Генподрядчика для строительства Керченского моста выбрали, сроки определили, средства распределили по годам. Осталось разработать проект и построить мост.
«Духовную скрепу» России материализуют в виде моста через Керченский пролив, который соединит полуостров Крым с материковой частью страны. Проект масштабный, сложный и уже нашумевший из-за долгой истории с назначением генподрядчика.
У Керченского моста большая «предыстория», отсчет которой начинается еще со времен Великой Отечественной войны. Весной прошлого года эта история получила продолжение - Крым «вернулся в родную гавань», и для того, чтобы он здесь надежно пришвартовался, Президент РФ Владимир Путин дал распоряжение о строительстве моста через Керченский пролив.
Сначала заказчиком работ выступала Госкомпания «Автодор», которая активно приступила к выполнению своих обязанностей: регулярно проходили совещания, посвященные обсуждению проекта, был подготовлен видеоролик-презентация о том, каким будет мост. Однако позже проект передали Росавтодору, после чего главным вопросом, взбудоражившим общественность, а в большей степени СМИ, стал вопрос о том, кто же построит мост через Керченский пролив?
Пока Крым и материковую часть России "связывает" Керченская паромная переправа.
Сегодня, 30 января, стало известно, что генподрядчиком строительства Керченского моста стало ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Заказчиком работ выступает ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань”», подведомственное Федеральному дорожному агентству. Распоряжение Правительства РФ об определении генподрядчика строительства транспортного перехода через Керченский пролив опубликовано на официальном сайте Правительства РФ.
О том, что именно построят для связи материка с Крымом, тоже возникло немало споров. Изначально было заявлено о возведении автомобильного моста, позже автомобильного и железнодорожного. В это же время поступали предложения о строительстве тоннеля. В официальном документе мост называется «транспортный переход через Керченский пролив». Сам Аркадий Ротенберг в интервью газете «КоммерсантЪ» сообщил, что строить будут «автомобильно-железнодорожный мост».
В обязанности генподрядчика входит не только само строительство, но и проведение инженерных изысканий, и разработка проектно-сметной документации, которые, к слову, должны быть готовы для отправки на госэкспертизу к 30 июня 2015 года.
Согласно Распоряжению Правительства РФ, рабочее движение по мосту между Крымом и Россией должны запустить 18 декабря 2018 года. При этом за каждый день просрочки генподрядчик должен будет заплатить 2 млн рублей, что тоже прописано в Распоряжении. В документе обозначены и другие штрафы за нарушения условий договора. Так, за нарушение иных сроков контракта подрядчик заплатит от 100 до 300 тыс. рублей, за нарушение обязательств контракта - от 50 до 300 тыс. рублей, а в случае расторжения контракта по вине подрядчика последний должен будет выплатить государству 0,5% от общей суммы контракта.
Ранее эксперты остановились на варианте строительства Керченского моста в Тузлинском створе
Сумма контракта или «предельная стоимость работ» в ценах соответствующих лет с учетом прогнозных индексов дефляторов, установленных Министерством экономического развития России, и налога на добавленную стоимость составляет 228 млрд 300 млн рублей. Предельная стоимость работ не может быть превышена, отмечается в Распоряжении, но она подлежит уменьшению в соответствии с проектной документацией.
Финансирование будет происходить согласно лимитам бюджетных обязательств на каждый год. В 2015 году объем финансирования составят 54 млрд 379 тыс. 419 рублей, в 2016 и 2017 годах - 60 млрд рублей, в 2018 году - 40 млрд 835 млн рублей. Несмотря на то, что рабочее движение по мосту планируют запустить в конце 2018 года, в 2019 году на Керченский мост направят 13 млрд 85 млн 581 рубль.
Страхование риска гибели или повреждения объекта при строительстве подрядчик выполняет сам за счет резерва средств на непредвиденные расходы и затраты в размере до 1% сметной стоимости работ. Что примечательно, согласно Распоряжению, международные санкции в отношении России и (или) подрядчика не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы.
В ситуации со строительством Керченского моста наконец-то наступила ясность. Генподрядчик выбран - ООО «Стройгазмонтаж», сроки определены - рабочее движение нужно открыть 18 декабря 2018 года, стоимость работ - 228 млрд 300 млн рублей. Осталось разработать проект и реализовать его. Условия, которые ставит государство генподрядчику, довольно жесткие. Да и сама компания в непростых экономических и внешнеполитических условиях, взявшись за этот подряд, идет на риск. Тем не менее, хочется верить, что те, кто направится отмечать Новый 2019 Год в Крым, смогут проехать на автомобиле или на поезде по качественному и красивому мосту через Керченский пролив.
Лидия Терехова, «ДорИнфо»