Проехать по трассе с ветерком всегда приятно, но качество дороги – не единственный показатель. Когда на протяжении сотни километров негде заправиться или остановиться на ночлег, очарование даже от самой ровной магистрали исчезает как утренний туман. В последние годы развитию придорожного сервиса уделяют все больше внимания. Причин несколько, но одна из главных – зимняя Олимпиада в Сочи, которая привлечет тысячи иностранных гостей.

Бензин и ночлег в одном месте
Проехать по трассе с ветерком всегда приятно, но качество дороги – не единственный показатель. Когда на протяжении сотни километров негде заправиться или остановиться на ночлег, очарование даже от самой ровной магистрали исчезает как утренний туман. В последние годы развитию придорожного сервиса уделяют все больше внимания. Причин несколько, но одна из главных – зимняя Олимпиада в Сочи, которая привлечет тысячи иностранных гостей.

Развитость инфраструктуры вдоль дорог, второй по значимости фактор оценки магистрали. Если действие американского фильма проходит где-нибудь посреди пустынного Техаса, одним из главных объектов, попадающих в кадр, становится заправка. Небольшая на вид станция предстает зрителю как островок жизни посреди безлюдной пустоши. Здесь можно и заправиться, и запастись провиантом, и справить минимальные бытовые нужды, остановиться на ночлег. Кинематографический образ взят из жизни – придорожному сервису, как в Штатах, так и в Европе, придают особое значение. Чего нельзя сказать о России.

В нашей стране расположение объектов сервиса крайне неравномерно, и их явно не хватает. Если с заправками серьезных проблем не наблюдается (какую-нибудь колонку с Аи-92 найти всегда можно), то с ночлегом гораздо сложнее. По данным Госкомстата России, 48% всех мотелей находятся в Центральном округе, 24% - в Южном. На Сибирский и Северо-Западный приходится по 12% придорожных гостиниц, 4% рассредоточены по остальным регионам. Официально существует всего 53 зарегистрированных мотеля, но фактически в России их насчитывается порядка двух тысяч. В то время как в США вдоль магистралей работают более 40 тыс. таких гостиниц. Цифры, как мы видим, несопоставимые. 

А ведь наличие на трассе заправок, мест отдыха, автосервисов и прочих объектов инфраструктуры как ни что иное стимулирует развитие автомобильного туризма, потенциал которого в последнее время в России лишь растет. Но зачастую перед путешествием автомобилистам приходится спрашивать у друзей или смотреть в интернете, где лучше заправиться и на каком километре можно отдохнуть. Но даже такие поиски информации не всегда гарантируют результат. 

Во время автопробега в мае этого года корреспондентам «ДорИнфо» (см. «Путешествие из Петербурга в… Петербург») пришлось преодолеть в сумерках немало километров по трассе М-9 «Балтия», прежде чем они встретили гостиницу в Зубцове и смогли отдохнуть после утомительной поездки. 

На протяженных российских дорогах необходимы «островки жизни», как в Штатах. Государственная компания «Автодор» всерьез озаботилась этим вопросом и с 2010 года разрабатывает проект создания сети многофункциональных зон дорожного сервиса. 

В одном флаконе

Мотели и магазины на трассе необходимы – это факт. Другой факт – их крайне мало. Но не следует торопиться осуждать предпринимателей за их отсутствие. Вспомним про экономическую составляющую: отдельно стоящий объект, особенно где-нибудь на трассе «Балтия», где поток автомобилей не столь велик, может быть попросту нерентабельным. Единственные точки, вокруг которых не утихает жизнь – это автозаправочные станции. К тому же это самый прибыльный и объемный вид услуги на дороге. Поэтому создавать сервисные комплексы и увязывать их с АЗС становится наиболее эффективным и экономически выгодным решением. Такой подход устроит и бизнесменов, и самих пользователей дорог. Принцип «единого окна» гораздо удобнее, чем по отдельности искать вдоль трассы, где заправиться, где перекусить, а где заночевать. 

В свое время в ведение «Автодора» были переданы в доверительное управление две федеральные автотрассы: М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь». После этого организация провела внушительное исследование среди самих водителей на тему удобства их пользования. Были опрошены ассоциации водителей, общественные организации, журналисты. 

- Мы не нашли ни одного места, к которому не было бы претензий, - рассказывал тогда первый заместитель председателя правления государственной компании Игорь Урманов. – Слышали много нареканий, просьб, пожеланий не только от любителей, но и профессиональных автомобилистов, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов. И статистика неутешительна, практически на каждом четвертом километре дороги «Беларусь» хоть и расположен заправочный комплекс, решить там санитарно-бытовые вопросы невозможно, не говоря уже о сохранности грузов и сервисе пассажиров при перевозках на большие расстояния. Аналогичная ситуация была и с трассой «Дон».

Результатом этого исследования стало решение о создании ряда новых для России по своей сути многофункциональных сервисных зон (МФЗ). Комплекс должен включать АЗС, стоянку, станцию технического обслуживания легкового и грузового транспорта с мойкой и шиномонтажом, зону отдыха для водителей и пассажиров, кафе-ресторан, магазин и павильон для розничных торговцев. За основу был взят европейский опыт – такие зоны получили популярность в Германии и Франции, где создавались на основе государственно-частного партнерства. 

За разработку комплекса услуг и концепции МФЗ взялись проектировщики «Автодора». Но единый жесткий стандарт так и не был принят. Учитывая концессионный характер организации таких объектов, единое архитектурное решение было бы лишним. Утверждение проектов остается на усмотрение местных властей, а строительством многофункциональных зон заинтересовались представители другого бизнеса. Некоторые компании уловили тренд, и в Интернете можно найти бизнес-предложения проектирования МФЗ, и даже их строительства «под ключ». 



  

МИХАИЛ КУЗЬМИН

начальник отдела имущественных отношений ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург» (М-10 «Россия»): 

«Гостиницы, совмещенные с АЗС сейчас крайне редкое явление. И в первую очередь это связано с тем, что любая заправочная станция, какой бы современной она ни была, остается объектом повышенной опасности. Предприниматели стараются строить мотели отдельно, в более привлекательных для отдыха местах. Хотя сейчас уже есть современные проекты заправок, включающие гостиничные номера. Но их строительство вдоль автодороги Москва – Санкт-Петербург несколько ограничено. На сегодняшний день трасса М-10 «Россия», особенно в Московской и Тверской областях, перенасыщена объектами сервиса. Важным фактором при выдаче разрешений на строительство остается соблюдение безопасности дорожного движения. Порой строительство невозможно из-за проблем с выкупом земельных участков.

Что же касается расширения сервисных услуг на заправках – тенденция перехода на комплексное обслуживание сохраняется уже несколько лет. Только за последние два года на магистрали появилось шесть комплексов, на 505 км трассы, возле Великого Новгорода, в стадии строительства. Спектр дополнительных услуг на заправках крупных компании с каждым годом растет. Также со временем повышаются стандарты и, соответственно, качество сервиса
».
  

Компании, которые займутся реализацией инвестиционных проектов, было принято выбирать по результатам открытых аукционов. Участвуют в них преимущественно крупные нефтегазовые корпорации. По подсчетам экспертов строительство МФЗ на порядок дороже обыкновенных заправочных станций: 200 млн руб. против 20. Срок окупаемости - порядка 8 лет. Несмотря на такие внушительные суммы, в число инвесторов смогут попасть и небольшие компании, получив поддержку со стороны «Автодора» и местных властей. Но все же главными игроками остаются такие гиганты, как «Роснефть» и «ТНК-BP». Эти компании уже выиграли ряд конкурсов и приступили к строительству объектов. 

В 2010 году, когда только появился проект, было разыграно восемь тендеров. На сегодняшний день уже заключены 27 договоров на строительство МФЗ. К тому же один такой комплекс уже построен на 1276 км автотрассы М-4 «Дон». Комплексная заправка отвечает международным стандартам и сейчас эксплуатируется в тестовом режиме. Всего предполагается строительство около полусотни таких зон.

Лучше меньше, да безопаснее 

Даже с комфортом нельзя переусердствовать. Число таких зон пока ограничено пятью десятками по всей стране. На первый взгляд, цифра небольшая. Но это продиктовано мерами безопасности, о которых забывать не следует. Чем больше съездов с дороги, тем больше вероятность аварийных ситуаций. Также это влияет на скорость потока. Если опираться на опыт использования Третьего транспортного кольца вокруг Москвы, то мы увидим, что избыточное количество примыканий к трассе неизбежно ведет к снижению скорости. Это одна из главных причин, по которой третья кольцевая не оправдала возложенных на нее надежд и не освободила дороги столицы.

Заправки и прочие инфраструктурные объекты необходимы, но они не должны мешать дорожному движению. Важно выдержать баланс между количеством объектов и потребностями самих пользователей дорог, их запросов. Но не в ущерб качеству. В этом случае МФЗ становится чуть ли не единственным рациональным выходом, по крайней мере, для скоростных автомагистралей.

Особенно это актуально для федеральных трасс М-1 и М-4, которые со временем станут платными. Разрешение на примыкание к дороге будет выдаваться только многофункциональным зонам. На закрытой скоростной трассе они окажутся очень кстати. 

Сейчас по трассе «Дон» довольно много заправочных станций. Первую половину пути от Москвы водители отмечают вполне приличный сервис, естественно, не в таком объеме, какой предполагает МФЗ. Но ближе к Краснодарскому краю, куда еще не успели добраться строители и инвесторы, начинается разбитая бетонка и уровень сервиса на большем числе объектов становится соответствующим. Как сообщают в «Автодоре», с открытием движения по платным участкам не будет устраиваться «охота на ведьм» - АЗС никто не будет принуждать к закрытию, но от них потребуется поднять уровень сервиса до высоких стандартов.

Такая же логика и в управлении дороги «Москва-Санкт-Петербург». Перед строительством АЗС или другого объекта придорожной инфраструктуры, свой проект бизнесмен должен сначала утвердить в управлении дороги. Там рассматривают целесообразность и безопасность строительства с точки зрения работы автомобильной дороги. Новый объект должен изначально соответствовать высоким стандартам: если это АЗС – то при ней должна быть стоянка, широкая площадка должна позволять спокойно разворачиваться, также должен быть предусмотрен удобный въезд и выезд. 

Хотя качеству заправочных комплексов большое внимание уделяют и сами заказчики. Крупные компании уже несколько лет реализуют проекты строительства АЗС так называемого олимпийского формата.

Заправка по-олимпийски

В мае 2011 года компания «Роснефть» представила дизайн-проект многофункционального трассового комплекса «олимпийского формата». Помимо продажи автомобильного топлива АЗС предполагает целый ряд дополнительных услуг: кафе и рестораны, автомойки и пункты техобслуживания, супермаркеты и гостиницы, стоянки для автобусов, легкового и грузового транспорта. Как сообщалось в официальном пресс-релизе: «Олимпийская программа - один из важнейших публичных проектов компании». Для начала такие комплексы должны появиться вдоль федеральных автотрасс М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-10 «Россия». Из запланированных 120 автозаправочных комплексов, заявляли представители компании, 59 будут построены и реконструированы в соответствии с Олимпийским стандартом.

Еще раньше об Олимпийском формате начала говорить компания «Лукойл». Представители компании заявляли о появлении 98 заправок нового типа. Основными показателями должна была стать увеличенная до 1,5-2 гектаров площадь комплексов и максимально широкий спектр услуг, включая безналичную систему расчетов и доступ к интернету. 

Одним из первопроходцев в сфере предоставления дополнительных услуг на заправках можно считать компанию «ТНК-BP». Как заявлено на официальном сайте компании, многофункциональные комплексы на московском рынке работают с 1996 года. Большая часть многофункциональных автозаправок расположена между Москвой и Санкт-Петербургом. Хотя в 2010 году дочерняя компания «ТНК-BP», на пару с липецкой «дочкой» «Роснефти», выиграла тендер «Автодора» на строительство первых МФЗ. Почти все проекты строительства многофункциональных автозаправочных комплексов появятся вдоль федеральных трасс, по которым можно добраться в Сочи. 

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789