Метр моста "Куинсберри бридж" обойдется шотландскому бюджету в сумму, эквивалентную семидесяти четырем миллионам рублей, тогда как на метр Керченской переправы, превышающей по длине шотландский аналог более чем в шесть раз, потратят около двенадцати миллионов.
Метр моста "Куинсберри бридж" обойдется шотландскому бюджету в сумму, эквивалентную семидесяти четырем миллионам рублей, тогда как на метр Керченской переправы, превышающей по длине шотландский аналог более чем в шесть раз, потратят около двенадцати миллионов.
Первые капитальные мосты на территории Великобритании начали строить еще римляне в первом веке нашей эры. И строили, надо сказать, на совесть — некоторые сохранились и по сей день. На территории современного Эдинбурга нет столь древних сооружений, и до последнего времени главной его транспортной «достопримечательностью» оставался Железнодорожный мост через реку Форт — ровесник и дальний родственник по линии ажурных металлоконструкций знаменитой Эйфелевой башни. Соседний, не столь изящный, автомобильный мост был сдан в эксплуатацию в 1964 году и к началу десятых годов XXI века свой ресурс почти полностью исчерпал. Сегодня по соседству с этими переправами идет строительство нового моста "Куинсферри кроссинг", уже названного крупнейшим строительным проектом века в Шотландии.
Впервые предложение о строительстве еще одной переправы в устье реки Форт (Forth), отделяющем столицу Шотландии от области Файф (Fife), было озвучено в начале девяностых годов прошлого века. Однако в то время с транспортным потоком справлялся и существующий мост, так что строительство нового было отложено на неопределенное время. Проблемы с нагрузкой проявились к 2005 году, и два года спустя было принято окончательное решение о его замене. Впрочем, спустя еще год, было решено все же оставить старый мост для движения общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов.
В 2007 году по заказу министерства транспорта Шотландии было проведено исследование возможных вариантов устройства переправы. Авторы данного исследования рассматривали варианты строительства мостов и тоннелей в различных местах побережья, но в итоге рекомендовали остановить выбор на строительстве вантового моста к западу от существующего автомобильного. В исследовании делается вывод, что такой вариант значительно дешевле, чем прокладка тоннеля и занимает меньше времени. В то же время было отмечено, что тоннель будет иметь куда меньшее влияния на окружающую среду.
В декабре 2007 года министр финансов Шотландии Джон Суинни объявил, что строительство моста с подходами и инфраструктурой обойдется в сумму от 3,25 млрд до 4,22 млрд фунтов. По его словам данная стройка стала «крупнейшим строительным проектом века в Шотландии».Против строительства выступило сразу несколько политических групп с различной аргументацией. Партия «зеленых» традиционно предупреждала об экологической угрозе, другие объединения настаивали на том, что затраты на строительство не соответствуют эффекту от введения в строй нового моста. Помимо протестов против строительства, как такового, с критикой проекта выступила политическая группа, настаивающая на выборе тоннеля, как более дешевого и экологически безопасного варианта.
На первом этапе предполагалось, что финансирование столь масштабного проекта будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. Но в декабре 2008 года правительство Шотландии объявило о том, что стройка будет профинансирована из средств бюджета, в рамках стратегии реализации транспортных проектов. На тот момент стоимость строительства четырехполосного моста длиной в 2700 метров оценили в сумму от 1,72 до 2,34 миллиарда фунтов.
В марте 2011 года шотландское правительство объявило о выборе подрядчика строительства. Им стал консорциум «FCBC», в который вошли компании Dragados, Hochtief, American Bridge International и Morrison Construction.
Лоты поменьше достались другим подрядчикам: контракт стоимостью почти 13 млн фунтов на создание интеллектуальной транспортной системы ушел компании Dromore Ltd, а реконструкция развязки с трассой М9 за 25,6 млн фунтов отошла компаниям Sisk и Roadbridge.
В январе 2011 года принятый шотландским парламентом закон о строительстве моста получил королевское одобрение и через восемь месяцев строительство началось. По плану мост должен быть сдан к концу 2016 года. На сегодняшний день стройка продолжается, а финальный бюджет проекта, по оценкам Департамента транспорта Шотландии, превысит 2 миллиарда фунтов.
Сколько же стоят подобные проекты в России? Сравним самый большой мост Великобритании с самыми масштабными мостовыми переходами в нашей стране.
Характеристики |
Куинсферри кроссинг |
Русский мост (Приморский край) |
мост через Керченский пролив |
Тип |
Вантовый |
Вантовый |
Ферменный |
Назначение |
Автомобильный |
Автомобильный |
Автомобильно-железнодорожный |
Длина |
2700 метров |
3100 метров |
19000 метров |
Длина пролета (max) |
650 метров |
1104 метра |
227 метров |
Количество полос |
4 |
4 |
4 + ж/д-пути |
Высота (max) |
207 метров |
320,9 метра |
70 метров |
Количество пилонов |
3 |
2 |
— |
Общая стоимость |
Около 2 млрд фунтов (200 млрд рублей) |
Около 660 млн фунтов (в ценах на момент окончания строительства) 35,4 млрд рублей |
Около 2,28 млрд фунтов 228,3 млрд рублей |
Хорошо видно, что и эксплуатирующийся мост на остров Русский и строящийся мост через Керченский пролив не только превосходят самый большой мост Британии по техническим характеристикам, но и стоят, при пересчете на километр, существенно дешевле.
Интересные факты:
|