13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Чиновникам выгодны плохие дороги в России?

Дорожное хозяйство — одно из самых «темных» и трудноконтролируемых видов деятельности, куда постоянно тянутся нечистоплотные руки с «пилой». Такая ситуация характерна для всей России, в том числе и для Алтайского края. При этом государство выделяет на дороги приличные деньги. Только вот в итоге, сколько в них ни вкладывай, а получаются они все равно неприличными.

Прямо неиссякаемый источник

По автомобильным дорогам и улицам России, по данным Росавтодора, перевозится более 80 процентов грузов и более 90 процентов пассажиров. Так что дороги по праву называются главными артериями страны. А в части решения многих социальных задач они, по мнению российских чиновников, вообще не имеют альтернатив. Взять хотя бы обеспечение населения продуктами и товарами. Или более повседневное — добраться до работы или учебы, съездить в больницу. И для удовлетворения таких важных человеческих потребностей государство год от года увеличивает суммы, выделяемые на содержание и строительство своих «артерий». К примеру, в этом году только на федеральные дороги планируется потратить 364 млрд рублей.

Конечно, это не так много, как в тех же США, где, если переводить на рубли, суммы исчисляются триллионами. Да взять хотя бы маленькую Швецию, где на их «пучок» дорог выделяется всего раз в пять меньше, чем на всю Россию. Так что по общему уровню расходов на дорожно-транспортную сеть среди развитых государств мы, к сожалению, в числе аутсайдеров. А может, и к счастью. Ведь выделяемых миллиардов не так и мало, чтобы они не привлекали внимание нечистых на руку людей. В том смысле, что, как утверждают многие эксперты, колоссальная часть этих денег уходит на «асфальтирование» чьих-то карманов.

Потому и растет стоимость дорог, что растут аппетиты тех, кто с ними связан.

Наверное, поэтому наши «артерии» обходятся дороже, чем в других странах, причем, как отмечают эксперты, цена стабильно завышена минимум на 30 процентов. Особенно наглые могут задрать ценник и в три-пять раз. Собственно, а почему бы и нет, если власти на местах в некоторых регионах этому, по сути, потворствуют. А в некоторых случаях строительство одного километра получается дороже даже километра адронного коллайдера в Швейцарии (со всем его высокотехнологичным оборудованием), который выдалбливали в скальной толще под землей. Объяснение такому ценообразованию очень простое: повальное воровство и коррупция. А какой еще вывод можно сделать, если в США стоимость километра четырехполосной дороги — 4–6 млн долларов, первоклассного автобана в Германии — 8 млн евро, а у нас километр скоростной автодороги Москва — Питер (общая протяженность 626 километров) составляет 907 млн рублей (30 млн долларов). Буржуям даже на суровой Аляске километр обходится примерно в 200 млн рублей. Сами чиновники, обосновывая дороговизну, пеняют на действующие в России устаревшие технические стандарты. Скажем, наша дорога должна иметь обочину 3,5 метра, тогда как на Западе она вовсе отсутствует. Этот норматив сохранился еще со времен советской власти, когда выделялась спецполоса для гужевого транспорта. А ведь это лишние квадратные метры, дополнительная работа и асфальт.

Почти бездонная бочка

Можно представить, сколько таких «обочин» в Алтайском крае, если протяженность автомобильных дорог общего пользования здесь составляет 16,7 тысячи километров. В общем, в регионе есть за счет чего увеличивать стоимость содержания, ремонта и строительства. Кстати, в текущем году на эти цели краю выделено в два раза больше средств, чем в предыдущем, — аж 5,6 млрд рублей. Так что, если в прошлом году за тем, как и куда расходовались средства, нужно было следить в оба глаза, то в 2012-м внимательных очей понадобится уже четыре. В связи с таким увеличением краевыми властями была поставлена задача оперативно доработать план дорожных работ. «Чтобы «уработать» все деньги», продолжают неравнодушные. В итоге, по твердым заверениям чиновников, каждая копеечка будет освоена исключительно во благо края.

Так, на содержание действующей сети автомобильных дорог предусматривается направить 1,6 млрд рублей, за счет которых будет обеспечиваться очистка дорог, текущий ремонт, нанесение разметки и установка новых знаков. На капремонт в 2012 году предполагается направить 1,140 млрд. Новое же строительство и реконструкция дорог общего пользования и искусственных сооружений затребует 1,36 млрд рублей.

Хотя в этом перечне и не говорится, какой процент предположительно осядет в чьих-то карманах, но прикинуть количество «фильтров» все-таки можно. Скажем, сегодня просто запрещено не иметь нормальной дороги с твердым покрытием до любого, даже самого отдаленного села с численностью более 500 человек. А это, как обещают власти, несомненно, будет выполнено в ближайшие годы. И только вот здесь уже немало возможностей для «наживы», причем на долгие годы. Взять тот же Первомайский район, который имеет одну из самых разветвленных межпоселенческих дорожных сетей — 455 километров, из которых более половины (275 километров) не имеют твердого покрытия. И сколько денег уйдет налево, пока к каждой этой дороге прикрепят «обочину»? А если вспомнить еще и дороги внутри поселений? В крае более 1500 сел, и пока их все «укатают», сколько народу разбогатеет на дорожном хозяйстве?

В отчетах же все красиво: все деньги тратятся по делу. Однако люди, основываясь на собственных умозаключениях, говорят, что если бы дороги действительно строились и ремонтировались на совесть, то они бы и служили в разы дольше. А так, как их делают сейчас, — это прачечная для отмывания средств. Мол, асфальт чуть ли не на следующий день после укладки разрушаться начинает, поскольку средств, оставшихся после растаскивания, недостаточно для того, чтобы провести ремонт без нарушения технологии. И это при том, что денег на дороги изначально выделяется гораздо меньше, чем того требуется. Так, по мнению экспертов, на наши дороги необходимо ежегодно тратить порядка 25 млрд рублей. А тут получается, что и денег выделят в несколько раз меньше, а потом еще и часть их разберется.

Теплое место

Следить за эффективным и рациональным использованием средств, выделяемых на дороги, должен «Алтайавтодор». И это одна из основных целей учреждения. Правда, некоторые считают, что все происходит с точностью до наоборот. Якобы в него входит порядка 70 предприятий, а в такой «мути», как говорится, что угодно можно спрятать. Тут к месту вспомнить прошлого руководителя предприятия Сергея Толстенева, который покинул свой пост в 2010 году. Официальная версия — плохое состояние здоровья, неофициальная — администрации края просто надоело смотреть на весь бардак. Толстенева заменил бывший энергетик Алексей Андронов, который пришел на пост под скрип общественности, но с амбициозными планами наладить всю структуру. Правда, уже через несколько месяцев в СМИ появились сообщения типа: полгода он проработал, а денег уже вывел через свои структуры, как будто три года в должности.

Если неофициальные версии «увольнений» и слухи — это правда, то почему тогда у руля крупнейшего в крае госпредприятия (государства в государстве с огромными оборотами) не другие, более честные люди? И с чем тогда связано непонятное покровительство всех дорожных манипуляций со стороны краевых чиновников? И пусть 5,6 млрд это только 20 процентов от потребностей, остается выразить надежду, что деньги эти будут истрачены эффективно, а не «распилены». Правда, эксперты сомневаются, что эта колоссальная сумма не прибавит нулей на банковских счетах тех, чьи руки ими будут распоряжаться.

А может, алтайским путям поможет приватизация «Алтайавтодора», о которой переговариваются еще с прошлого года? Может, в этом случае все средства будут уходить исключительно на дорожное хозяйство. Ведь тогда нужно будет деньги отрабатывать и их зарабатывать, а не просто тратить государственные. Возможно, и люди, для которых дороги, как обозначили сами чиновники, значат так много, перестанут удивляться тому, что средства увеличиваются, а ситуация от этого не улучшается. Но возможно, этот «титаник» и канет в океан, если его приватизируют. Поскольку частник не сможет без поддержки государства тянуть такую махину в условиях грядущего (как нас пугают) кризиса. Тогда вообще никаких не будет дорог на Алтае. Останется дикая первозданная природа. Так сказать, новая зона, готовая для очередного «распиливания» федеральных средств, пишет «Ваша газета на Алтае».


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений