То, что по самой длинной в стране трассе «Амур» (М-58) вполне можно ездить с ветерком, не так давно показал на личном примере премьер Владимир Путин. По итогам его поездки с удовлетворением и к удовольствию местных жителей и представителей бизнеса федеральные и региональные власти констатировали, что стройка длиной в 32 года наконец-то завершена. Однако перевести дух и расслабиться в Дальневосточном регионе у дорожных строителей не получится, так как многие вопросы по эксплуатации этой автотрассы, и особенно по её сервисному обустройству, ещё только ждут своего решения.

«Амур» — зачин для Дальнего Востока

То, что по самой длинной в стране трассе «Амур» (М-58) вполне можно ездить с ветерком, не так давно показал на личном примере премьер Владимир Путин. По итогам его поездки с удовлетворением и к удовольствию местных жителей и представителей бизнеса федеральные и региональные власти констатировали, что стройка длиной в 32 года наконец-то завершена. Однако перевести дух и расслабиться в Дальневосточном регионе у дорожных строителей не получится, так как многие вопросы по эксплуатации этой автотрассы, и особенно по её сервисному обустройству, ещё только ждут своего решения.

Попутно в регионе будет начата и реализация других масштабных проектов, призванных сделать Дальний Восток и Восточную Сибирь с точки зрения транспортной доступности ещё более цивилизованными. Поговорить с журналистами на эту тему в редакцию«Парламентской газеты» пришел руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин. Глава Росавтодора, принимавший участие в автопробеге по «Амуру» и видевший достоинства и недостатки собственными глазами, поделился впечатлениями.

Разработка проекта этой дороги, призванной связать территории Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной областей, началась в 1966 году, а непосредственно строительство — в 1978-м. Изначально длина трассы должна была составлять 2165 километров, и хотя в 70-х годах стройку называли приоритетной, однако за весь советский период было построено всего 605 километров. На сегодня протяжённость «Амура», согласно проектным решениям по её спрямлению, составляет 2097 километров. Дорога обеспечивает сквозное круглогодичное движение между Москвой и Владивостоком и является частью азиатского маршрута AH30. Начало трассы — это восточная граница города Читы, конец — левый берег Амура у Хабаровска.

Проблемой при строительстве были в первую очередь огромные расстояния. Если щебень и инертные материалы добывали в местных карьерах, то битум, карьерные ограждения доставляли транспортом. Соответственно, транспортные издержки сказались на стоимости дороги. Кроме того, использовалось огромное количество топлива, которое также надо было доставлять и хранить, то есть строить нефтебазы. Трудности создавали и природные условия, ведь зима очень суровая. В итоге работали круглый год: зимой добывали щебень, летом строили дорогу.

Нынешние зачатки сервиса довольно кустарные. Естественно, стоит вопрос создания условий для развития сервисной инфраструктуры. Во время поездки нами были отмечены все точки, где народ уже самостоятельно и без всякой подсказки начинает организовывать для себя рабочие места, зарабатывая на жизнь и улучшая жизнь участников движения. Владимир Путин поставил задачу губернаторам прилегающих регионов оказать содействие местному бизнесу по развитию дорожного сервиса.

Стоит отметить, что при строительстве «Амура» в промышленных масштабах внедрялись инновационные разработки. Так, впервые в дорожной отрасли были использованы изготовленные по канадской технологии металлические гофрированные трубы большого диаметра (3–9 метров), которые применялись для устройства тоннелей, виадуков, укрепления речных берегов, а также мостов. Кроме того, в строительстве широко применялись современные геотекстильные материалы, полимерные герметики, битумные эмульсии и адгезионные присадки, повышающие прочность, водо- и морозостойкость асфальтобетонов. А цементно-грунтовые смеси позволили значительно сократить сроки строительства, использовать местные стройматериалы и повысить прочность оснований дорожных одежд.

Автомагистраль отвечает требованиям III технической категории: ширина проезжей части 7 метров, земляного полотна — 12 метров, расчётная интенсивность движения — 3 тысячи автомобилей в сутки, расчётная скорость движения — 100 километров в час. На ней имеется 1927 искусственных сооружений, в том числе 280 мостов. Особый участок — совмещённый железнодорожно-автомобильный Хабаровский мост с расчётной скоростью автодвижения 120 километров в час.

Строители по контракту дали гарантийные обязательства — от трёх до четырёх лет, и если будут проявляться дефекты — трещины, ямки, то их будут исправлять безвозмездно в счёт гарантии.

Значение федеральной автомагистрали М-58 для дальнейшего развития страны нельзя недооценивать. Ведь дорога проходит по территориям с богатейшими природными ресурсами, но пока ещё слабым промышленным потенциалом и низкой плотностью населения. Фактически автотрасса становится катализатором развития хозяйственной сферы и инфраструктуры региона.

В 2008–2009 годах число занятых на строительстве «Амура» составляло примерно 10 тысяч человек. Работы велись на 45 участках, при этом были задействованы огромные производственные мощности. Важно, что число занятых уменьшаться не будет. На выполнение работ по строительству и реконструкции сети федеральных автомобильных дорог Дальневосточного региона будет выделено такое же количество средств, как в этом году на автомобильную дорогу «Амур», то есть больше 10 млрд рублей. Часть денежных средств будет предназначена для модернизации и приведения в нормативное состояние участков сети, построенных 20 лет назад, — это 605 километров. Часть работающих будет переброшена на автодороги «Колыма» и «Лена». Кроме того, поставлена планка — сделать в соответствии с современными требованиями дорогу Хабаровск — Владивосток.

Ведь теперь по сравнению с «Амуром» эти дороги проигрывают. То есть М-58 стала своего рода стандартом на Дальнем Востоке. К примеру, сегодня «Лена» и «Колыма» — это три тысячи километров в грунтовом покрытии с деревянными мостами и всего триста километров с твёрдым покрытием. Понятно, что это фактически второй «Амур». Однако в силу ограниченности бюджетных расходов эти дороги строить такими же темпами не получится. Поэтому основные дорожные расходы в регионе будут направлены на трассу Хабаровск — Владивосток, на которой очень большой трафик. На её реконструкцию потребуется порядка 70,8 млрд рублей. С открытием дороги М-58 необходимо начинать строительство третьей очереди моста через Амур.

Также Анатолий Чабунин рассказал о планах дорожного хозяйства на 2011 год. Запланирован ввод участка дороги «Уссури», обход Уссурийска, реконструкция участков трассы Иркутск — Красноярск, М-5 «Урал», М-7 «Волга» и т. д. При этом особое внимание будет уделено организации безопасности дорожного движения.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789