13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Текст выступления С.Орловой на заседании коллегии МВД России

25 октября заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова выступила на заседании коллегии МВД России, где обсуждалась проблема безопасности дорожного движения. Особое внимание вице-спикер СФ обратила на вопросы совершенствования законодательства и перспективы применения программно-целевого метода в данной сфере. Публикуем текст выступления Светланы Орловой.

Заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова:

«Важнейший результат этих лет — ГАИ России больше не единственный борец за безопасность на дорогах. Удалось объединить усилия десятков ведомств и утвердить принцип: безопасность на дорогах — дело всего государства, всего общества. В этом году ООН объявило «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Для нашей страны объявленное десятилетие имеет особое значение. президентом РФ Д.А. Медведевым и председателем правительства РФ В.В. Путиным в области БДД поставлены серьезные и амбициозные задачи.

Во многом благодаря реализации мероприятий федеральной целевой программы Россия за последние годы добилась многого в области обеспечения безопасности дорожного движения. Вдвое уменьшилось число погибших на дорогах, на треть сократился детский травматизм. За последние несколько лет число погибших детей в возрасте до 7 лет снизилось больше чем на 30 процентов. Почти на 40 процентов меньше погибло детей в возрасте от 7 до 14 лет, на 48 процентов снизился показатель по смертности подростков от 14 до 16 лет. Мы это связываем, в том числе и с введением обязательного использования детских удерживающих устройств.

Действующая федеральная целевая программа по ОБДД доказала свою эффективность. Программа — это целый комплекс законодательных, организационных и технических мероприятий. Скажем, в деятельность подразделений дорожно-патрульной службы сегодня активно внедряются аппаратно-программные комплексы. Уже работают более 800 стационарных и свыше тысячи передвижных комплексов фото-видео-фиксации правонарушений. Патрульные машины оснащаются самым современным оборудованием, экипажи ДПС становятся все более и более мобильными и имеют доступы к базам данных, имеют навигационное оборудование системы ГЛОНАСС.

Подтверждением российских успехов стало проведение в Москве в 2009 году Первой Всемирной Конференции по безопасности дорожного движения. Совершенствуется законодательство на федеральном, региональном и местном уровне, приняты свои программы по ОБДД в субъектах РФ, многих муниципальных образованиях. Активно работает правительственная комиссия по безопасности дорожного движения, комиссии в субъектах РФ. Свое место среди важнейших мероприятий занял Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», проводимый Советом Федерации совместно с МПА СНГ. И следующий, уже четвертый конгресс (полагаю, проведем его в 2012 году) мы посвящаем важнейшей теме — безопасности детей на дорогах.

Важнейшая тема — воспитание ответственного участника дорожного движения. Это касается и водителей, и пешеходов. Нужно понимать, что за каждой цифрой, прежде всего, стоит человек — участник дорожного движения. Не важно: водитель или пешеход — в любом случае, от их понимания и уважения друг к другу зависят их же жизни.

В прошлом году в нашей стране совершено почти 72 тысячи наездов на пешеходов — это более 35 процентов от общего числа ДТП. И что самое страшное — почти четверть из этих трагедий произошла непосредственно на пешеходных переходах.

Главная причина — в недостатках обустройства переходов. Опасность — в левых рядах! Пешеходы, ужесточением штрафа для водителей до 1000 рублей, уже привыкли, что водители их пропускают и смело идут под движение левых рядов. Быть может, действительно пора выделять пешеходные переходы мигающим знаком?! Прежде всего, это относится к оборудованию самих переходов, их освещению, дорожной разметке, разделению транспортных и пешеходных потоков, ограждению проезжей части.

Сейчас по многим ключевым проблемам развития страны мы действуем вместе с общественными организациями, с Народным фронтом. И в области безопасности дорожного движения у нас тоже сформировался свой фронт. В этой теме огромный потенциал объединения. Это касается не только нашей страны, но и всего мира, стран развитых и развивающихся, которые сегодня теряют больше всего человеческих жизней на дорогах. Наше дело способно соединить и разные партии, общественные организации, бизнес, активных граждан без национальных и религиозных различий…

Например, в работе по обеспечение безопасности детей на дорогах наши союзники — и Всемирная организация здравоохранения, и Детский фонд ООН, и наш Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Ассоциация индустрии детских товаров, замечательные яркие творческие люди: Николай Фоменко, Леонид Якубович, наш гонщик Виталий Петров…

Конечно, надо продолжать работу над законодательством, в том числе и усиливая ответственность за наиболее опасные нарушения на дороге. Но жизнь показывает, насколько важно взаимопонимание с людьми.

В рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг.» реализован комплекс мероприятий по снижению аварийности. Благодаря этому удалось сохранить более 8,5 тысяч человеческих жизней, в том числе 2 тысячи — детских. В то же время детская смертность и травматизм на дорогах недопустимо велики. Каждая смерть — трагедия. Вернемся к началу этого года и возьмем данные только за один день — 11 января. За сутки в четырех субъектах федерации в авариях погибли четыре ребенка. Причиной гибели детей стала безответственность взрослых: никто из этих детей не был пристегнут. Наоборот, как показывает практика Госавтоинспекции, использование детских автокресел спасает жизни детей даже в авариях, где погибают остальные пассажиры.

Очень важно, что в направлении детской безопасности ГАИ России работает сегодня очень творчески. В первую очередь, в отношении детей. Здесь и проведение профилактических кампаний, строительство автогородков, оборудование уголков БДД в образовательных учреждениях, поддержка организаций ЮИД, автопробеги, культурные акции и др. Поверьте, многие действия здесь способны «взять за душу»…Например, когда проходит автопробег, посвященный памяти жертв дорожных аварий (Курск), в завершение которого на центральной площади города юные участники дорожного движения выпускают в небо воздушные шары — по числу погибших на дорогах области. Или когда в фойе школ размещаются плакаты с именем погибших, датой ДТП и надписью «Он мог учиться с нами в … классе» (Иркутская область). Когда дети возлагают цветы на пешеходном переходе в знак памяти о погибших (Вологодская область). Думаю, в рамках десятилетия, объявленного ООН, нам надо обязательно провести Всероссийскую информационную кампанию «За безопасность детей на дорогах».

Среди многочисленных факторов, влияющих на эффективность и безопасность дорожного движения, одно из первых мест занимает несовершенство нормативного правового регулирования.

В настоящее время основным регулирующим законом в сфере дорожного движения является федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Закон оставил за субъектами Российской Федерации право принятия законов и иных нормативных актов. Многие регионы приняли свои законы о безопасности дорожного движения. Однако эти законы не охватывают всего комплекса проблем, связанных с организацией дорожного движения.

Очень важно, что ФЦП «Безопасность дорожного движения» позволила разработать систему программных мероприятий, четко ориентированных на достижение целей, и сформировать единые подходы к профилактике дорожно-транспортного травматизма в субъектах Российской Федерации и более чем в 1500 муниципальных образований, где приняты и реализуются программы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Поэтому представляется перспективной практика принятия на местном уровне комплексных муниципальных программ по обеспечению безопасности дорожного движения. Ведь именно на местном уровне легче всего определить и самые опасные места на дорогах, и саамы эффективные мероприятия. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, целесообразно осуществлять мероприятия по БДД на наиболее опасных участков, ликвидируя очаги концентрации ДТП на дорожной сети, развивать профилактическую работу, в первую очередь среди школьников. Прецеденты таких программ есть. Деньги, которые предусматривают на них районные власти для этой темы, относительно небольшие. Это миллионы рублей, но не многие десятки миллионов. И это эффективные затраты, поскольку такие программы помогают добиваться реального снижения смертности и травматизма на 20-25-30 процентов.

Продолжение применения программно-целевого метода для решения проблем дорожно-транспортной аварийности в России позволит не только сохранить накопленный потенциал и достичь целей программы, но и сформировать предпосылки выхода на качественно новые показатели снижения дорожно-транспортного травматизма на следующее десятилетие».


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений