В начале недели петербургские дорожники отчитались перед городскими властями об освоении выделенных денег. Оказалось, что и трети средств пока не израсходовано. Вину за медленные темпы освоения бюджетных денег Смольный возложил, в том числе на некоторые крупные подрядные организации.
В начале недели петербургские дорожники отчитались перед городскими властями об освоении выделенных денег. Оказалось, что и трети средств пока не израсходовано. Вину за медленные темпы освоения бюджетных денег Смольный возложил, в том числе на некоторые крупные подрядные организации.
Срыв сроков и банкротство
По данным пресс-службы правительства Санкт-Петербурга, по отрасли «Дорожное хозяйство» в 2015 году предусмотрено 13,7 млрд рублей. По состоянию на 30 июня профинансировано 3,7 млрд рублей или 27,2% (плановый процент исполнения - 23,3%). Председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сергей Харлашкин отметил, что процент освоения мог бы быть и выше. Однако этому мешает ряд обстоятельств, среди которых и работа самих подрядных организаций.
Так, по данным КРТИ, ЗАО «Буер» остановило работы и сорвало сроки строительства продолжения Софийской улицы до Московского шоссе (включая путепровод). На 1 июля 2015 года там выполнены работы по устройству опор моста на 100%, устройству наружного освещения - на 20%, дорожные работы – на 90%. Несмотря на это «Буер» сейчас претендует на подряд по строительству обхода Красного села стоимостью более 3 млрд рублей. Компания подала заявку на участие в конкурсе.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин на совещании в Смольном предупредил, что, если работы на Софийской не возобновятся в ближайшие сроки, ЗАО «Буер» «закончит работу по государственным контрактам». Подрядчик должен в течение недели представить уточненный график производства работ.
«Мы рискуем рублем, отдавая вам такие объекты капитальных вложений, вы рискуете репутацией. И либо вы работаете на объектах Петербурга, либо нет. Я не потерплю небрежного отношения к работе на городских стройках, финансируемых за счет средств городского бюджета», - заявил вице-губернатор.
Претензии по поводу крайне низких темпов работ городские власти предъявили и ОАО «Мостостроительный трест №6». В частности, речь идет о строительстве транспортной развязки на пересечении Зеленогорского шоссе и Большого проспекта Курортного района Санкт-Петербурга с железнодорожными путями Выборгского направления в районе железнодорожной станции «Репино». Возникли вопросы к этому подрядчику и по темпам реконструкции Синопской набережной, а также по наличию непогашенного (просроченного) аванса. КРТИ поручено провести анализ деятельности ОАО «Мостостроительный трест №6» в 2014 году для дальнейшего принятия решений.
Еще более сложная ситуация с подрядчиком ОАО «Мостостроительный отряд №19», который находится в процедуре банкротства. С компанией в одностороннем порядке расторгнут госконтракт по реконструкции автодороги М-10 «Россия» (на участке от кольцевой автодороги до поселка Ям-Ижора в административных границах Санкт-Петербурга). Ввод объекта переносится на 2016 год. Еще на одном объекте этого подрядчика – строительство транспортных развязок в районе Поклонной горы – работы не ведутся.
«С рынка должны уйти те компании, которые не способны работать качественно и в сроки, регламентированные государственными контрактами. Работу службы заказчика и подрядных организаций мы будем оценивать через призму эффективности капитальных вложений», - обозначил свою позицию Игорь Албин.
Подрядная катастрофа?
Упомянутые в сообщении Смольного подрядчики оказались неразговорчивыми. В ЗАО «Буер» претензии городских властей порталу «ДорИнфо» комментировать отказались. Получить ответ у представителей ОАО «Мостостроительный трест №6» на момент опубликования материала также не удалось.
Генеральный директор Альянса строителей и поставщиков дорожного комплекса НП «АСДОР» Юрий Агафонов назвал ситуацию на рынке дорожного строительства в Санкт-Петербурге катастрофической.
«Даже 15 лет назад такого не было. Как мы завершим дорожный сезон, и кто останется на рынке – большой вопрос. Я затрудняюсь назвать в Петербурге хоть одного подрядчика, у которого нет никаких проблем», - прокомментировал специалист. По его словам, одна из главных причин того, что подрядчики не сдают вовремя объекты, - финансовая.
«Участились случаи несвоевременной оплаты работ подрядных организаций со стороны заказчика. А если заказчик вовремя не платит, то, соответственно, и объемы выполненных работ сокращаются. Где подрядчику брать деньги? Лезть в кредиты с сумасшедшими процентами и нереальными залогами? Хорошо, один раз взяли – заложили, второй раз, а на третий уже и закладывать нечего. Один наш питерский подрядчик недавно отказался от участия в аукционе из-за того, что он не смог получить банковскую гарантию для участия в конкурсе. Банки идут навстречу с большим трудом. Что и говорить, если они требуют под 200% обеспечение кредита и не смотрят даже на то, что средства пойдут на выполнение работ по госконтракту. Конечно, если подрядчик вовремя получает оплату и в срок не сдает объект, то тут вина, безусловно, подрядчика», - отметил Юрий Агафонов.
Усугубляет ситуацию, по мнению руководителя НП «АСДОР», наметившаяся тенденция к сокращению финансирования дорожной отрасли по федеральным и региональным программам. Отсюда - нехватка подрядов, простой техники и рабочей силы.
«В Петербурге в этом году сокращены объемы текущего ремонта. Некоторые подрядчики сейчас вообще не загружены. И они вынуждены сокращать свой штат. В одной из крупнейших петербургских компаний уже сократили 300 специалистов. В городе практически не ведутся работы по проектированию новых объектов. А ведь сколько у нас проектных организаций? И такая ситуация по всей стране. Все идет к тому, что через год в Санкт-Петербурге, да и по всей России, многие уйдут с рынка, или очень серьезно сократят свои обороты», - подчеркнул Юрий Агафонов.
Напомним, что на мартовской конференции «Актуальные проблемы проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений» гендиректор НП «АСДОР» предложил снизить размер обеспечения выполнения контракта - с 30% до 5% и ввести такой вид обеспечения как страхование гражданской ответственности. Письма с предложениями были отправлены в Госдуму, СовФед и в профильные министерства. Однако, судя по ответам, предложения рискуют остаться лишь на бумаге. Никаких конкретных мер (приглашение для обсуждения и т.п.) адресаты не предложили, только стандартные отписки в стиле: «благодарим за обращение, предложения поддержим и учтем по мере возможности».
Сокращение объемов финансирования, падение рубля, санкции – все это привело к тяжелой обстановке в дорожном хозяйстве, уверен президент Ассоциации подрядных организаций в дорожной отрасли «АСПОР» Александр Малов.
«Но это не только проблема дорожного хозяйства, не узкоотраслевая проблема, это проблема страны в целом. Серьезных антикризисных мер никто не принимает, и принимать, судя по всему, не собирается. Все заметили, как растут цены на потребительские товары, то же самое происходит и на рынке стройматериалов. Цены на местные материалы за год выросли на 25%, на металл «Тюменьстальмоста» - на 45%. Как это возможно? У нас профсоюзы бездействуют. А надо действовать, проявлять инициативу, принимать меры. Еженедельно у нас по всей России банкротятся подрядчики. Причина – отсутствие объемов финансирования. А за кредиты по “драконовским” процентам надо потом расплачиваться», - рассказал представитель «АСПОР».
В то же время господин Малов уверен, что драматизировать ситуацию не стоит. Он привел пример того, что в США ежегодно банкротятся порядка 15% предприятий.
«Ничего страшного в этом нет. Это естественное развитие капиталистического рынка. Наша проблема в том, что мы сильно завязаны на госфинансировании», - считает Александр Малов.
По мнению эксперта, сами предприятия должны просчитывать ситуации, проводить реструктуризацию, выходить на новые рынки в другие страны. А в целом дорожникам необходимо выработать единую стратегию поведения в сложившейся ситуации и четко определить, что нужно делать в первую очередь.
При этом, по мнению Александра Малова, многие подрядчики, в том числе петербургские, в сложной ситуации выбирают неправильную стратегию поведения, пытаясь в одиночку решить проблемы. Проблемы нужно решать сообща, с участием общественных отраслевых организаций, резюмировал Малов.