13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Налоги для дороги

Всемирный банк в Докладе об экономике России снизил оценку стоимости содержания и ремонта автотрасс более чем в два раза. Однако найти качественные дороги с таким финансированием практически невозможно.

В первоначальном варианте доклада Всемирного банка содержались данные, которые немало удивили дорожников. Оказывается, на содержание дорог расходуется от 25 до 50 тысяч долларов за один километр. Таких дорогущих участков дорог в стране вообще не существует. С просьбой пересмотреть эти данные российские дорожники и обратились во Всемирный банк. Как пояснил глава Росавтодора Анатолий Чабунин, была проведена совместная экспертиза, в итоге вышло, что стоимость ремонта и содержание дорог в России и Финляндии практически одинаковы, а не дороже, как утверждалось ранее.

В пересчете на один километр — для федеральных и региональных дорог она составила 8 тысяч 038 евро на один километр дороги в 2010 году в России. Данная цифра существенно ниже, чем официальные нормы расходования на содержание дорог, на которые изначально опирался банк. В том числе и потому, что дороги в России поддерживаются в нормативном состоянии не на 100%. Федеральные трассы только в этом году на 60% станут соответствовать нормативам, сказал Чабунин.

В случае с Финляндией стоимость содержания дорог на один километр в 2008 году составила 7 тысяч 274 евро для всех типов дорог. Причем там учитывались и расходы на муниципальные дороги. Если учесть расходы на ремонт наших местных дорог, то стоимость содержания в целом по России упадет до 3,5 тысячи евро за километр, считает Чабунин.

Потом, затраты на содержание дорог в пересчете на один километр дорог в России включают в себя как текущий, так и капитальный ремонт, в то время как в Финляндии аналогичный показатель включает лишь текущий ремонт. При этом, в соответствии с данными World Economic Forum, среди 139 стран Финляндия занимает 13-е место по состоянию дорог, в то время как Россия — 125-е место.

Доля госрасходов на дорожное хозяйство в валовом внутреннем продукте сократилась с 2,8% ВВП в 2000 году до всего лишь 1,5% в 2009 году. Практически в два раза, сожалеет Чабунин.

Хотя федеральным бюджетом России и предусмотрено значительное увеличение финансирования дорожного хозяйства в 2011-2013 годах, однако это увеличение будет все же ниже уровня, необходимого для обеспечения надлежащего содержания и ремонта существующей дорожной сети.

Согласно имеющимся оценкам, к 2013 году запланированный уровень финансирования дорожного хозяйства позволит сократить, но отнюдь не ликвидировать денежный дефицит. Проведенные экспертами расчеты подтверждают: разрыв между потребностями и фактическим финансированием составляет около 1,1% ВВП, причем наибольший дефицит финансирования характерен для региональной дорожной сети. Если к этому прибавить расходы на расширение базовой дорожной сети, то дефицит финансирования превысит 2% ВВП.

Что касается источников финансирования, то здесь Всемирный банк рекомендует обратить еще большее внимание на налоги на горюче-смазочные материалы, которые во всем мире являются главным инструментом ценовой политики в транспортном секторе.

В России эти налоги сохраняются на относительно низком уровне. Продуманное их повышение может обеспечить получение достаточного объема доходов для финансирования содержания дорожной сети. Но на строительство дорог надо будет искать другие источники.

В ряде стран для обеспечения финансовой приемлемости полностью финансируемой программы содержания дорог используются дорожные фонды второго поколения. Они увязывают доходы с расходами, а управление этим фондом осуществляется советом, представляющим интересы пользователей автомобильных дорог.

В России появился в этом году дорожный фонд, который предназначен для финансирования строительства, ремонта и обслуживания дорожных объектов. Однако, судя по всему, он создан не как фонд второго поколения, а как традиционный дорожный фонд, отмечают эксперты Всемирного банка.

Советы банка распространяются и на пересмотре правила закупок, в соответствии с которыми заказы на проведение строительных работ размещаются через обратные аукционы, что является уникальной практикой, существующей только в России. Обратный аукцион — это вид аукциона, в котором продавцы соревнуются за право заключения контракта, предлагая как можно более низкую цену. При переходе к другой схеме для определения цены контракта можно будет избежать, оттого что она в большинстве случаев далека от реалистичной рыночной цены, отражающей открытую и справедливую конкуренцию.

Чтобы сэкономить, России рекомендуется внедрение практики заключения контрактов на выполнение работ по содержанию дорог с учетом конечных результатов, когда при размещении заказов на содержание автомобильных дорог определяются конкретные работы, подлежащие выполнению, а оплата производится за выполненный объем работ, пишет «Российская газета».

Есть потенциал по финансированию дорожных проектов международными организациями, которые могут не только предоставлять долгосрочные кредиты, но и оказывать экспертное содействие в подготовке, мониторинге и осуществлении надзора проектов, отмечается в докладе.


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений