В Санкт-Петербурге и Ленинградской области акцию проводят ФКУ «Севзапуправтодор» и ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» при поддержке Минтранса РФ и ГИБДД.
С 28 сентября по 4 октября 2015 года на дорогах во всех России проходит акция «На дорогу – без перегруза!». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области акцию проводят ФКУ «Севзапуправтодор» и ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» при поддержке Минтранса РФ и ГИБДД.
В первый день акции совместно с сотрудниками «Севзапуправтодора» на пост ДПС ГИБДД, расположенный на 131-м километре трассы А-181 «Скандаинавия», отправились и журналисты. Пока сотрудники Ространснадзора и ГИБДД делали свою работу, начальник отдела организации работ по безопасности дорожного движения «Севзапуправтодора» Кирилл Бобров представил некоторые данные статистики.
По его словам, с начала 2015 года на федеральных дорогах в одной только Ленинградской области выявлено более 100 тысяч грузовиков с перегрузом – это более 30% от общего числа проехавших по федеральным трассам на территории региона фур. Максимальный «улов» водителей-нарушителей в день на трассах Ленобласти составил 2,5 тысяч грузовых автомашин, за месяц – 25 тысяч. При разрешённой максимальной массе в 44 тонны и максимальной нагрузке на ось 11,5 тонны время от времени попадаются и «рекордсмены», чья масса зашкаливает за 100 тонн.
Бобров также отметил, что акция «На дорогу – без перегруза!» никак не связана с предстоящим началом взимания платы с 12-тонников, а единственная разница, которую почувствуют на себе водители большегрузов по сравнению со штатным режимом работы, заключается в том, что на время мероприятия пункты весового контроля переведены на круглосуточный режим. При этом Бобров напомнил, что непосредственно «Севзапуправтодор» не имеет права применять каких-либо карательных санкций по отношению к шофёрам-нарушителям. Административные меры могут быть приняты лишь уполномоченными службами – ГИБДД и Ространснадзором.
Пока Бобров описывал процедуру организации весового контроля и делал выкладки из цифр, сотрудники Ространснадзора остановили очередной большегруз с перевесом. Пока сотрудники ГИБДД производили все необходимые замеры и составляли протокол, журналисты проследовали в кабину к инспектору Ространснадзора, который рассказал о технической стороне процесса.
По его словам, само весовое оборудование и программное обеспечение к нему – полностью отечественная разработка, прошедшая все необходимые испытания и получившая все необходимые сертификаты. Сотрудники службы проходили специальное обучение на заводе-производителе и получили удостоверение о том, что они имеют право работать с весовым оборудованием. Производитель, - московская компания «Тензо-М», - также занимается обслуживанием и настройкой всего программно-аппаратного комплекса для взвешивания.
В первый день акции на пост ДПС, где проходит взвешивание, приехал заместитель начальника отдела контроля международных перевозок Северо-Западного управления Госавтодорнадзора Роман Оников. Вместе с Кириллом Бобровым он охотно пообщался с журналистами.
«Существует проблема «экономической оптимизации»: участники дорожного движения – транспортные компании – осуществляют перевозку с перегрузом либо по общей массе, либо по осям с целью сэкономить, уменьшить себестоимость перевозок. Дорога рассчитана на определённые нагрузки. Рассчитано не только то, что мы видим, но и то, что под асфальтобетонным покрытием. Не всегда это заметно по началу, но большие нагрузки разрушают внутреннюю часть дорожной одежды, она теряет свои расчётные показатели и раньше времени выходит из строя», - рассказал Кирилл Бобров.
Специалист также заявил, что российские федеральные дороги рассчитаны на определенный груз, и это естественно: «Все мы живём в домах и квартирах. Но никто же не затаривает, как складские помещения, квартиру на 9-м этаже. У всех есть понимание, что определённые нагрузки определяются конструкцией. То же самое с дорогой, которая рассчитана на определённую массу. И, как правило, расчёт производился по старым дорогам. Нормативы соответствуют строительным правилам».
Бобров отметил, что на разных участках можно провозить разную массу, поскольку некоторые из них реконструировались с учетом современных повышенных нагрузок, а некоторые нет. Но на федеральных дорогах, как правило, 11,5 тонны на ось.
Чиновник рассказал и о системе расчёта штрафов: «Когда перегруженное транспортное средство вышло на дорогу, оно выявлено, у него нет специального разрешения на перегруз, на таких переносных постах, или на стационарных, составляется акт о фактических нагрузках по осям и по общей массе. Есть нормативы, установленные Правительством Российской Федерации. Расчёт производится в рублях в зависимости от количества перегруза в процентах и в зависимости от пройденного маршрута в километрах».
«Отечественные водители находят лазейки, - добавил Бобров. - Но то, что они находят – об этом я не буду говорить, потому что не все водители их ещё находят. Но лазейки, естественно, закрываются. Это нормальный процесс».
Акция проводится в соответствии с указом Президента Российской Федерации Владимира Путина, пояснил Роман Оников. Проводится проверка на всех дорогах Российской Федерации федерального, регионального, муниципального и межмуниципального значения. Проверяется то, как добросовестно наши перевозчики соблюдают законодательство.
«Долгое время мы работали только по международному контролю, - рассказал Оников. - По международному контролю статистика нарушений очень небольшая. Всё-таки международники добросовестно работают, они ездят за границу. Только с 24 июля этого года нам дали полномочия по проверке внутрироссийских перевозчиков на соблюдение весогабаритного контроля. Буквально 2 месяца прошло, как мы занимаемся этим контролем. Статистика неутешительная. Процентов 70, может быть, даже больше перевозчиков внутри Российской Федерации ездят с нарушениями. У большого количества из этих 70% нарушения очень серьёзные. Если для 5-осных транспортных средств норма 40 тонн по общей массе, то для 6-осных и более – до 44 тонн включительно. У нас попадались машины и 60, и 70, и 80 с лишним тонн. Это превышение практически в 2 раза. Соответственно, сами понимаете, какая нагрузка идёт на дорожное полотно, поскольку данная дорога рассчитана на несущую нагрузку в 10 тонн».
По словам Оникова, большая часть транспортных средств, которые осуществляют перевозки тяжёлых грузов – это самосвалы, в основном, - оформленные на частных лиц. И фактически к предприятиям данные машины не имеют непосредственно никакого отношения. «Поэтому очень тяжело привлекать в этом плане перевозчика, - сетует Оников. - Сейчас по закону привлекается водитель и отправитель груза. Очень много машин оформлено на частных лиц, и не выявлен перевозчик. Мы не можем привлечь к ответственности перевозчика, потому что его нет. Более того, есть транспортные средства, оформленные на частных лиц, где водитель – он же хозяин, и он даже не является индивидуальным предпринимателем. То есть, он работает, как частное лицо, осуществляя незаконную коммерческую деятельность. И с этим надо как-то бороться».
Водителям-нарушителям вместе с протоколом в течение всей акции будут выдавать мотивационные памятки, призывающие не ломать дороги, по которым ещё предстоит ездить. Ну а водителям, соблюдающим весогабаритный режим, инспекторы дарят флажки и магниты, свидетельствующие о том, что этот водитель вывел своё транспортное средство на дорогу без перегруза.
Евгений Улыбин, «ДорИнфо»
фото автора