Громкий коррупционный скандал в Новгородской области в очередной раз напомнил обществу о проблеме воровства бюджетных денег, выделяемых на многострадальные российские дороги.Кто и как ворует в дорожной отрасли, и можно ли с этим бороться,  читайте в материале «ДорИнфо».

О хищениях из госбюджета в российской дорожной отрасли, и не только в ней, сегодня не говорит разве что ленивый. По данным соцопросов, значительное число жителей страны считает её одной из самых коррумпированных в экономике. К слову, и сами дорожники не раз заявляли, что криминала в их работе столько же, сколько в любых других видах деятельности. И общественное мнение, и мнение специалистов отрасли имеют право на существование. Однозначное решение проблемы увода денег с дорожных строек никто предложить не берется. На форумах, конференциях, круглых столах звучат разные идеи. Воровство при этом продолжается. Иногда вполне «успешно», иногда, как в случае с замгубернатора Новгородской области – не очень. В проигрыше в итоге оказываются все: и налогоплательщики, получающие меньше дорог заведомо худшего качества, и дорожники, несущие репутационные потери и вынужденные строить на остатки разворованных средств то, на что денег хватает. Какие способы воровства на дорогах России используют чаще, и можно ли справиться с этой бедой? Попробуем разобраться.

ПЕРВЫЙ ВИЦЕГУРБЕНТОР И ПОЛМИЛЛИАРДА

2 апреля 2013 года информационное поле страны было взорвано новостью о крупном коррупционном скандале. Прокуратура Новгородской области в ходе проверок вскрыла факты систематического хищения бюджетных средств в особо крупном размере, выделяемых на строительство, ремонт и содержание дорог. Сумма причиненного ущерба, по предварительным данным, составляет полмиллиарда рублей.

В деле, по информации правоохранителей, оказались замешаны: первый вице-губернатор области Арнольд Шалмуев, двое депутатов муниципалитетов, руководитель, заместитель и ответственный за приемку строительных работ госучреждения «НовгородАвтодор», а также иные лица из числа директоров государственных унитарных предприятий и ряда коммерческих структур. Используя административный ресурс, эта группа лиц во главе с замгубернатора ограничивала конкуренцию на аукционах на право выполнения работ по ремонту автодорог в регионе. После этого «компания» заговорщиков добивалась заключения контрактов с подконтрольными себе организациями. Впоследствии часть денег, предназначенных на дорожные работы, переводилась на счета аффилированных коммерческих фирм по фиктивным договорам поставок. Другая часть – передавалась от субподрядных организаций вышеназванным чиновникам в виде взяток.

Сейчас по материалам прокурорской проверки в отношении ряда чиновников и коммерсантов возбуждены уголовные дела по разным статьям Уголовного кодекса РФ. Они подозреваются в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере, с использованием должностного положения; превышении должностных полномочий; принуждении к отказу от сделки, совершенном организованной группой; устранении конкуренции путем ограничения доступа на рынок. Правоохранители уже провели порядка 45 обысков по местам жительства и работы всех подозреваемых. Сбор доказательной базы и установление обстоятельств преступлений продолжается.

Ход и результаты расследования находятся на контроле прокуратуры области. В настоящее время Новгородский суд принял решение заключить под стражу до 2 июня шестерых задержанных, включая Шалмуева, который еще в день начала обысков отправился в больницу с подозрением на сердечный приступ. Следователи, в свою очередь, заподозрили симуляцию, и суд с этими подозрениями согласился.

ФСБ, ФАШИСТЫ И МЕРТВЫЕ ДУШИ

Гораздо более кинематографично развивался коррупционный скандал вокруг Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. Тут нашлось место не только тихим кабинетным играм с бумагами, позволявшим вывести то или иное количество наличности, но и целому детективу с неофашистами, боевыми группами и спецоперациями ФСБ.

В конце 2011 года (до этого момента строительство откладывалось из-за недостатка финансирования) о дороге вновь заговорили, но совсем не в том ключе, в котором хотелось бы строителям и проектировщикам.

Появилась информация, что ФСБ расследует хищение 8,8 млрд рублей, которые были выделены на проведение проектно-исследовательских мероприятий по ЦКАД. По обнародованной правоохранительными органами информации, схема хищения столь астрономической суммы оказалась довольно простой. За новые исследования, на проведение которых действительно требуются немалые деньги, были выданы должным образом обработанные архивные материалы 40-летней давности, собранные при строительстве бетонной кольцевой дороги.

После этого ЦКАД удивила всех еще раз, когда вскрылись подробности того, как ФСБ удалось выйти на схему хищения бюджетных средств. Оказалось, что,когда началось финансирование проектных работ, принять участие в проекте пригласили профессора Петра Хомякова. Он занял одну из руководящих должностей в ООО «Спецметропроект» и стал курировать ряд исследований. Помимо ведения научной работы, Хомяков являлся лидером и идеологом нескольких подпольных националистических группировок, готовивших захват власти в России. Как полагают в ФСБ, часть денег, выделенных «Спецметропроекту» на работы по ЦКАД, Хомяков присваивал при помощи введенных в штат компании фиктивных, но получающих зарплаты, сотрудников и направлял на финансирование этих группировок. Задержание злоумышленников и раскрытие схемы хищения «дорожных» денег как раз и стали результатом расследования деятельности националистической группировки.

ФЛОРА И ФАУНА

Не остался в стороне от крупных скандалов и Петербург. Здесь обанкротившуюся подрядную организацию, которая так и не смогла достроить кольцевую автодорогу, подозревают в мошенничестве, принесшем ущерб в несколько миллиардов рублей.Именно по такой статье было возбуждено уголовное дело после прокурорской проверки компании «Флора» – подрядчика строительства КАД. Компания в свое время с легкостью выиграла тендер на выполнение работ, но бюджетные деньги, которые поступали на её счета, так и не были освоены. Работа на объекте не велась, в результате финальный участок дороги - от трассы Нарва до поселка Бронка - строили другие организации. После завершения работ была проведена проверка, вскрывшая крупные хищения со стороны подрядчика. При этом субподрядчикам «Флора» также оказалась должна существенные суммы. Около 10 строительных фирм подавали иски в арбитражный суд, поскольку выполнили все работы по договору субподряда, а оплаты так и не дождалась. «Флора» же попросту исчезла как юрлицо вместе с деньгами из федерального бюджета и своими обязательствами.Однако владельцев все же нашли и возбудили уголовные дела о мошенничестве в особо крупном размере. Помимо воровства 211 миллионов, гендиректора фирмы также обвиняют в том, что он обманул страховую компанию и не перечислил 54 миллиона рублей на ее счет. В результате дирекция дороги после того, как расторгла договор с «Флорой», не смогла получить перечисленные на счета фирмы средства, и вынуждена была выделить дополнительные деньги на завершение строительства. Третье уголовное дело было возбуждено ранее. Касается оно уклонения от уплаты налогов. Характерной чертой этого скандала стала покупка двух автомобилей Феррари предназначенных, якобы, для проверки качества дорожного полотна.

Как полагают в правоохранительных органах, собранных доказательств достаточно для привлечения виновных к уголовной ответственности. По последним данным ГУВД, объем нанесенного фирмой бюджету ущерба превысил сумму в миллиард рублей.

АНАТОМИЯ ДОРОЖНОГО ХИЩЕНИЯ

По большому счету, схем криминального и полукриминального увода денег со строительных объектов не так уж и много. Основные механизмы давно известны как самим коррупционерам, так и следователям. Различаются они в зависимости от изобретательности участников.

Суммы, сэкономленные на дорожном строительстве, порой составляют 30% от общей стоимости контракта. Такую экономию строители нередко называют «рационализацией». Зачастую при этом страдает качество. Например, согласно смете, песчаный карьер расположен за сотню километров, но подрядчик находит такой же, только гораздо ближе. Или на бумаге прописаны затраты на организацию строительного городка, однако в реальности рабочие живут в старых копеечных вагончиках.

Иногда дорожники вынуждены прибегать к разным хитростям. Есть множество нечистых на руку чиновников, требующих взятки. Если откаты превышают 15%, то без ущерба качеству не обойтись, заявляет один из московских подрядчиков. В этом случае строители закупают материалы, не соответствующие запроектированным. Например, вместо дорогого калиброванного песка приобретается обычный, более дешевый.

Подобного рода хищения могут быть организованы еще до начала строительства. Нередки случаи, когда дорога по документам существует, но в реальности работы и не начинались. Подобные преступления раскрываются иногда уже во время приемки объекта. Бывает, строительство начинается, но работы временно замораживаются, а материалы и техника перебрасываются на другой объект. Такой случай произошел, в частности, в Карелии. Подобным образом «исчезла» дорога к аэропорту Перми, которую должны были построить по программе «Модернизация транспортной системы России». По документам она, якобы, сдана в эксплуатацию в 2004 году, средства освоены, но фактически дороги попросту нет.

Есть еще один, скажем так, легальный способ «зарабатывания» в дорожной отрасли. Допустим, себестоимость щебня составляет сто рублей. В крупном городе, куда его привезли за полторы сотни километров, цена увеличивается в два раза. Если в нее добавить битум - то материал будет стоить уже тысячу рублей, а если раскатать, то все семь тысяч.

СПАСЕТ ЛИ ОТ ВОРОВСТВА КОНТРОЛЬ ЦЕН?

Объем затрат на проведение работ определяется на этапе составления сметы. К слову, в России специалистов, занятых в составлении проектно-сметной документации, порядка 240 тысяч. Работают они в организациях всех форм собственности. У Росавтодора для выполнения проектировочных работ есть специальный научно-исследовательский институт. По мнению специалистов, все, кто занят в проектировании, заинтересованы в «раздувании» смет. В частности, у самих сметчиков оплата составляет 4-7% стоимости всего проекта. В том случае, если рассчитывает объем работ дочернее предприятие стройфирмы, высока вероятность того, что подряд получит именно она.

Эксперты Союза инженеров-сметчиков России заявляют, что в 85% проектов финансирование работ завышается на 15-30%. Причина не только в заинтересованности сметчиков, но и в использовании устаревших стандартов. В России до сих пор действуют сметные нормативы 1984 года. Они соответствуют технологиям 1950-1960-х годов. В результате при расчете объем средств складывается с учетом работы устаревшей техники, которую сегодня уже и не используют. А новейшие машины и разработки в дорожной отрасли позволяют увеличивать производительность на 30–40%. Однако, на сметах это не отражается.

Специалисты, составляющие сметы, безусловно, знают все это и понимают, что на дорожном строительстве можно существенно экономить без ущерба качеству. По мнению некоторых экспертов, в России необходим единый орган, который будет отвечать за ценообразование в строительной отрасли. Помимо этого, нужно установить предельные ценовые максимумы, считает специалист. В настоящее время за это отвечает Минрегионразвития, ПСД и техдокументацию проверяет Главгосэкспертиза, а Росавтодор подчиняется Минтрансу. Таким образом, ответственность делится между несколькими структурами.


Алексей БОТЕВ

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789