13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Дороги банк не гарантирует

Непростые отношения сегодня складываются между банками и подрядными организациями. Повышение кредитных ставок со стороны первых вызвало очевидное недовольство вторых. Масла в огонь подлило и ужесточение требований при выдаче банковских гарантий. Проблема же для многих подрядчиков заключается в том, что собственных оборотных средств не хватает и без помощи кредиторов строить они не могут.

По закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии. Они должны быть выданы банками, включенными в отдельный перечень (предусмотрен статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

И если выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок, то обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта. Если же при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн рублей, то - 1%. Для субъектов малого предпринимательства верхняя планка размера обеспечения заявки законом понижена до 2%. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок.

Банковской гарантией может быть обеспечено и исполнение контракта. Размер обеспечения исполнения контракта победителем торгов должен составлять по выбору заказчика от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта. В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30%, но не менее чем в размере аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Когда аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза сумму обеспечения исполнения контракта, указанную в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если он есть). Срок действия банковской гарантии по обеспечению исполнения контракта должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

При этом любая банковская гарантия, предоставляемая участником закупки или в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (закрытом аукционе), или в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий.

IMG_0272.JPG

Дорогой заем

Далеко не все подрядные организации готовы говорить о возникших кредитно-банковских трудностях. В ряде компаний, куда обращался портал «ДорИнфо», отказались от комментариев по этому вопросу. Некоторые даже заверили, что никаких проблем у них нет. Хотя ситуация с подрядчиком первого участка ЦКАД говорит о тревожных тенденциях: банковскую гарантию в обеспечение авансового платежа не может предоставить такой крупный игрок рынка как Группа компаний «Стройгазконсалтинг». Хотя, конечно, случай с СГК не типичный и имеет свои особенности.

В то же время в пресс-службе ОАО «ДСК «АВТОБАН» подтвердили, что в последние несколько месяцев взаимодействие с банками в части кредитования и получения банковских гарантий существенно усложнилось.

«Увеличился размер вознаграждения за выдачу банковских гарантий, он составляет 2,5 – 3% годовых от суммы гарантии. Учитывая, что срок выполнения работ по госконтрактам в среднем составляет 3-5 лет, а банковские гарантии требуются как под обеспечение обязательств по контракту, так и под возврат аванса, затраты принципала (подрядчика) только на вознаграждение за предоставление банковских гарантий по контракту составят 5-9% от всей стоимости контракта»,- ответил представитель подрядчика.

При этом в пресс-службе отметили, что крупные банки зачастую отказываются от сотрудничества в части предоставления банковских гарантий по госконтрактам. Сказалась на работе дорожных строителей и процентная ставка, которая увеличилась до 20-25% годовых.

«Прибыльная работа по контрактам с привлечением банковских кредитов под сформировавшийся процент не представляется возможным», - сказали в ОАО «ДСК «АВТОБАН».

IMG_0126.JPG

О негативных последствиях, к которым привела сложившаяся ситуация на финансовом рынке, рассказали и в иркутской подрядной организации - ОАО «Труд». Значительную часть финансирования исполнения контрактов предприятия занимают кредитные ресурсы. По словам представителя подрядчика, снижение ликвидности банков повлекло за собой трудности при привлечении новых кредитных ресурсов. Ограничился и доступ к действующим кредитным продуктам.

«Банки ужесточают условия по уже заключенным договорам. Таким образом кредитные организации минимизируют свои риски, перекладывая их на плечи строительных компаний. В связи с увеличением процентных ставок с 11,2% до 23% на обслуживание кредитов наши расходы могут увеличиться на 380 млн. рублей, что составляет 7,6% от выручки. В настоящее время от банков поступает информация о дальнейшем росте процентных ставок до 26%», - говорится в сообщении иркутской компании.

В организации также подтверждают ужесточение процедуры рассмотрения заявки на предоставление банковской гарантии со стороны коммерческих банков.«Увеличился срок рассмотрения заявки до 1 месяца, банки стали требовать 100-процентного обеспечения банковской гарантии в виде залога имущества, векселей и т. п., что снижает вероятность своевременного получения банковской гарантии на обеспечение заявки и увеличивает риск невыхода на торги», - сообщил представитель подрядчика.

Усугубляет ситуацию, по мнению специалистов иркутской компании, и несоответствие индексов-дефляторов текущей рыночной ситуации. В ОАО «Труд» даже подсчитали предполагаемый убыток по результатам деятельности 2015 года – он может составить около 300 млн. рублей. Для поддержания дорожно-строительной отрасли в период кризиса в компании предложили предпринять ряд мер. Среди них:

1. Предусмотреть возможность авансирования заказчиком действующих контрактов. Это позволит снизить сумму привлеченных кредитов и, соответственно, снизить расходы компании на их содержание.

2. Минэкономразвития актуализировать прогнозные индексы-дефляторы инвестиций в основной капитал по действующим и перспективным контрактам в соответствии со сложившейся рыночной ситуацией.

3. Не допустить снижения уровня финансирования дорожной отрасли в 2015 году по отношению к 2014 году.

4. Разработать государственную программу субсидирования ставок по банковским кредитам для компаний, работающих по государственным контрактам.

5. Рассмотреть возможность предоставления госгарантий банкам по государственным контрактам под получение кредитных ресурсов.

Помочь бизнесу в получении кредитов призвано учрежденное год назад акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий"». Одно из основных его направлений - предоставление банковских гарантий/контргарантий по кредитным и другим долговым обязательствам. Но речь идет о помощи субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП).

В пресс-службе «Агентства кредитных гарантий» порталу «ДорИнфо» сообщили, что к ним поступают заявки от строительно-дорожных компаний. Всего дорожным строителям - субъектам МСП – было предоставлено четыре гарантии общим объемом 86,7 млн. рублей. Минимальная сумма гарантии составила - 3,4 млн рублей, максимальная - 38 млн рублей. Срок - от 8 да 60 месяцев. Гарантии получили МСП из Башкирии, Волгограда и Пензы.


Банковский ответ

Еще более молчаливыми по сравнению с подрядчиками оказались сами кредиторы. В пресс-службах ОАО «Банк ВТБ» и «Внешэкономбанка» отказались от комментариев. В отделе по связям с общественностью и СМИ Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» отметили, что «банковские гарантии являются одним из наиболее востребованных продуктов на рынке финансовых услуг и практически единственной альтернативой денежному обеспечению при подписании контрактов в рамках Федерального закона «О контрактной системе», вступившего в силу с 1 января 2014 года».

IMG_0012.JPG

В региональном филиале Сбербанка рассказали, что обычно условия выдачи гарантий банки стремятся уточнять в индивидуальном порядке. «Так, Северо-Западный банк разработал специальное предложение для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий с годовой выручкой не более 400 млн. рублей». Также в филиале Сбербанка «есть успешный опыт сотрудничества с клиентами – подрядчиками по банковским гарантиям, принимаются положительные решения и гарантии сейчас в процессе выдачи».

В пресс-службе финансово-кредитного учреждения подчеркнули, что стоимость контрактов на проектирование и строительство может достигать значительных сумм, поэтому оформление исполнителями соответствующих банковских гарантий представляет большую проблему.

«На рынке подобных услуг традиционно действует большое количество разнообразных посреднических фирм, в том числе выдающих «липовые» гарантии», - отметили в Сбербанке. Хоть закон № 44-ФЗ и ужесточил требования к банковским гарантиям и выдающим их банкам (обязательное внесение информации о выданной банковской гарантии в реестр, специальный перечень банков), на рынке по-прежнему встречаются поддельные гарантии, которые даже заносятся в некие реестры.

К слову, в последние месяцы в прессе все чаще мелькают сообщения о подделке гарантий подрядчиками

Дефицит доверия

Напряженную ситуацию, сложившуюся при взаимодействии финансовых учреждений и строительно-дорожных организаций, судя по всему, осознают в комитете Государственной Думы по транспорту.

«Сегодня накопилось немало вопросов к №ФЗ-44, в части банковских гарантий», - отметил на прошедшем в феврале заседании Экспертного совета комитета Госдумы РФ по транспорту депутат Госдумы РФ, заместитель председателя комитета по транспорту Сергей Тен. 

IMG_0370.JPG

Участники Экспертного совета направили ряд инициатив в адрес Министерства экономического развития РФ и комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству по внесению изменений в №44-ФЗ.

Специалисты предложили рассмотреть возможность снижения размера обеспечения исполнения контракта до 10% с возможностью внесения изменения в действующие контракты; по соглашению сторон вносить изменения в действующий контракт в части предоставления аванса в размере не более 30 процентов; обеспечение исполнения контракта на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, не только по №44-ФЗ, но и по контрактам заключенным ранее по №94-ФЗ и ряд других. А также участники Экспертного совета рекомендовали Правительству РФ рассмотреть возможность субсидирования ставок по банковским кредитам для компаний, работающих по госконтрактам.

Стоит отметить, что с похожей просьбой от дорожного сообщества к федеральным властям намерен был обратиться и генеральный директор Альянса строителей и поставщиков дорожного комплекса НП «АСДОР» Юрий Агафонов. На специализированной мартовской конференции в Петербурге он озвучил предложения по внесению изменений в закон №44-ФЗ. Среди них – отмена банковских гарантий для участников дорожных тендеров, снижение финансового обеспечения заявки с 30% до 8%.

IMG_0976.JPG


Марина Костюкевич, «ДорИнфо»

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений