Транспортная составляющая в экономике Дальнего Востока достигает 60 процентов. Интенсивность движения по дорогам за последние годы выросла до 3000 автомашин в сутки, а в перспективе превысит пятитысячный рубеж.

Право на свободу перемещения

Транспортная составляющая в экономике Дальнего Востока достигает 60 процентов. Интенсивность движения по дорогам за последние годы выросла до 3000 автомашин в сутки, а в перспективе превысит пятитысячный рубеж.

С одной стороны, важной особенностью транспортной системы востока России является транзит. Через эту территорию перевозятся большие объемы грузов в другие субъекты России. Мощный подъем экономики переживает Азиатско-Тихоокеанский регион, и российский Дальний Восток в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества со странами АТР. Создание современной транспортной сети на Дальнем Востоке позволит повысить интеграцию округа не только в единое экономическое пространство страны, но и в международную транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона.

С другой стороны, отсутствие разветвленной дорожной сети стало основным сдерживающим фактором социально-экономического роста дальневосточных территорий. По уровню развития сети дорог с твердым покрытием Дальневосточный федеральный округ отстает от других субъектов России. Если по стране средний показатель — 31,7 километра на 1000 квадратных километров, то на Дальнем Востоке — 5,3.

«Отсутствие дорог — это колоссальнейший фактор, который тормозит экономическое развитие Дальнего Востока. Транспортная инфраструктура на востоке России должна развиваться опережающими темпами. Строительство дорог в планах есть. Но без поддержки государства ничего не разовьешь», — считает полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Виктор Ишаев.

Фактически из 420 млрд рублей заявленных капитальных вложений по ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» треть суммы будет осваиваться на строительстве и реконструкции дорог. В настоящее время на федеральных трассах «Амур», «Колыма», «Лена», «Восток» трудятся тысячи дорожных строителей, выполняя целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». Общий объем капиталовложений в строительство, реконструкцию дорог и искусственных сооружений за 2007-2009 годы по ДФО составил более 51 млрд рублей.

Приоритетами по подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы» являются: реконструкция федеральной трассы «Уссури» от Хабаровска до Владивостока, ввод в эксплуатацию дороги Хабаровск — Лидога — Ванино, ликвидация грунтовых разрывов на «Колыме» от Якутска до Магадана, а также реконструкция федеральной трассы «Лена» Невер — Якутск.

Из общей протяженности «Уссури» в 756 километров реконструкции требуют 453. Около 10% средств, отпущенных на подготовку к саммиту 2012 года, подлежат освоению дорожными строителями. Проектные работы уже ведутся, и с 2011 года можно приступать к реконструкции.

Нет ни автомобильных, ни железных дорог в Магаданскую область, а они необходимы и обязательно должны идти через территорию Якутии, с дальнейшим выходом к портам. Свою роль сыграют в этом работы на трассе «Колыма» от Якутска до Магадана, а реконструкция федеральной автодороги «Лена» обеспечит выход Республики Саха (Якутия) на маршруты Транссиба. Необходимо развивать и транспортный коридор Томмот — Якутск, связанный со строительством железной дороги.

Кроме того, предполагается возобновление строительства дороги «Восток» от Хабаровска до Находки с ответвлением в 240 километров до Лучегорска в Приморье. В планах — подъезд к Китаю через населенный пункт Джалинда от автодороги «Лена» протяженностью 73 километра, от Южно-Сахалинска до Холмска (81 километр) и до Корсакова (31). Кроме того, необходимы подъезды к аэропортам в Петропавловске-Камчатском, Анадыре, Палане.

В ближайшие три года на дорожное строительство в Дальневосточном регионе будет выделено свыше 40 млрд рублей.

Сейчас финансирование строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автодорог общего пользования идет в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России». Со следующего года оно должно осуществляться через дорожный фонд. По словам вице-премьера Сергея Иванова, средства, аккумулированные фондом, будут направляться исключительно на ремонт, содержание, реконструкцию и строительство федеральных дорог.

«Источниками финансирования Федерального дорожного фонда станут бюджетные транши, а также акцизы на автомобильное топливо, которые в ближайшие три года планируется повысить по схеме «на 1 рубль за 1 литр за 1 год», — объясняет заместитель главы Росавтодора Иннокентий Алафинов. — В 2011 году объем фонда составит 377 млрд рублей, в 2012-м — 348, в 2013-м — 408 миллиардов.»

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин оценивает решение о создании дорожного фонда как очень разумное, но отмечает, что данная система стремительно устаревает. «В течение ближайших лет развитые страны начнут переходить на неналоговые схемы финансирования дорог», — говорит эксперт. Специалистов дорожной отрасли ДФО волнуют источники формирования фондов.

Полпред президента РФ в ДФО уверен: даже в случае сокращения ассигнований финансирование строительства и реконструкции дорог в округе не должно уменьшаться, сообщает «Российская газета».

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789