Министр транспорта Игорь Левитин считает, что беда России не в дураках и не в дорогах, а в заправках. Точнее, в их количестве. Поэтому, по мнению Левитина, следует сократить число АЗС в 10, а то и в 15 раз. Эксперты, в свою очередь, сходятся во мнении, что реализовать эту инициативу будет невозможно.

Министр транспорта Игорь Левитин считает, что беда России не в дураках и не в дорогах, а в заправках. Точнее, в их количестве. Поэтому, по мнению Левитина, следует сократить число АЗС в 10, а то и в 15 раз. Эксперты, в свою очередь, сходятся во мнении, что реализовать эту инициативу будет невозможно.

К выводу о том, что в России много АЗС, глава Минтранса пришел после путешествия по трассе М-29 в Краснодарском крае. «Я вчера проехал по федеральной трассе М-29. Впечатление такое, что заправки и пункты питания стоят через каждые 3 км. Это в разы превышает закрепленные в техрегламентах нормативы, где одна заправка должна приходиться на 50 км», — заявил он на встрече с активистами «Народного фронта».

Все это, по мнению министра, вредит безопасности дорожного движения и препятствует расширению дорог.

Однако «Новой газете», решившей выяснить, что же это за нормативы, не удалось обнаружить никаких ограничений по количеству заправок. Наоборот, в приложении «Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог <…> объектами дорожного сервиса», на которое изданию прислали ссылку из Минтранса, есть требование — не менее одной АЗС на каждые 100 километров пути.

В общем, если пресловутый техрегламент и есть, то в пресс-службе Министерства транспорта о нем не знают.

Но техрегламент — не Конституция, документ, в котором будут закреплены и развиты идеи министра, написать и принять недолго. Что тогда будет?

Количество заправок в стране уменьшится как минимум в 10, а то и в 15 раз. Очевидно, что в результате вырастут розничные цены на бензин, а для всех участников рынка такое решение станет ударом.

Хуже всего придется владельцам малых сетей АЗС. Во-первых, они могут быть сконцентрированы на одном участке трассы, и тогда компанию просто придется закрывать. Во-вторых, если они окажутся по соседству с заправками более крупных компаний, уйти придется кому-то одному. Все это, естественно, приведет к переделу рынка в пользу крупных игроков. Но и они могут проиграть. Крупные компании зачастую фактически являются монополистами в целых районах, и даже регионах, а значит, потеряют наибольшее количество объектов.

Тем не менее, схема, при которой чиновники будут решать, какие заправки убрать, а какие — оставить, таит в себе огромный коррупционный потенциал. Наконец, и аргумент министра о том, что именно заправки препятствуют расширению дорог, более чем странный. А если это точка общепита, жилой дом?

Опасность таких заявлений еще и в том, что при поддержке решительного как паровоз министра важнейшие решения в области инфраструктуры порой принимаются быстро и безо всякой независимой экспертизы.

Эксперты, в свою очередь, сомневаются в возможности реализации инициативы Левитина. Так, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша задается вопросом, как можно убрать АЗС, если она стоит на земельном участке, который не принадлежит дороге? А это практически 100% заправок. Землю им выделяли местные власти. «Есть некий нормативный документ, который устанавливает принципы размещения заправок на дорогах различного уровня: федеральных, российских и прочее. Эти правила звучат примерно так: в зависимости от автомобильного потока заправочные станции должны стоять на определенном километраже. Но это правила, а не закон и не обязательные требования», — отмечает Аркуша.

Вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин также считает, что данная инициатива будет реализована. «Во-первых, я не понимаю механизмов: что, они норматив какой-то введут? А во-вторых, по-моему, чем больше заправок — тем лучше. Не очень понятно, кому они мешают и почему нельзя сделать их столько, сколько захотят сами предприниматели? Заправок должно быть столько, сколько сможет выжить, и чем больше конкуренция, тем лучше сервис и ниже цена. Такое ощущение, что это в интересах каких-то вертикально-интегрированных монополий», — добавляет он.

А непосредственный участник рынка замдиректора одной из краснодарских сетей заправок Елена Хмеленко назвала заявление о сокращении АЗС экономически безграмотным. « Во всем мире развивают конкуренцию, а в России почему-то хотят идти в обратном направлении. Сейчас монополисты и так вытесняют независимые заправки с рынка, — говорит Хмеленко. — С этой целью они держат высокие оптовые цены для независимых заправок. Поэтому мы с монополистами не можем в розничных ценах конкурировать. А сокращение количества заправок просто убьет малый бизнес в этой сфере. В заявлении министра Левитина лично я, кроме какого-то денежного интереса, больше ничего не вижу».

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789