Росавтодор отчитался о результатах работы за 2012 год, рассказал о планах на 2013-й и более долгосрочных перспективах.

На ежегодную научно-практическую конференцию Федерального дорожного агентства прибыли руководители подведомственных ФДА Дирекций и Управлений дорог, а также руководители региональных министерств и департаментов транспорта.

Первым к собравшимся обратился министр транспорта РФ Максим Соколов. В своем приветственном слове он подвел итоги дорожной отрасли минувшего 2012 года и обозначил наиболее важные объекты транспортной инфраструктуры, веденные в прошлом году. В частности, Соколов перечислил дороги Владивостока, построенные к саммиту АТЭС, и развязки «Адлерское кольцо» и «Стадион» в Сочи. Особое внимание министр уделил развитию государственно-частного партнерства и привлечению в отрасль внебюджетных источников финансирования. Глава ведомства напомнил, что с 2012 года заработали региональные дорожные фонды, в результате чего общие расходы на дорожное хозяйство регионов составили 655 млрд. рублей, увеличившись в 1,5 раза по отношению к 2011 году.

В ходе выступления Соколов подчеркнул, что не все поставленные в 2012 году цели были достигнуты. В частности, остается нерешенным наболевший вопрос передачи земель под дорожное строительство, не приняты поправки в Бюджетный кодекс для увеличения объема дорожных фондов, а также до конца не обеспечено целевое их использование.

Помимо этого министр обозначил общее направление стратегии ведомства на 2013 год. Во многом оно продиктовано поручением президента РФ Владимира Путина об увеличении объемов строительства дорог в стране в два раза. В планах Минтранса также снижение числа ДТП и привлечение в отрасль иностранных подрядчиков, обладающих современными технологиями и оборудованием.

С конкретными значениями протяженности построенных дорог и объемов ассигнований на их строительство, а также с планами на текущий год выступил руководитель Росавтодора Роман Старовойт. По его словам, в 2012 году Федеральное дорожное агентство после строительства и реконструкции ввело в эксплуатацию 266,4 км автодорог

«Обращаясь к более детальным итогам работы отрасли в 2012 году, необходимо отметить, что Росавтодор осуществлял свою работу в рамках восьми федеральных целевых и комплексных программ», - добавил Старовойт. Стоит отметить, что в составе этих дорог преобладали многополосные участки с транспортными развязками в разных уровнях, дополнительными и переходно-скоростными полосами движения на сложных участках.

Протяженность федеральных трасс, соответствующих нормативам, в 2012 году увеличилась до 42,5%, вместо намеченных 41,33%. В то же время протяженность участков федеральных дорог, работающих в режиме перегрузки, снизилось до 26,97%, а не до 31,53%, как планировалось ранее. Также помимо 360 километров линий искусственного освещения было дополнительно введено еще 109 км.

В своем докладе Роман Старовойт выделил основные направления деятельности ведомства на текущий год. В первую очередь, до конца сезона должно завершиться дорожное строительство в Сочи. Общая протяженность новых автотрасс составит 16,9 км, 22,6 км – искусственные сооружения, а также 3 многоуровневые транспортные развязки. В приоритете строительство и реконструкция участков федеральных автодорог на территории Московского транспортного узла, автодорог М-29 «Кавказ», М-5 «Урал», М-7 «Волга», «Лена», «Колыма», «Сортавала». Также в планах числится строительство тоннеля на автодороге А-164 «Транскам» общей длиной 3 730 погонных метров. По итогам работы в текущем году планируется ввести в строй 334 километра (или 1 517 километров в однополосном исчислении) построенных и реконструированных участков федеральных автодорог.

Продолжится работа по развитию дорог местного значения. По итогам 2012 года в 47 регионах построено 468,2 км подъездов к 232 населенным пунктам, в которых проживают более 100 тыс жителей. В течение трех лет (включая 2015 год) объем финансирования строительства подъездных дорог к населенным пунктам составит более 22 млрд руб. На эти деньги планируется построить 2 166 км дорог к 881 населенному пункту. Однако, регионы не проявляют активности и не в полной мере готовы работать в этом направлении. В 2013 году Росавтодор планирует стимулировать региональные власти проектировать такие дороги, а так же провести ревизию наличия дорог, соединяющих населенные пункты с сетью дорог общего пользования

Один из главных приоритетов работы ФДА – повышение эффективности расходования бюджетных средств. По итогам размещения государственного заказа в прошлом году удалось сберечь более 5 млрд рублей, что составляет 4,1% от общей суммы объявленных тендеров. Важной частью работы в плане оптимизации расходов является привлечение в отрасль внебюджетных источников и развитие механизмов государственно-частного партнерства. Так для моста через Лену в районе Якутска предусматривается заключение концессионного соглашения на строительство и последующую эксплуатацию. На условиях ГЧП будет создана система взимания платы с тяжеловесных автомобилей.

Повышение оптимизации расходов невозможно без привлечения инноваций. Так, серьезным достижением можно считать завершение работы по разработке новых стандартов на дорожные битумы. Следующим важным шагом в области дорожного асфальтобетона станет внедрение применяемой в США системы проектирования асфальтобетонной смеси Superpave. По мнению Романа Старовойта, это значительно повысит долговечность асфальтобетонных покрытий. Таким образом, стратегическая задача ФДА - увеличить межремонтные интервалы до 12 лет. Стоит отметить, что в прошлом году по результатам разработок в области НИОКР были зарегистрированы в Едином реестре Минобрнауки России 12 объектов интеллектуальной собственности, в Роспатенте получены 24 свидетельства.

В рамках конференции министр транспорта наградил некоторых представителей отрасли. Максим Соколов поощрил коллектив российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами РАДОР в лице гендиректора организации Игоря Старыгина. Медалями «За заслуги в развитии транспортного комплекса России» были отмечены Иван Бутков и Вахтанг Матуа

Во второй части пленарного заседания конференции выступили представители профильных комитетов Государственной Думы. Речь первого заместителя председателя комитета ГД по земельным отношениям и строительству Мартина Шаккума едва ли походила на доклад. Он призывал действовать в дорожной отрасли по американскому принципу и вкладывать средства государственного стабилизационного фонда в дорожную инфраструктуру. В своих размышлениях он основывался на основы экономической науки, а также на слова американских лидеров.

Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен озвучил законотворческие планы депутатов ГД. В общем и целом они поддерживают слова романа Старовойта. В частности, идет работа по подготовке поправок в Земельный и Градостроительный кодексы РФ, которые позволят решить вопрос резервирования земельных участков под дорожное строительство. Депутаты проработают долгосрочное бюджетное планирование на период 20-30 лет, что позволит эффективнее внедрять проекты, основанные на государственно-частном партнерстве. Также Сергей Тен упомянул законопроект о Федеральной контрактной системе, который в настоящее время находится на втором чтении

Не все намеченные на 2012 год планы удалось реализовать. Однако в ряде направлений Росавтодор преуспел. Руководитель ведомства Роман Старовойт, занявший пост в конце прошлого года, сейчас создает новую команду. Финансирование отрасли увеличивается. Это позволяет утверждать, что планы, которые были озвучены на конференции, вполне реализуемы. Но для достижения этих целей усилий лишь ФДА недостаточно. Многие вопросы имеют хронический характер, их возможно решить лишь комплексно. Для этого необходимо консолидировать усилия Государственной Думы, крупный бизнес и участников дорожно-строительного рынка.

Илья БЕЗРУЧКО

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789