Глава Росавтодора Роман Старовойт рассказал корреспонденту «ДорИнфо» о переговорах, которые состоятся на ВЭФ с инвесторами из Китая, и о том, из каких материалов построят Керченский мост.
Проект строительства моста через Лену в районе Якутска не забыт и не отложен в долгий ящик на неопределенный срок. На Восточном экономическом форуме осенью этого года руководство Росавтодора готово обсудить участие в нем инвесторов из Китая. Анализ предложений зарубежных коллег ведется уже сейчас, рассказал в интервью порталу «ДорИнфо» глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт.
- Роман Владимирович, недавно вы говорили, что на Восточном экономическом форуме Росавтодор планирует обсудить с инвесторами из Китая строительство моста через Лену. Значит ли это, что конкурс на выбор концессионера будет снова объявлен?
- Будет ли объявлен конкурс, решит Правительство РФ, а не мы. Нам поручили провести переговоры с китайскими инвесторами и понять, насколько реальны их предложения, насколько финансово они интересны Российской Федерации. На сегодняшний день такой анализ нами не закончен. Мы находимся в процессе. Я надеюсь, что к указанной дате мы уже сможем дать оценку этим предложениям. Но те предложения, которые прозвучали первоначально, они были сделаны китайской стороной, в общем, без детального ознакомления с проектом. От нас китайские коллеги тоже запросили объем информации, и мы им ее направили. Сейчас они ее анализируют и формируют свое предложение, выраженное уже в конкретных стоимостных параметрах, сроках и качестве.
- Планируется ли еще какие-то конкретные проекты обсудить с представителями Китая на Восточном экономическом форуме?
- Все конкурсы, которые объявляются нами в Российской Федерации или нашими коллегами, носят открытый характер. И ни в коем случае при формировании конкурсной документации мы не ставим перед участниками в качестве критерия принадлежность к той или другой стране. Мы всегда открыты. Более того, в конкурсе на строительство моста через Лену в Якутии, который нами был проведен по поручению Правительства РФ, в одном из консорциумов - участников была китайская компания - корпорация, которая занимается автодорожным и железнодорожным строительством. То есть мы предполагали, что они могут принять участие в реализации этого проекта и ранее.
- Нельзя не спросить здесь про другой мост — Керченский. Вы уже говорили, что мост через Керченский пролив планируется построить из отечественных материалов. Из каких регионов будут организованы поставки материалов и конструкций? Известны ли уже основные поставщики?
- Инертные материалы по понятным причинам будут поставляться из регионов Юга России. Это песок, камень, которых потребуется довольно большой объем. Стоимость этого материала не высока, поэтому только перевозка будет влиять на ценообразование. Материалов на Юге России достаточно. Мы уже понимаем, из каких карьеров, в каком объеме, в какое время будет доставляться материал к месту строительства. Если говорить про металлоконструкции, а для мостового сооружения самое капиталоемкое — это как раз металлоконструкции, то, насколько я знаю, генеральный подрядчик ведет переговоры со всеми производителями металлоконструкций. Со всеми, начиная от Северо-Запада нашей страны, от Санкт-Петербурга, до Владивостока. Одновременно ведется составление логистической схемы доставки этих материалов. Предварительные переговоры сейчас ведутся по поводу цены, потому что здесь она тоже очень важна, мы ограничены той суммой, которая указана в постановлении Правительства РФ о строительстве Керченского моста. О стоимости конструкций переговоры ведутся отдельно, потому что компании, их производящие, коммерческие. И наша задача - в случае необходимости подключиться к этим переговорам для того, чтобы возможно как-то скоординировать работу. Пока генеральный подрядчик на этот счет к нам не обращался. Но мы знаем, что эти переговоры ведутся. Если говорить про материалы иностранного производства, то их будет незначительная часть. Как правило, это деформационные швы, потому что их производит ограниченное количество компаний. В Восточной Европе их не делают, это, как правило, западноевропейские компании. Но набор поставщиков этих материалов в России достаточно обширен. Здесь мы тоже сможем конкурентную стоимость сформировать.
- Конкурс на строительство подходов к Керченскому мосту со стороны Краснодарского края уже объявлен?
- Конкурс будет объявлен в ближайшее время.
- Еще один значимый для Росавтодора и в общем беспрецедентный для России проект — создание системы взимания платы (СВП) с 12-тонников. Стоимость проезда по федеральным трассам для большегрузов пока не утверждена. Каким видят специалисты Росавтодора сценарий работы СВП, если Минэкономразвития настоит на 64 копейках за километр?
- 64 копейки уже не звучит, потому что мы представили информацию о том, что лишь для того, чтобы возместить затраты инвестора, тариф должен составлять чуть менее рубля. Если будет принято 64 копейки, это вызовет дополнительные расходы федерального бюджета, что не имеет смысла. Если выйти на «ноль», это значит 94 (копейки), а дальше — это решение уже Правительства, даже не Минтранса РФ, потому что предложения из Минтранса находятся сейчас в Правительстве.
- Сибирская ассоциация перевозчиков обратилась в Госдуму РФ с просьбой пересмотреть тарифы для 12-тонников и дифференцировать их в зависимости от качества дорог. Как вы к этой инициативе относитесь?
- Мы слышали это предложение и с коллегами из Минэкономразвития рассматривали такую возможность. Но, во-первых, технически это не так просто будет осуществить. Но даже это не главное. Ведь сама система создается для того, чтобы дороги поддерживать в нормальном состоянии. Как раз работа системы (взимания платы) позволит привести трассы в нормативное состояние, точнее компенсировать ущерб, который наносят грузовики. Мы работаем со всеми ассоциациями и, если говорить про крупные, то там как раз коллеги видят и понимают нас, понимают необходимость создания этой системы. А если говорить про мелкие организации, если говорить про так называемых «серых» перевозчиков, то здесь, конечно, они обеспокоены. Они не хотят «выходить из тени». И, наверное, это одна из причин того, что в последнее время активизировалось такое противодействие системе, которая создается уже несколько лет. Планомерно и Правительство РФ, и Минтранс, и мы разъясняем принципы работы системы, необходимость ее создания, основываясь, в том числе, на международном опыте. И как раз, если обратиться к международному опыту, у нас сбалансированная ставка, предложенная нами — 3,73 рубля. Она меньше той, что действует в республике Беларусь. Мы считаем, что это справедливый тариф, который прошел все необходимые согласования и был утвержден в мае 2015 года. Планировалось, что в будущем он будет индексироваться с учетом инфляции.
Беседовала Ольга Черухина