Кольцевая автодорога сегодня это 141 километр асфальтового полотна трассы, 115 из которых построено по заказу Министерства транспорта и находится в ведении Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга, 25 развязок и более ста мостов, путепроводов и эстакад. С 1998 года в строительство дороги вложено более 130 миллиардов рублей. В настоящее время дорога работает в полном объеме. Последними работами, которые будут выполнены на КАД, согласно первоначальному проекту станут монтаж автоматической системы управления дорожным движением и паспортизация объекта. О том, чем сегодня живет дорога, от которой зависит движение во всем мегаполисе, порталу "ДорИнфо" рассказал генеральный директор ФГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург федерального дорожного агентства" Вячеслав Петушенко.

Кольцевая автодорога сегодня это 141 километр асфальтового полотна трассы, 115 из которых построено по заказу Министерства транспорта и находится в ведении Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга, 25 развязок и более ста мостов, путепроводов и эстакад. С 1998 года в строительство дороги вложено более 130 миллиардов рублей. В настоящее время дорога работает в полном объеме. Последними работами, которые будут выполнены на КАД, согласно первоначальному проекту станут монтаж автоматической системы управления дорожным движением и паспортизация объекта. О том, чем сегодня живет дорога, от которой зависит движение во всем мегаполисе, порталу "ДорИнфо" рассказал генеральный директор ФГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург федерального дорожного агентства" Вячеслав Петушенко.

Кольцевая будущего

Расскажите, в каком направлении развивается КАД.

— Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что кольцевая дорога это полностью состоявшийся объект, который живет полноценной жизнью. Как и в любом процессе, его работа невозможна без проблем и ошибок. Наша задача состоит в том, чтобы оперативно решать те ситуации, которые возникают в процессе работы. 
Вместе с тем, КАД активно развивается. Уже 20 апреля планируется проведение очередного заседания координационного совета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, на котором будет рассмотрен вопрос модернизации кольцевой дороги. В ближайших планах — доведение до расчетных 6 полос 24 километров северного участка и строительство двух развязок.

Колея и ограничения

Качество полотна на кольцевой, по мнению автомобилистов, не всегда соответствует тем ожиданиям, которые выдвигаются к скоростной дороге. Чем обусловлена колейность на некоторых участках КАД и как с ней бороться?

— Полемика о проблемах кольцевой автодороги ведется как в среде специалистов, так и среди простых обывателей. Однако, есть один пункт, по которому мнения всех сходятся — КАД сегодня функционирует в очень напряженном режиме. В связи с этим одной из важных проблем является вопрос борьбы с колейностью. Мы начали активно заниматься этим вопросом в 2006 году. Изучив опыт наших зарубежных соседей, мы пришли к выводу, что такая проблема существует везде и кардинального решения для нее пока не придумали. В Финляндии, так же как и у нас, с колейностью борются путем замены изношенного слоя асфальта. Скажу больше, пока дорога будет эксплуатироваться, уйти от этой проблемы не удастся, скорее ее острота будет только расти. Связано это с тем, что нагрузка на дорогу, которая имеет четкие, заложенные еще на стадии проектирования, нормы, сегодня только увеличивается. О масштабе проблемы говорит следующий факт. Дорога первой категории, по существующим нормативам предусматривает движение до 7 тысяч автомобилей в сутки. На КАД этот показатель достигает цифры в 200 тысяч. Одним из вариантов решения этой проблемы могло бы стать строительство радиально-дуговой магистрали, которая примет на себя часть транзитного потока, снизив темпы амортизации полотна КАД. 
Кроме того, ускоренный износ полотна дороги связан с тем, что автомобилисты не соблюдают скоростной режим во время движения по КАД. По нашим данным средняя скорость на кольцевой ночью составляет порядка 160 км/ч. Колесо с шипами на такой скорости действует не хуже фрезы. Сезонные ограничения на использование шипованной резины действуют во многих странах, и введение таких ограничений в России является насущной необходимостью. Необходимо также оговорить и предельный размер самих шипов. Многое зависит и от скорости движения. По опыту, крайняя левая полоса трассы, средняя скорость на которой держится в районе 120 км/ч изнашивается до состояния выраженной колейности за 2 года, в то время как противоположная ей полоса, где средняя скорость составляет порядка 80-90 км/ч сопротивляется износу до семи лет. Конечно, введение ограничений не решит проблему износа полностью, в силу того, что она зависит от многих факторов, однако улучшить ситуацию такие меры способны. 
Вместе с тем, нам удается выдерживать нормы долговечности полотна за счет плановой замены так называемого слоя износа — пятисантиметрового верхнего покрытия. Пока процесс разрушения не затрагивает того, что находится под этим слоем — основания дороги, ситуация остается под контролем. В этом отношении у нас все замечательно — основание и дорожная одежда КАД рассчитаны на существующую нагрузку, а замена слоя износа происходит тогда, когда это необходимо.

Ответственный подход

Какие проблемы существуют при ремонте трассы? Что бы вы хотели изменить в существующей системе?

— Тема ремонта дороги стоит отдельного упоминания. Здесь существуют сразу две острых проблемы тесно связанные между собой. С одной стороны, в нашем законодательстве не прописаны четкие нормы износа автодорог, с другой — действующая конкурсная процедура распределения подрядов исключительно либеральна и не позволяет полностью отсеивать компании, не имеющие ни опыта, ни ресурсов для решения тех задач, которые ставятся заказчиком. Отсюда два следствия: подрядчик без опыта работ на объектах подобного масштаба, закономерно допускает ошибки, а выставление ему претензий и требований исправить недоработки в судебном порядке наталкиваются на отсутствие закрепленных норм износа, зависящих от нагрузки на дорогу и режимов эксплуатации. С такой ситуацией мы уже столкнулись в пошлом году, когда суд принял позицию подрядчика, и исправлять его ошибки пришлось за счет бюджетных средств. При этом расширять требования, предъявляемые к подрядчику в конкурсной процедуре — задача неблагодарная. Ярким примером здесь может служить ситуация с тендерами на право нанесения разметки на КАД. Компании, не соответствовавшие заявленным нормам, в конечном итоге сочли свои права ущемленными и отправились отстаивать их в судебном порядке. Для КАД это обернулось только тем, что работы по нанесению разметки пришлось сдвинуть во времени. Решение обеих проблем существует, и работы в этом направлении уже ведутся. Впрочем, если нормативные документы, касающиеся параметров эксплуатации дорог, разрабатываются профильными институтами довольно давно, то проблема конкурсов все еще находится на стадии обсуждения. По нашему мнению, здесь стоит воспользоваться опытом наших зарубежных коллег, где ни одна компания не будет допущена к сколь-либо масштабным государственным заказам, не доказав предварительно, свой опыт и возможность эти заказы выполнить.


Много шума от кольцевой

Прокомментируйте ситуацию с судебным иском Роспотребнадзора в адрес Дирекции о защите прав граждан, в чьих квартирах был превышен уровень шума.

— Любое вмешательство больших объектов в жизнь человека это проблема. В ходе строительства КАД в черте города мы расселили несколько тысяч квартир попадавших в санитарно-защитную зону дороги, заплатив несколько миллиардов рублей. Для того чтобы эта зона не увеличивалась, вдоль КАД были смонтированы защитные экраны. Мы установили десятки тысяч квадратных метров остекления в домах прилегающих к дороге. Вместе с тем, мы не отрицаем, что в квартирах тех людей, которые подавали жалобу в Роспотребнадзор, может быть превышен уровень шума. Но почему он превышен — вопрос дискуссионный. Очень легко возложить ответственность на дорогу, однако уровень шума в помещении складывается из совокупности звуков, и как из общего фона был выделен шум дороги — нам непонятно. С нашей же стороны были выполнены все требования, заложенные в проекте дороги, в том числе и по шумоизоляции, возможно именно это и стало основным фактором того, что суд в данном споре принял нашу сторону.

Пробки и правила

Чаще всего горожане жалуются на пробки. И кольцевая не стала исключением. С чем, по мнению дирекции, связана сложная дорожная обстановка на КАД? Что необходимо сделать для изменения сложившейся ситуации?

— Я полагаю, что основной причиной заторов на кольцевой является несоблюдение действующих правил дорожного движения. Исходя из нашего опыта, мы видим, что в большинстве случаев пробки на кольцевой образуются, как следствие ДТП. И решение здесь может быть только одно — активное применение уже существующих штрафов и санкций. Для этого необходимо, прежде всего, грамотно организовать работу ГИБДД на трассе и использовать уже работающие системы видеоконтроля. У нас достаточно установленных на трассе камер, количество которых мы планируем наращивать. Вся информация с них передается в ГИБДД. С нашей стороны приложено максимум усилий для того, чтобы движение по КАД было безопасным и простым. На этот результат работают и существующая система информационных указателей, и системы дистанционного контроля.

Инновации на службе кольцевой

КАД является одной из самых новых дорог северо-запада. Какие современные технологии применялись при ее обслуживании и эксплуатации?

— Одним из последних этапов строительства КАД является внедрение современного комплекса управления движением. Автоматическая система представляет собой сеть камер и датчиков, информация с которых поступает в единый центр управления. Элементы этой системы способны оценивать целый комплекс параметров работы автомагистрали — от температуры дорожного покрытия до локализации пробок. Система способна на расстоянии осуществлять весовой контроль, а вся полученная информация, после обработки поступает в соответствующие службы. Так, в одном случае ГИБДД и МЧС получат сигнал о произошедшем на трассе ДТП, а в другом, сигнал известит коммунальные службы о необходимости провести противогололедную обработку дороги. Кроме того, полученная информация поможет оперативно менять режимы работы магистрали, информируя водителей о возможных препятствиях и скоростных ограничениях. В будущем к этой системе планируется подключить ключевые магистрали северо-запада, что позволит прогнозировать загрузку кольцевой и определять режимы движения. Аналогов подобной системы в России на данный момент не существует. Сегодня почти все элементы АСУДД проходят настройку и испытания, а в рабочем режиме система начнет действовать уже осенью. 

Съездов не должно быть больше

Активное развитие города раздвигает его границы, а земли вокруг КАД являются наиболее привлекательными с точки зрения интересов промышленного строительства. Как вы относитесь к созданию возле кольцевой крупных объектов инфраструктуры?

— Это дискуссионный вопрос. Количество съездов с кольцевой необходимо минимизировать. Каждый дополнительный съезд это точка соприкосновения потоков и, как следствие, угроза безопасности движения и дополнительные пробки. Крупные объекты инфраструктуры, торговые комплексы, промышленные предприятия необходимо планировать на удалении от кольцевой. КАД не элемент промзоны и не городская улица — у нее совсем другая функция, причем не только в рамках города, но и в масштабе всего северо-запада. Помимо снятия нагрузки с уличной сети города, эта дорога является важным элементом транспортного коридора, который связывает Россию со странами северной Европы и организация на ней дополнительных съездов только усилит и без того растущую нагрузку.

Дорога под атакой

Какие проблемы вы бы выделили в работе КАД?

— На днях на западном участке кольцевой была остановлена ГАЗель, в кузове которой были обнаружены крышки люков, металлические элементы ограждения и даже срезанная сетка, защищающая земляные откосы инженерных сооружений. Подобные случаи на дороге стали почти системой. Регулярно похищаются кабеля и другие элементы инфраструктуры, что ставит под угрозу и введение в эксплуатацию современных систем контроля и просто безопасность передвижения по трассе. При этом оперативно устранить ущерб, нанесенный криминальными сборщиками металла, невозможно — в бюджете дирекции на эти цели попросту нет средств. Представители полиции, в свою очередь, говорят о том, что справиться с этой проблемой можно лишь законодательно ограничив деятельность пунктов приема металлолома.


Справка:

Линейная протяженность эксплуатируемых участков КАД от ст. Горская до п. Бронка составляет 115, 908 км. На выполнение работ в 2011 году Росавтодором было выделено 1 013 376 тыс. рублей на содержание дорожной части и 241 163 310 тыс. рублей на содержание искусственных сооружений. В 2011 году было заключено 6 контрактов на выполнение работ по восстановлению изношенных покрытий (19,4 км) на сумму 377 044 220 тыс. руб. Все контракты исполнены на 100%


Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789