13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Деньги исчезли в ямах

В Орле начался ставший традиционным зимний гарантийный ремонт дорог: технику вывели сразу два подрядчика. Ямы обещают залатать к 1 апреля, но жителей такая перспектива не радует — проезжая часть на улицах сужена, движение транспорта ограничено. Да и рабочих жалко, ведь они трудятся в двадцатиградусный мороз.

На некоторые трассы техника вышла еще в декабре, немало удивив орловцев. Дорожники в непростых условиях заливали ямы битумной смесью. Нередко около них останавливались водители, возмущались: «Зачем смесь заливаете вместе со снегом и грязью? «Заплатка» же долго не продержится!» Но и медлить было нельзя — одна из самых оживленных магистралей областного центра уже стала опасной для легковых машин.

— Дорога находилась в таком ужасном состоянии, что я лично дал указание срочно залатать на ней все дыры, — рассказал губернатор Александр Козлов. — Пришлось дополнительно выделять для этого средства и решать проблему, что называется, в «ручном режиме».

А спустя месяц выбоинами покрылись и другие улицы, и тогда администрация города потребовала от подрядчиков провести гарантийный «ямочный» ремонт. Дорожные работы, которые по логике зимой должны проводить в крайнем случае, оживили притихший было в регионе спор: кто виноват в столь ужасном состоянии магистралей? И как же сделать наконец так, чтобы отремонтированные летом дороги не надо было латать зимой? Оказалось, что найти ответы на эти вопросы еще сложнее, чем привести дорожное покрытие в нормативное состояние.

Возмущение горожан подогрело и то, что в 2011 году Орлу на ремонт дорог из государственного бюджета была выделена рекордная сумма — 247 миллионов рублей. А трассы лучше не стали. По словам спикера облсовета Леонида Музалевского, в прошлом году руководившего городским советом, федеральные деньги пришли в Орел еще в марте, без опозданий. Однако осваивать их начали лишь в августе-сентябре. Получается, рекордные средства долго лежали «мертвым грузом»?

— Проблема заключалась в том, что мэрия несвоевременно провела конкурс на выбор организации, которая сделает проектно-сметную документацию, — считает Леонид Музалевский. — Время было затянуто, деньги лежали на счетах в банках. Проектно-сметная документация начала разрабатываться только тогда, когда на дороги уже должна была выйти техника. И к работам приступили поздно, хотя депутаты на каждой сессии ставили перед мэрией вопрос об ускорении процедуры по проведению конкурсов.

По словам бывшего заместителя мэра Орла Татьяны Степиной, в прошлом году курировавшей в мэрии экономический блок, в самой процедуре проведения конкурсов нарушений не было. Но на вопрос о том, почему процедуру затянули, она ответить не смогла.

— Лимиты по ремонту дорог известны, как правило, уже в январе, — рассказала она. — Но обычно у муниципалитета к этому времени нет проектно-сметной документации. Конечно, ее надо делать заранее, но пока это не делается, и сложно сказать почему.

— Проблема, видимо, в отсутствии системного подхода в планировании дорожной деятельности, — считает руководитель ОГУ «Орелгосзаказчик» Александр Муромский, чье предприятие сейчас занимается гарантийным ремонтом. — Диагностика и анализ транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети — это обязанности организации, на балансе которой она находится. Такую работу проводят в весенне-летний период и на основе ее результатов составляют программу ремонта дорог на следующий год, чтобы ее можно было учесть при формировании бюджета.

По словам Александра Муромского, именно под эту программу разрабатывают проектно-сметную документацию. Обычно все завершается в ноябре, поэтому «к началу года муниципальные власти точно знают объемы работ». Впрочем, знания, как показывает практика, в этом вопросе не главное. По мнению экс-спикера горсовета, ныне исполняющего обязанности главы администрации Орла Михаила Берникова, возможность ускорить процедуру проведения торгов у муниципалитета имеется.

— Давно действует федеральный закон, по которому любое муниципальное образование имеет право создать свою электронную площадку для проведения торгов, — рассказал он. — Это упрощает некоторые процедуры, в частности отбор подрядчиков. В Орле почему-то этим правом до сих пор не воспользовались, хотя процедура создания и регистрации электронной площадки не занимает много усилий и времени.

Кстати, такого рода проблемы характерны не только для Орла, но и для других муниципальных образований области. Причем там в последние годы ситуация складывалась даже хуже, поскольку собственных средств на ремонт дорог не хватало. Пока в области действовал Дорожный фонд, средства, пусть и недостаточные, но выделяли. Однако несколько лет назад он был ликвидирован, и финансирование пошло на убыль.

Достаточно сказать, что в середине 2000-х годов из бюджета Орла на ремонт улично-дорожной сети выделяли всего по 20-25 миллионов рублей в год, в то время как в начале 2000-х — по 80-100 миллионов. Неудивительно, что средств стало хватать лишь на ямочный ремонт. Вот Орел и прославился среди приезжих автовладельцев тем, что выбоины на дорогах здесь закладывали битым кирпичом. Кстати, эту технологию используют до сих пор.

— Дороги во многих райцентрах и поселках были такие, что по ним иногда невозможно было даже пройти, не то что проехать, — рассказал глава региона Александр Козлов. — Но за последние два года решение проблемы удалось сдвинуть с мертвой точки. За это время из областного бюджета выделено 100 миллионов рублей на приведение улично-дорожной сети муниципальных образований в нормативное состояние. И в региональном Дорожном фонде на 2012 год, который мы вновь сформировали, на эти цели также предусмотрены средства.

Кстати, в этом фонде, бюджет которого с учетом федеральных средств превысит три миллиарда рублей, предусмотрены и средства на ремонт внутридворовых территорий и проездов. Эту проблему тоже не решали много лет, и лишь в прошлом году Орлу были выделены целевые средства. Но «первый блин» вышел комом — при приемке работ выяснилось, что 30 процентов дворов отремонтировано с браком.

— Здесь та же проблема, что и с дорогами, — считает Татьяна Степина. — О том, что будут выделены федеральные средства на ремонт дворовых территорий и проездов, муниципалитеты узнали еще в августе 2010 года. Но из-за неподготовленной вовремя проектно-сметной документации торги по выбору подрядчика стартовали только в конце мая 2011-го. Первый контракт был заключен в июле, последний — в ноябре.

Сжатые сроки работ и плохие погодные условия, вероятно, и стали причиной выявленного брака. И кто виноват? Торги по выбору подрядчика проводит одно структурное подразделение муниципалитета, а контролирует ход работ заказчик — другая структура. В данном случае городское управление коммунального хозяйства. И каждое кивает друг на друга. Наверное, поэтому за брак на дорогах так никто и не ответил, если не считать отправленного горсоветом в досрочную отставку мэра Виктора Сафьянова, пишет «Российская газета».

Леонид Фаустов, председатель Совета народных депутатов города Ливны:
— В нашем городе проектно-сметная документация готовится заранее, и мы точно знаем, сколько средств и на какие объекты будет потрачено. Однако и мы в мае ремонт дорог не начинаем, потому что грунт еще «двигается». Обычно ремонтные работы начинаются в июне, и за лето их успевают провести. Но такого, чтобы тянуть с заключением контрактов до ноября, у нас не было.


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений