О видах противогололедных материалов, которые применяются на дорогах России, их плюсах и минусах, а также об эксперименте дорожников в содержании федеральных трасс зимой «ДорИнфо» рассказали в Росавтодоре.

Зимой в новостях можно часто услышать или прочитать о том, что за сутки на дороги высыпано столько-то тонн ПГМ. Редкий неспециалист сразу поймет, что речь идет о противогололедных материалах. Если же кто и сразу вспомнит значение аббревиатуры, то он уверен, что так называют исключительно всем нам привычные соль с песком. Однако это далеко не так.

О видах противогололедных материалов, которые применяются на дорогах России, их плюсах и минусах, а также об эксперименте дорожников в содержании федеральных трасс зимой «ДорИнфо» рассказали в Росавтодоре.

Такие разные ПГМ

Противогололедные материалы (ПГМ) – это не только твердые, но и жидкие материалы, которые применяются для борьбы с зимней скользкостью не только на федеральных и региональных автодорогах, но и на городских улицах. Их применение определяется различными условиями: температурой воздуха и поверхности дороги, количеством и видами осадков, качеством покрытия поверхности дороги, краткосрочным прогнозом температуры поверхности дороги.

ПГМ делят на три группы:

1) химические

2) фрикционные

3) комбинированные

Все они могут быть в твердом и жидком состоянии.

IMG_0023.JPG

К твердым противогололедным материалам относят:

· хлористый натрий технический карьерный, то есть соль;

· ПГМ на основе хлористого натрия;

· гранулированный хлористый кальций (ГХК);

· чешуированный хлористый магний (БИОМАГ);

· нитрат кальция, магния и мочевина (НКММ).

Жидкие противогололедные материалы бывают:

· «Нордвэй» (ацетат калия);

· хлорид кальция модифицированный (ХКМ);

· природные рассолы (содержит NaCl, CaCl2, MgCl2, сульфаты, карбонаты, калий, бром, йод, фтор и другие микроэлементы).

IMG_0058.JPG

Тонны реагента для дорог

Подведомственные Росавтодору Управления дорог заготовили противогололедные материалы в полном объеме к 1 ноябрю 2014 года. Расчет потребности ПГМ зависит от среднего количества дней с зимней скользкостью в году (подробнее читайте в нашем материале «Не солью единой»).

На зимний сезон 2014-2015 гг. было заготовлено:

- песка – 2 481,3 тыс. кубических метров;

- реагентов – 745,2 тыс. тонн (технический хлористый натрий, кальций);

- в т. ч. песко-соляной смеси – 3 597,5 тыс. тонн (объем формируется из заготовленного песка и хлоридов).

Кроме того, дорожные организации припасли жидкие реагенты (природные рассолы, «Нордвей») в объеме 50,5 тыс. тонны или 65% от потребности (пополнение запасов происходит партиями по мере необходимости).

IMG_0078.JPG

Плюс на минус

В России основным видом противогололедного материала для борьбы с зимней скользкостью на федеральных дорогах остается песко-соляная смесь различной концентрации. Ее популярность, в первую очередь, объясняется экономичностью в использовании.

В основном применяется смесь при температуре воздуха ниже -8 градусов Цельсия, так как песок позволяет обеспечить допустимые сцепные качества покрытий до момента полного срабатывания соли. Однако в последнее время многие организации переходят на чистую соль и природные рассолы, эффективность борьбы с зимней скользкостью которых намного выше в определенных температурных режимах. При использовании такого ПГМ весной у дорожников меньше проблем и затрат на уборку высыпанного за зиму песка с обочин и систем водоотвода.

При температуре воздуха до -8 градусов Цельсия применяется смоченная техническая соль в чистом виде – как наиболее дешевый реагент из предлагающихся.

В то же время химические противогололедные материалы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими. Они обладают повышенной плавящей способностью, способствующей повышению эффективности борьбы с зимней скользкостью на автодорогах. К тому же, не засоряют систему водоотвода.

В районах, где температура в течение всей зимы остается достаточно низкой используют фрикционные материалы, такие как песок, дробление щебня и т.д.

IMG_0082.JPG

Экология превыше всего

Далеко не во всех регионах России нормы использования ПГМ одинаковы. Яркий тому пример – природоохранная зона озера Байкал.

Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» гласит, что на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при ведении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в том числе химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади.

При этом центральная экологическая зона озера Байкал проходит вдоль федеральной автомобильной дороги М-55 (Р-258) «Байкал» Иркутск - Улан-Удэ - Чита, от поселка Култук (км 100) до села Кабанск (344). Здесь применение ПГМ строго регламентировано.

Впрочем, споры о применении соли на трассе в Иркутской области и Бурятии вспыхивают с завидным постоянством. Общественники и журналисты ежегодно находят следы применения соли на трассе «Байкал». При этом федеральные дорожники утверждают, что ее применение не запрещено, а ограничено малыми количествами. И нужна она для того, чтобы эффективно бороться со снежным накатом на трассе. В этом году при ФКУ Упрдор «Южный Байкал» было даже решено создать рабочую группу, которая разработает нормативный акт, где пропишут правила применения соли на дорогах вблизи озера Байкал.

IMG_0080.JPG

Снежный накат проезду не помеха?

В последние годы федеральные дорожники начали перенимать опыт своих коллег из стран Скандинавии по содержанию трасс с низкой интенсивностью движения под уплотненным снежным покровом. В России такой метод содержания пока находится на стадии эксперимента.

Так, с зимы 2013-2014 годов участок автодороги Р-21 «Кола» км 1408 - км 1592 на севере Мурманской области содержится под уплотненным снежным покровом. Ежегодно из-за экстремальных погодных условий на отдельных отрезках этой дороги ограничивается движение вплоть до полного закрытия до 10-12 раз за сезон. Интенсивность движения зимой на участке менее 1500 автомобилей в сутки. Максимальная скорость ограничена до 80 км/час, что на 10 км/час меньше максимально разрешенной на этой трассе скорости движения, установленной ПДД.

Результаты эксперимента уже показали ряд положительных моментов такого содержания дороги. Во-первых, затраты на приобретение ПГМ снизились. Во-вторых, улучшилась экологическая обстановка путём минимизации воздействия химических реагентов на окружающую среду. В-третьих, снизилась общая стоимость работ по зимнему содержанию на 7,1 млн. рублей. В-четвертых, сократилось общее количество ДТП и тяжесть их последствий на 25%.

В ближайшие годы Росавтодор решил расширить географические границы эксперимента. Так, для содержания в снежном накате с ГИБДД России были согласованы 30 участков федеральных автодорог. Их общая протяженность - 4537 км, интенсивность движения - от 305 до 1500 автомобилей в стуки, протяженность участков от 3 до 366 км. Эксперимент будет проведен на территории Архангельской, Вологодской, Тверской, Оренбургской, Амурской, Магаданский, Иркутской областей, республики Карелия, Карачаево-Черкесской республики, республики Тыва, Якутии, Чукотского автономного округа, Красноярского, Хабаровского, Забайкальского края.


«ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789