездок по трассе, а так же рекомендовали ехать в Петербург по другой федеральной дороге - М-9 «Балтия». Перепробег в 250 километров позволял избежать многочасовых ожиданий в пробке. Субботним утром ответственность по организации дорожного движения пала на ГИБДД.

В воскресенье ситуацию под личный контроль взял глава МЧС Владимир Пучков. Министр облетел на вертолете наиболее загруженные участки трассы в трех областях (Ленинградской, Новгородской и Тверской), а также проконтролировал проведение работ по расчистке дороги, где наблюдались многокилометровые пробки. Глава МЧС озаботился не только технической стороной проблемы – устранением затора на трассе, но и обеспечением водителей топливом и продовольствием.

Несмотря на заявления правительства Тверской области о нормализации движения, в воскресенье пробка на федеральной трассе не уменьшалась. С ситуацией на трассе попытался разобраться еще один министр – глава Минтранса. Максим Соколов в воскресный день прибыл в Тверь, где провел совещание с представителями областной администрации.

Ситуация нормализовалась лишь в ночь с воскресенья на понедельник. В районе Торжка и Вышнего Волочка, по данным на утро 3 декабря, еще сохраняются затруднения движения, но напряженная транспортная обстановка характерна для этих участков трассы. Сейчас автомобильный поток движется в штатном режиме со средней скоростью от 40 до 90 километров в час.

В понедельник, 3 декабря, вице-премьер Дмитрий Рогозин по поручению главы Правительства РФ провел селекторное совещание с главами ряда регионов. Рогозин проанализировал информацию, поступившую из МЧС и других служб, принимавших участие в ликвидации сложной ситуации на федеральной дороге. Итоги совещания в этот же день были представлены Дмитрию Медведеву на встрече с вице-премьерами. На основании полученных данных Дмитрий Рогозин доложил о нынешнем положении дел. Он рассказал об обстоятельствах, ставших причиной транспортного коллапса на главной магистрали страны.

Так же вице-премьер озвучил ряд предложений, которые в будущем, по его мнению, помогут предотвратить возникновение подобной ситуации. В очередной раз был поднят вопрос о взаимодействии всех служб: МЧС, ГИБДД и Управления дороги. Дмитрий Рогозин резко высказался в отношении использования летней резины и предложил законодательно обязать водителей в осенне-зимний период менять покрышки по сезону. Еще одно предложение, которое поддержал председатель Правительства, касалось возможности привлечения инженерных подразделений Вооружённых сил Российской Федерации к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По итогам совещания Дмитрий Рогозин пообещал подготовить проект поручений и направить их на рассмотрение  Дмитрию Медведеву.

P.S.
В социальной сети «Вконтакте» была создана группа «Пробка на М-10» для обмена информацией о событиях на федеральной трассе. На странице группы оперативно появляются сообщения от автомобилистов, находящихся в настоящее время на трассе. Также здесь приведены телефоны «горячей линии» и контактные данные волонтеров. Согласно сообщениям на странице группы, полноценное движение на магистрали не открыто до сих пор. По состоянию на 16:43, «Москва-Тверь едет. Эммаус-Волоколамка чисто, - пишет один из участников группы. - Трасса почищена. Но гайцы перед мостом не пускают. Там стоят. Медное - стоит. Марьино - гайцы пустили поток. Возле Торжка всех сводят в 1 полосу, из-за этого пробка. Возле и дальше Торжка трасса еле еле едет. В Зизино уже стоит. Будово слабо едет. Далее на Волочек - стоят. за Волочком - едет. Валдай - едет. Крестцы и далее на Питер - едет трасса. На Москву едут везде. Прошла инфа что за Тверью на Москву образовалась пробка». Участники дорожного движения рекомендуют передвигаться по трассе М-9 «Балтия». Как отмечают участники группы, эта автодорога совершенно пустая.

P.P.S.

Последние данные о ситуации на участке трассы корреспонденту "ДорИнфо" также озвучили в главном управлении МЧС по Тверской области. По словам пресс-секретаря регионального ГУ МЧС Дениса Гуцалюка, движение по трассе осуществляется в штатном режиме. Существенных проблем нет. Незначительные затруднения отмечаются на нескольких участках автомобильной дороги.

Для ликвидации чрезвычайной ситуации в Тверской области был создан межведомственный штаб, который координировал действия структур, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС, пояснил Гуцалюк. Его возглавил заместитель губернатора, председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тверской области Сергей Дудукин. Для ликвидации ЧС была привлечена авиация. Вертолет МЧС в субботу, 1 декабря, совершил облет трассы для детальной оценки ситуации. Проводились и профилактические мероприятия. Для предотвращения последствий ЧС был запущен стандартный механизм оповещения населения. Предупреждения о заторе распространялись через SMS-рассылку, информация была передана СМИ, а также транслировалась на радиоволнах, которые используют дальнобойщики.

Фото: пресс-служба ФКУ Упрдор "Россия"

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789