Каково сегодня реальное состояние федеральных трасс? Вопрос не праздный, а из разряда тех, что волнует всех и каждого. По данным Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России, в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии находится 39,6% дорог. Сюда нужно приплюсовать еще 50% автодорог, по которым можно нормально ехать. В итоге около 95% федеральных трасс можно назвать достаточно приличными. Оставшиеся 5% — это как раз те самые магистрали, которым необходим капитальный ремонт. Ежегодно, по оценкам дорожного агентства, в нем нуждается минимум 5 тысяч километров только федеральных дорог.

Разыскивается инвестор

Каково сегодня реальное состояние федеральных трасс? Вопрос не праздный, а из разряда тех, что волнует всех и каждого. По данным Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России, в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии находится 39,6% дорог. Сюда нужно приплюсовать еще 50% автодорог, по которым можно нормально ехать. В итоге около 95% федеральных трасс можно назвать достаточно приличными. Оставшиеся 5% — это как раз те самые магистрали, которым необходим капитальный ремонт. Ежегодно, по оценкам дорожного агентства, в нем нуждается минимум 5 тысяч километров только федеральных дорог.

Одной из затратных статей является содержание дорог. Сегодня на содержание федеральных трасс требуется примерно 170 млрд рублей. На все российские дороги, по словам руководителя дорожного агентства Анатолия Чабунина, придется выложить от 1 трлн до 1 трлн 200 млрд рублей. На текущие расходы по содержанию федеральных дорог и искусственных сооружений на них в 2010 году выделено 62 млрд рублей, включая расходы на текущий и капитальный ремонты.

Деньги немалые. И хотелось бы, чтобы средств хватало на увеличение объема и повышение качества дорожного строительства. Глава Комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев видит решение проблемы в создании дорожных фондов и использовании новейших технологий, которые, как он считает, помогут строительству дорог.

«Экономический кризис показал, что развитие транспортной инфраструктуры и прежде всего дорожного строительства должно проходить с применением инновационных подходов как в технологической области, так и в административной, — говорит Шишкарев. — Успешная реализация Транспортной стратегии позволит «вытянуть» все основные отрасли народного хозяйства, сохранить социальную стабильность. И это важно — ведь жизнь наших граждан ежедневно связана с дорогами, от их качества и протяженности зависит практически все. Отсутствие подъездных путей, размытые проселочные дороги, узкополосные трассы, городские пробки должны перестать быть ежедневной темой для новостных выпусков. Нам нужны дороги, соответствующие всем необходимым нормам, обеспечивающие максимальную безопасность при передвижении: с качественным покрытием, разметкой, с дорожными знаками и освещением».

Сегодня можно много говорить о строительстве дорог, но нужно понимать, что темпы прироста ежегодного финансирования существенно замедлились по сравнению с прошлым и позапрошлым годами. По сегодняшней программе в рамках бюджета Минтранса выделено около 300 млрд рублей на строительство и ремонт автодорог. К сожалению, с такими объемами говорить о том, что мы осуществляем прорыв в экономике, не приходится. Но этой проблеме необходимо уделять внимание, потому что инфраструктура требует постоянного финансирования, поскольку она разрушается. Это является сдерживающим фактором.

В идеале нужно менять нормативно-правовую базу. «Это будет хорошим подспорьем и решит проблему, поскольку на сегодня модель концессий не работает, — считает Сергей Шишкарев. — Мы можем пересчитать по пальцам одной руки те проекты дорожного строительства, куда идут инвесторы. Да и инвесторы делают это, скорее, по политическим соображениям, а не экономическим. Поэтому похвастаться тем, что у нас стоят очереди из инвесторов в дорожное строительство, мы не можем».

Однако капитал капризен, и придется сразу оговаривать правила игры. Ведь инвестор приходит минимум на 12 лет. Именно столько составляет жизненный цикл дороги до ее первого капитального ремонта. Даже на эти 12 лет инвестор четко не понимает, как он будет взаимодействовать с государством, как будут разрешаться проблемы, какие он должен нести обязанности как концессионер.

Кроме того, возникает региональный аспект проблемы. Ведь каждая федеральная трасса проходит через регионы, поэтому многое зависит от взаимодействия с региональными и муниципальными властями.

Также придется учитывать и такой немаловажный фактор, как нормы строительства российских дорог. Всем известно, что они разрабатывались в 70-е годы прошлого века с учетом имеющихся технологий того времени. Сегодня устаревшие ГОСТовские технологии должны уступить место новым, более совершенным, которые учитывают и климатические, и топографические условия нашей страны.

Все новые магистрали должны быть построены с применением инновационных технологий укладки дорожного покрытия, например, биотехнологий. Все это поможет получить дороги нового поколения с плотностью дорожного покрытия, соответствующей международным стандартам.

Эксперты отмечают, что федеральная сеть дорог в течение последних лет работает с высокой степенью износа, это приводит к постепенному разрушению дорожных покрытий. По данным диагностики, уровень транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог обеспечен менее чем на 40% их протяженности.

«Улучшить ситуацию возможно при помощи государственных контрактов на выполнение работ с длительным производственным циклом, — считает глава думского комитета по транспорту. Эти контракты часто называют «контрактами жизненного цикла». Подобная схема государственно-частного партнерства уже зарекомендовала себя, например, в Финляндии и Нидерландах. «Контракты жизненного цикла» способны повысить эффективность реализации проектов строительства и эксплуатации автомобильных дорог и оптимизации бюджетных расходов за счет обеспечения своевременности и достаточности работ по ремонту и содержанию дорог. Возможно, как считают специалисты, имеет смысл заключать с генеральным подрядчиком долгосрочные (на 12-25 лет) и комплексные контракты на ремонт и содержание автомобильных дорог. В этом случае мы бы получили конкретное ответственное лицо, с которого потом можно будет спросить за качество.

По мнению законодателей, такой подход к решению проблемы дорожного строительства вместе с созданием дорожных фондов должен помочь за пять лет увеличить сеть автодорог России на 14 тысяч километров, пишет «Российская газета».

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789