Сотрудничество, ориентированное на развитие международной торговли, не может гармонично развиваться без решения проблем транспортных связей. Министрам транспорта стран АТЭС 3 августа были предоставлены материалы 36-го заседания Рабочей группы по транспорту, которое проходило в Санкт-Петербурге с 29 июля по 2 августа. Закрытый режим совещаний не позволяет нам говорить о конкретных решениях, но мы можем проследить основные направления работы в транспортной сфере.

О чем говорят министры
Сотрудничество, ориентированное на развитие международной торговли, не может гармонично развиваться без решения проблем транспортных связей. Министрам транспорта стран АТЭС 3 августа были предоставлены материалы 36-го заседания Рабочей группы по транспорту, которое проходило в Санкт-Петербурге с 29 июля по 2 августа. Закрытый режим совещаний не позволяет нам говорить о конкретных решениях, но мы можем проследить основные направления работы в транспортной сфере.

Что такое АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество? Говоря простым языком, - это объединение ряда государств, которые хотят торговать между собой как можно выгоднее. Таким образом, страны-участницы создали для себя повод раз в год собираться за одним столом и обсуждать насущные вопросы взаимодействия. Торговля, как целостное понятие заключает в себе целый ряд направлений, среди которых - развитие бизнеса, коммуникаций, связи, и, конечно же, транспорта - главного движителя торговли. Все стороны: и производители, и потребители заинтересованы не только в безопасности перемещения товаров, но и в минимальных затратах на их транспортировку.

По этой причине более 20 лет назад, в 1991 году, была создана Рабочая группа АТЭС по транспорту. Она стала структурным подразделением Руководящего комитета старших должностных лиц по экономическому и техническому сотрудничеству. Основная цель объединения заключается в упрощении передвижения людей и товаров между странами. Рабочая группа по транспорту занимается рядом вопросов, основными из которых являются повышение эффективности транспортировки, обеспечение надлежащих мер охраны и безопасности, а также согласование мер по сокращению практических препятствий передвижения грузового и пассажирского потока. Рабочая группа занимается также ведением региональных проектов, которые связаны этими вопросами. 





  МАКСИМ СОКОЛОВ, 
министр транспорта РФ:

«Укрепление цепочек поставок Россия сделала одним из ключевых приоритетов своего председательства саммита АТЭС в 2012 году. Это имеет принципиальное значение в поддержании устойчивого развития экономической, продовольственной и других сфер безопасности в регионе. Условием внеочередной встречи министров транспорта экономик АТЭС в Санкт-Петербурге стала необходимость поднятия темы формирования транспортно-логистических цепочек на высокий политический уровень. 

В рамках трех панельных сессий мы обсудили этот вопрос с разных сторон. Цепочки поставок мы рассмотрели как ключевой инструмент регионально-экономической интеграции с точки зрения применения инноваций на транспорте, возможности диверсификации поставок и обеспечения их безопасности. 

По итогам встречи была принята декларация министров транспорта АТЭС. Она обеспечивает преемственность политики саммита в этой сфере. Особое внимание уделено решению вопроса «узких мест» и инфраструктурных ограничений. Была отмечена необходимость диверсификации маршрутов – рабочим органам АТЭС поручено провести сопоставительную оценку возможных альтернативных маршрутов транспортировки. Также мы призываем к повышению прозрачности таможенных процедур. Упор был сделан и на эволюционном развитии транспорта, повышении его эффективности и безопасности. Рассматривалось применение спутниковых систем, совмещенных приемников ГЛОНАСС-GPS. Полагаю, что итоги нашей встречи найдут место в итоговой декларации саммита АТЭС
».

  

Если посмотреть со стороны, то мы можем проследить главную идею, достижение которой ставит во главу угла не только сама Рабочая группа по транспорту, но и содружество стран АТЭС в целом. Это создание надежных, долгосрочных и эффективных транспортно-логистических цепочек. Проще говоря, создание системы, при которой условный грузовик с условным товаром преодолевает расстояние между пунктом «А» и пунктом «Б» за кратчайшее время и с минимальными затратами. Сотни таких маршрутов должны связать точки «А» и «Б» вне зависимости от их географического положения.

Еще одно важное направление работы группы – помощь развивающимся странам в создании и развитии транспортной инфраструктуры. 

Восемь «узких мест»

Следует отметить, что члены АТЭС уделяют большое внимание целостному подходу к логистике, торговле и экономической интеграции. Каждое последующее совещание дополняет и корректирует предыдущее. Таким образом, участникам приходится координировать свои управленческие, информационные, транспортные и инновационные технологии. Комплексность и систематический характер решения вопросов объясняется преемственностью приоритетов в вопросах транспорта.

В 2001 году на саммите в Шанхае Рабочая группа приняла решение о снижении транзакционных транспортных издержек в АТЭС на 5% в течение 10 лет, рассматривалась возможность упрощения таможенных и административных процедур. На том же совещании была выдвинута инициатива по выстраиванию цепочек поставок. Этот проект был окончательно принят в 2009 году на саммите в Сингапуре в рамках принципов АТЭС по содействию торговле. В итоге появилась платформа для цепочек поставок, описавшая наиболее характерные для региона проблемы, транспортной инфраструктуры и продвижения торговых потоков.

Всего выделяется восемь «узких мест». В первую очередь проблемы связывают с неэффективностью логистического сектора ряда экономик АТЭС. Непрозрачность регулирования, слабая координация госорганов, недостаточный потенциал логистических операторов, а так же отсутствие комплексного подхода в этом бизнесе создают трудности в эффективном передвижении товаров. На втором месте - состояние инфраструктуры. В том числе это подразумевает состояние дорог, мостов и трансграничных объектов.

Особняком стоят проблемы, связанные с пересечением границ. В особенности, время и стоимость таможенного оформления товаров. Эти задачи должны решать местные органы власти, на которые возложены контроль грузов на границе. Но эффективность их работы и координация между подразделениями восторга не вызывает. Обременительная таможенная документация и другие, длительные и порой дорогостоящие, процедуры добавляют проблем. Также при трансграничном передвижении товаров, услуг и пассажиров прослеживается несогласованность стандартов и норм регулирования. К региональным проблемам можно отнести неразвитость систем таможенного транзита в целом.

На низком уровне остается система мультимодальных перевозок - одного из главных элементов транспортно-логистической цепочки. Этот термин предполагает, что одна транспортно-экспедиционная компания, несущая полную финансовую и юридическую ответственность за перемещение груза, создает оптимальную схему и маршрут движения, обеспечивает подачу и перегруз товара, а также его временное хранение. В этом плане выделяют недостаточно эффективное взаимодействие между различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным. 

Выделенные проблемы характерны и для России. Недаром транспортная тематика на саммите АТЭС 2012 поставлена во главу угла. Нам многое предстоит исправить и оптимизировать. В то же время по каждому из указанных «узких мест» в формате проектов АТЭС сформирован план их решения. Поэтому можно предположить, что большая часть озвученных проблем поднималась на заседании Рабочей группы и будут представлены на Внеочередной встрече министров транспорта. 

Раз в два года

Встречи глав Министерств транспорта стран АТЭС берут свое начало в 1995 году. Приблизительно раз в два года на общих заседаниях они подводят итог своей деятельности и вырабатывают задачи, стратегию развития на ближайший период. В последний раз министры встречались в сентябре прошлого года в Сан-Франциско. 

В 2007 году министры заострили внимание на роли транспорта в либерализации и облегчении условий торговли и транспортной безопасности. В 2009 к этим направлениям были добавлены «бесшовные» транспортные системы, безопасность и охрана наземного и общественного транспорта, устойчивое развитие транспортной системы, вовлечение промышленных предприятий в деятельность АТЭС в области транспорта. 

Направления работы Рабочей группы и министров транспорта имеют общий вектор. И ставка России на развитие транспортно-логистических цепочек продолжает их логику. Ставка на преодоление «узких мест» очевидна, и российскому министру транспорта Максиму Соколову предстоит многое сделать. Россия выступила с рядом инициатив. В первую очередь, предложения касаются диверсификации, расширения транспортных цепочек АТЭС. Одним из главных составляющих предложения – упрощение перехода российской границы. Это может дать значительный экономический эффект в части снижения транспортных и транзакционных издержек. Следовательно, это скажется на снижении конечной стоимости товаров и увеличению их доступности, расширению рынков. Также это положительно повлияет на смежные области, например, появятся новые рабочие места.

Положительный опыт упрощенного транспортного взаимодействия можно будет использовать не только в контактах с перспективным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Отработанную систему упрощенных транзакционных перевозок можно будет перенести и на западную границу страны. Особенно это актуально для Санкт-Петербурга как одного из ключевых пунктов в транспортном направлении АТР-Европа. При упрощении прохода границы мы получаем не только глобальный экономический, но и вполне осязаемый не местном уровне эффект – трассы, подходящие к границам заметно освободятся. 

Нынешнее внеочередное специальное совещание министров транспорта призвано обеспечить преемственность транспортного диалога в АТЭС и определить дальнейшую стратегию по организации и развитию устойчивых и эффективных транспортно-логистических систем. Россия, как принимающая сторона готова способствовать продвижению этих идей, а также предлагать свои варианты решения транспортных проблем. 

Илья Безручко, «ДорИнфо»

















Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789