13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Кому нужны платные трассы в России

Медленно, но верно платные дороги становятся реальностью и в России. К 2016 году их протяженность увеличится с 450 км до 3 тысяч км. Между тем эксперты и автомобилисты до сих пор так и не сошлись во мнении, нужны ли в РФ коммерческие магистрали. Одни говорят об отсутствии достойных альтернатив и высоком, другие уверяют, что спрос на такие услуги будет всегда.

Медленно, но верно платные дороги становятся реальностью и в России. По данным Федерального дорожного агентства, сегодня в стране свыше 450 км трасс эксплуатируются на коммерческой основе. Однако уже через 5 лет — к 2016 году — их протяженность должна увеличиться в 6,7 раза — до 3 тысяч км.

Между тем эксперты и автомобилисты до сих пор так и не сошлись во мнении, нужны ли в РФ коммерческие магистрали. Одни говорят об отсутствии достойных альтернатив и высоком ценнике (например, в Турции платные дороги в 4 раза дешевле, чем в России), а другие уверяют, что спрос на такие услуги будет всегда. Как бы то ни было, в настоящее время федеральные власти вынашивают множество планов по строительству платных дорог, а вот что из этого получится, будет понятно лишь после ввода их в эксплуатацию.

Первые платные дороги появились в России еще в начале 2000-х годов. Причем если некоторые участки были экспериментальными (например, трасса «Дон»), то с некоторых участков местные власти на протяжении многих лет взимали деньги, по сути, незаконно.

Первой попыткой государства исправить сложившуюся ситуацию стала трасса «Дон». В экспериментальном порядке деньги за проезд на Липецком участке этой дороги начали взимать более десяти лет назад. Затем на протяжении двух лет проезд был бесплатным: шла активная реконструкция новой магистрали. В декабре прошлого коммерческий участок M4 открылся заново. Теперь за проезд по дороге протяженностью 50 км водители легковушек платят по 55 рублей (1,4 евро), проезд для «ГАЗели» обходится в 110 рублей (2,8 евро), а самый высокий тариф — 220 рублей (5,5 евро) — предусмотрен для владельцев тяжелых фур.

Однако трасса «Дон» не единственный масштабный проект федеральных властей: в 2014 году должно завершиться строительство первого участка платной магистрали Москва — Санкт-Петербург (43 км). Эта трасса должна стать самой быстрой на территории России, расчетная скорость — 150 км/час. И никаких светофоров. Альтернатива этой дороги — ямы и пробки на дороге М10.

По словам первого заместителя председателя правления госкорпорации «Автодор» Сергея Кельбаха, стоимость 1 км пути по этой современной трассе составит 3,62 руб.

В 2014 году начнется строительство платного скоростного дублера федеральной трассы М7 «Волга». По словам министра транспорта Игоря Левитина, первый этап работ предусматривает строительство участка дороги от Москвы (Люберецкие поля аэрации) до Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД, проходит через подмосковные Ногинск и Электросталь). Пуск первой очереди ЦКАД, расположенной в Подмосковье в 50 км от МКАД, запланирован на 2012 год.

На дороге М1 «Беларусь» до 2015 года платными станут обновленные 200 км на территории Московской и Смоленской областей. Здесь опробуют пилотный проект, при котором оплачивать проезд автовладельцы станут стикерами, которые можно будет купить в любом сервисном пункте вдоль трассы. Информация с них будет считываться специальными устройствами. Впоследствии эту схему планируется внедрить и на других российских магистралях.

Пока большинство экспертов расходятся во мнении, что же такое платные дороги в России — позитивная тенденция, призванная сэкономить время и уберечь автомобилистов от разъездов по «убитым» трассам или всего-навсего очередной способ «раскрутить» их на деньги.

Первая и, наверное, основная проблема российских коммерческих магистралей — отсутствие достойных бесплатных альтернатив. «Законодательством строго оговорено, что наряду с платной дорогой должна быть альтернативная бесплатная», — рассказывает глава «Росавтодора» Анатолий Чабунин. По его словам, протяженность бесплатной трассы не должна превышать протяженность платной более чем в три раза. «Сегодня все участки федеральных дорог, которые планируется перевести на платную основу, подобную альтернативу имеют», — уверяет Чабунин.

Противники платных дорог говорят и о том, что такие трассы не только нарушают конституционное право граждан на свободу передвижения, но и фактически заставляют платить дважды: первый раз — транспортный налог, второй — в кассу платного участка. В свое время об этом же говорил и экс-председатель Совета Федерации Сергей Миронов. «Автомобилисты уже оплатили дороги. Как можно забывать про налоги, которые мы платим?» — недоумевал он.

Более того, депутаты фракции «Справедливая Россия» уже внесли в Госдуму законопроект, который предполагает запрет на платную эксплуатацию автомобильных дорог, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Авторы документа отмечают, что сейчас строительство и реконструкция автотрасс ведется за счет бюджетных средств. Таким образом, любой водитель, пользующийся даже бесплатной автодорогой, фактически оплатил ее строительство и реконструкцию при уплате налогов и сборов.

Некоторые автомобилисты говорят и о том, что основные денежные потоки, собранные в результате эксплуатации платных дорог, будут идти на ремонт этих же платных трасс, в результате чего альтернативные бесплатные объездные дороги окажутся напрочь разбитыми и проехать там можно будет разве что на танке.

В свою очередь ратующие за развитие сети платных дорог делают упор на то, что такие трассы нужны самим автовладельцам. Во-первых, потому что они будут идти в обход населенных пунктов, а значит, серьезно сократят расстояние и время поездки. Во-вторых, у них будет хорошее покрытие, что сохранит автомобиль в нормальном состоянии, пишет РБК.


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений