Все помнят, как Владимир Путин инспектировал свежесданную автотрассу Чита — Хабаровск. И вдруг ровно через год выяснилось, что с некоторых ее участков исчезло асфальтовое покрытие.

Все помнят, как Владимир Путин инспектировал свежесданную автотрассу Чита — Хабаровск. И вдруг ровно через год выяснилось, что с некоторых ее участков исчезло асфальтовое покрытие.

Обнаружился этот факт во время проведения главой правительства на прошлой неделе видеоконференции по теме дорожного строительства. О вопиющем факте сообщили активисты Общероссийского народного фронта — участники автопробега Владивосток — Калининград. Премьер удивился: мол, помнит, когда ехал, все было в асфальте. Всех «успокоил» глава Минтранса Игорь Левитин, объяснив, что дорога эта строится 40(!) лет, первый ее участок — 485 километров — пришел в негодность, но его обязательно отремонтируют. Вся эта история очень наглядно демонстрирует общую картину с российскими дорогами.

По данным Росавтодора, только 37,8% федеральных трасс соответствуют требованиям. А остальные 62,2% — нет. «Мы ежегодно вводим в строй 300–400 км федеральных дорог, — оптимистично заявил в недавнем выступлении в СМИ глава Росавтодора Анатолий Чабунин. — Последние, самые масштабные вводы — это дорога Чита — Хабаровск: мы построили почти 1,1 тысячи км новой великолепной трассы. Но трафик там сегодня — всего порядка 3 тысяч машин в сутки.

В целом по стране у нас 750 тысяч км автодорог, не считая грунтовок и дорог более низких категорий. В наихудшем состоянии находятся муниципальные дороги, в том числе во многих городах и областных центрах. Состояние региональных дорог лучше, состояние федеральных — еще лучше, но их всего 50 тысяч км. Таким образом, удельный вес хороших автодорог действительно низок — пользователь преимущественно видит те дороги, которые находятся, мягко говоря, не в очень хорошем состоянии.

По данным экспертов, протяженность строящихся в России дорог с асфальтобетонным покрытием крайне невелика — всего около тысячи километров в год, тогда как в Китае — около 80 тысяч км. Может, строили бы больше, да денег не хватает. Почему? Да потому, что каждый километр дороги у нас в буквальном смысле золотой.

По России средняя стоимость автомобильных дорог составляет около 18 млн долларов за километр. На конец 2009 года эта стоимость оценивалась почти на 30% меньше. Среди чемпионов по затратности строительства не только Москва, но и магистрали межгородского вида. Даже планируемая стоимость строительства автомобильных дорог в России выше, чем в Евросоюзе, в 2,6 раза. Разница с США — в 3 раза, а с Китаем — в 7,3 раза. При этом качество дорожного покрытия остается низким. Ремонт зачастую становится делом ежегодной необходимости. Для сравнения: в Англии ремонт автодорог осуществляют раз в 15 лет.

Известно, что «откат» за дорожный подряд составляет в среднем по России 15%, что изначально делает стоимость строительно-дорожных работ значительно завышенной. В ходе автодорожного строительства разворачивается экономия на материалах. Прием объектов сопровождается актами коррупции. Ряд дорог относятся к числу «исчезнувших», это так называемые бумажные дороги — непостроенные магистрали».

Плохое качество дорог выгодно всем! Дорожники «доят» бюджет, потом воруют на каждом этапе строительства, затем еще раз просят денег — на ремонт, делают его так же плохо, и все это без конца.

Как рассказали специалисты Московского автомобилестроительного института, в России во многих регионах нет качественных, пригодных для строительства дорог щебня и песка. Их нужно везти с Урала, из Украины или Сибири, с Дальнего Востока, но это дорого. Поэтому берут то, что есть — например, песок с берегов Волги.

Плохие дороги — это аварии, нередко со смертельным исходом. Это большие экономические потери: транспортная составляющая в себестоимости отечественных товаров достигает 20%. В странах Запада, отличающихся высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры, этот показатель составляет всего 8%.

В планах правительства на следующий год — потратить на ремонт и строительство дорог 364 млрд рублей. Учитывая стоимость одного километра и воровство при проведении работ, в масштабах огромной страны на эти деньги можно сделать мизер, пишет Труд7.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789