13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Как изжить негативный образ гаишника?

Сейчас многое делается кинематографом (здесь я имею в виду и телевидение), чтобы улучшить имидж родной полиции. Для этого создаются многочисленные сериалы, в которых новоявленные герои из фильма в фильм отчаянно борются с пороками общества. Но вот так просто, как мне кажется, не сломить определенный стереотип, сложившийся в голове граждан об этих структурах.

Частично виновато в этом и необдуманное копирование руководством западных стереотипов. Еще не все участники и свидетели отечественной войны умерли, а уже взяли и переименовали милицию в ненавистную нашим предкам полицию. Не знаю, насколько обдуманны подобные шаги. Конечно, надо стараться идти в ногу со всем миром, но ведь есть же определенные традиции, присущие каждому народу. Не спорю, у нас и раньше была полиция, но это было давно. А полиция, отрицательно зарекомендовавшая себя в годы оккупации, на слуху.

У меня было довольно много знакомых и родственников в милиции. Многое приходилось слышать и видеть, иногда и нелицеприятное. Как и в любом другом коллективе, многое здесь зависит от личности начальствующего состава отдела. Но мне кажется, милиция, пардон, полиция, никогда не отмоется от грязи, пока здесь всерьез не возьмутся за ГИБДД. Как только их не называют, чего только не говорят. Критикуют их все, кому не лень. Почему? Ну, с одной стороны, «дыма без огня не бывает». Но, главная, на мой взгляд, причина в том, что угрозыск и др. структуры полиции работают, в основном, в контакте с людьми, грубо нарушающими законы и нормы общественной морали, т.е. с отбросами общества, образно говоря. Есть недостатки и у этих подразделений, но с ними (полицейскими) обыватель в повседневной жизни почти не сталкивается. Ведь в своей массе, народ наш законопослушен (в определенной степени). Если кто и начнет голосить о произволе полиции, собеседник может и поддакнет, но про себя подумает, что у самого, мол, рыло в пуху.

А вот с ГИБДД другая ситуация. С гаишниками сталкивается практически каждый. В некоторых ситуациях, даже если сам виноват, в глазах обывателя виноватым оказывается гаишник. Такова человеческая психология, усиленная многочисленными историями из повседневной жизни знакомых.

Но вот почему у нас так много гаишников на дорогах, а порядка гораздо меньше, чем за границей, где пользуются теми же Правилами дорожного движения, принятыми в соответствии с Венскими конвенциями о дорожном движении и дорожных знаках и сигналах (1968 г.).

Так вот правила у большинства стран одни, но применяются везде по-разному. На Западе водители ездят почти без нарушений (разве где-то скоростной режим превысят или припаркуются не там). А вот такие нарушения, которые встречаются у нас (повороты не в том месте, развороты в неположенном месте, выезд на встречную полосу движения), за границей встречаются крайне редко. Почему? Да потому, что правоприменение дорожного движения у нас испокон веков носило ограничительный и запретительный характер. Поэтому, где возможен поворот — там стрелка — только прямо, где можно ехать со скоростью 80 км/час — там знак «50»… Сейчас только в связи с постройкой нового проспекта Салавата Юлаева с путепроводами, разрешено ехать со скоростью 80 км/час. А за границей во главе угла стоит строительство нормальной дорожной сети с многочисленными развязками, надземными и подземными переходами, разделительными барьерами и т.п.

То есть вопрос стоит в правоприменении существующих правил, но только нашим гаишникам это не выгодно. Поэтому они всеми способами пытаются ужесточить наказания, увеличить количество и суммы штрафов. Это выгодно и местным органам власти. Зачем тратить бешеные деньги на строительство дорожной сети, когда дешевле поставить знаки (иногда абы как), да еще иметь с этого дармовые денежки в бюджет в виде штрафов. Вот и выскакивают в сознании людей пресловутые планы по штрафам.

Что же надо сделать, чтобы повернуть ГИБДД к народу лицом? Этот процесс уже начинает осуществляться и, как ни странно, не столько стараниями руководства полиции (пресловутая переаттестация и т.п.), сколько прогрессом, входящим в эту отрасль и в жизнь граждан. В интернете растет количество записей бесед автовладельцев с представителями ГИБДД, записанными с помощью видеорегистраторов или сотовых телефонов. Это вызывает озабоченность у ГИБДД, им приходится приспосабливаться к новым реалиям. Если раньше любое слово гаишников считалось аксиомой для водителя, то теперь выясняется, с показом на весь мир, что это далеко не так и нередко работники ГИБДД пользуются замешательством остановленных водителей, а порой и нагло лгут.

Я уж не говорю о пресловутых взятках, которые теперь стало не только трудно брать, но и опасно давать (все-таки законодатели иногда умеют работать). Да и в салонах полицейских машин появились видеорегистраторы. Со взятками в ГИБДД борются и с этим злом, думаю, в конце концов будет покончено. Способствует этому, на мой взгляд, как ни странно, мировой финансовый кризис. Одно дело давать взятку такому же, как и ты, члену общества (бывшим гаишникам), а другое дело выделять средства из скудных сбережений господину, имеющему официальный доход выше уровня среднедушевого дохода рядовых граждан. Да если вспомнить при этом, что гаишник получает свою неплохую зарплату и бесплатное обмундирование за счет твоих ежемесячных налоговых отчислений.

Надо отметить, что руководство ГИБДД страны намечает определенные меры по улучшению дорожной ситуации. В частности, обсуждался вопрос о безопасности пешеходов. Для этого предлагалось (не знаю, когда и насколько полно все это осуществится) следующее: оснастить все пешеходные переходы фонарями, а также поставить перед ними специальные шумовые полосы. Другое предложение — поднять переход над дорогой, превратить его в «лежачего полицейского». Во-вторых, «осветить» самого пешехода, заставить его носить в темное время суток специальные светоотражающие наклейки на одежде. Предлагается сделать «зебру» разноцветной, дополнив белые линии желтыми, отделять дорогу от пешеходных зон ограждениями перильного типа, использовать светодиодные индикации на дорожных знаках «Пешеходный переход». Оснастить переходы камерами фото — и видеофиксации нарушений.

Что же делать еще, чтобы изжить негативный образ ГИБДД? А дальше, мне кажется, надо бы ГИБДД основательно взяться за исправление существующей системы дорожной сети. Т.е. «привязываться» не столько к рядовым автовладельцам, сколько к тем, кто неправильно обустраивает наши автодороги. Для этого в каждом районе и на каждой федеральной трассе надо создать комиссии с привлечением вдумчивых офицеров и составить карту частоты автоаварий и автонарушений, на основе которой, изучив существующие дороги, составить конкретные планы по исправлению дорожной ситуации. Т.е. где-то участок дороги спрямить, где-то расширить, где-то оборудовать регулируемый перекресток, где-то построить новый мост или путепровод… Именно это нужно планировать, а не устанавливать ограничительные знаки. Может, часть знаков и оставить, но с указанием ориентировочных сроков на переоборудование участка дороги (сроки надо устанавливать реальные, т.е. в какой-то мере учитывая данные дорожников и мостостроителей). Вот это будет действительно очень нужной работой ГИБДД. Такое может остаться в памяти народа. Но, главное, вырастет безопасность дорожного движения при одновременном ускорении транспортного потока. Тогда у значительной части законопослушного населения сменится отношение к ГИБДД. Сменится отношение к ГИБДД — трансформируется и отношение к полиции в целом, считает автор«Общественной интернет-газеты Республики Башкортостан».


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений