13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Возрождение дорожных фондов: «больше ездишь — больше платишь»

Возрождение дорожных фондов: «больше ездишь — больше платишь»

Правительство России собирается увеличить расходы на дорожное строительство за счет создания дорожных фондов, которые будут пополняться, в частности, за счет роста акцизов на ГСМ. Эксперты считают, мера будет эффективной лишь при жестком контроле над деятельностью фонда и рыночной конкуренции в дорожном строительстве.

Президент РФ Дмитрий Медведев принял решение о создании в 2011 году Федерального дорожного фонда. Подобная система уже существовала в России в течение десяти лет, но в 2001 году федеральный дорожный фонд был ликвидирован — как говорили тогда, из-за непрозрачности и нецелевого использования. Сейчас деньги на дорожное строительство выделяются отдельной строкой в бюджете, а источники финансирования этой статьи расходов не выделяются. Эта схема не в состоянии обеспечить качественное строительство и ремонт, полагает председатель Союза автомобилистов России Виктор Похмелкин.

При этом состояние российских дорог аховое, и делать их надо, отметил ведущий эксперт ИК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По словам министра финансов Алексея Кудрина, до кризиса обсуждалась серьезная амбициозная программа дорожного строительства, однако теперь речи о прежних доходах нет.

Баранов предположил, что российские власти проанализировали мировой опыт в поисках идеального рецепта финансирования строительства, ремонта и содержания дорог. Решено было воссоздать дорожный фонд с несколько измененной по сравнению с тем, что было в 90-е годы, структурой финансирования.

Для начала власти признали потенциал транспортного налога, идущего на ремонт дорог, недостаточным. Его базовую ставку с 2011 года снизят вдвое. Параллельно будет расти акциз на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на 1 рубль на 1 литр в год в течение трех лет, начиная с 2011 года. Кудрин оценил потенциал акциза примерно в три раза выше, чем потенциал транспортного налога.

Повышение акцизов на ГСМ в 2011 году принесет бюджету РФ 82,9 млрд рублей, в 2012 году — 174 млрд рублей, в 2013 году — 279 млрд рублей. Начиная с 2012 года, половина этих допдоходов будет направлена в субъекты РФ без зачисления в федеральный бюджет по формуле, связанной с количеством дорог и зарегистрированных автомобилей.

В целом объем федерального дорожного фонда в 2011 году составит 377 млрд рублей, в 2013 году он увеличится до 408 млрд рублей. Для сравнения, в 2010 году на дорожное строительство и содержание дорог выделено 280 млрд рублей. Согласно расчетам Минфина, за 2011-2013 годы объем средств, направляемых на эти цели, увеличится на 60%.

За счет фонда Минтранс рассчитывает к 2015 году привести в соответствие с нормативами до 85% сети федеральных автодорог. К этому же сроку будут приведены в нормативное состояние и мосты, шестая часть которых сегодня находится в аварийном состоянии.

Опрошенные РИА «Новости» эксперты считают, что создание дорожного фонда своевременно, однако он не даст эффекта, если не будет обеспечена прозрачность его работы.

По словам Баранова, на разных этапах государственные деньги могут «пощипать», поэтому необходимы контроль и отчетность фонда за каждый километр дорог, и не просто на бумаге, а на деле — должна быть создана независимая структура, которая на местах проверяла бы качество дорожного покрытия.

«На мой взгляд, возможен такой вариант — дорожный фонд заключает договор со строителями, и те гарантируют, что в течение такого-то срока будущая дорога ремонта не потребует », — сказал Баранов.

В свою очередь, аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов полагает, что контрольные меры в данной ситуации не сработают или сработают не полностью. «Необходимы, прежде всего, рыночные меры по ужесточению конкуренции в дорожном строительстве — во всем мире действуют именно так, и не стоит изобретать велосипед», — считает он.

Также, по мнению Баранова, важно, чтобы у дороги был хозяин, а после создания фонда все деньги по-прежнему пойдут от государства. Поэтому важно привлечь частных инвесторов — для этого, например, можно разрешить дорожному фонду отводить придорожные земли под инфраструктуру для бизнеса.

По мнению Кудрина, частичная замена транспортного налога на топливный акциз справедлива — кто больше ездит, тот больше платит. Эксперты также считают это справедливым. «Такой подход ближе к европейскому, чем нынешний. Ты должен платить за то, чем пользуешься, а не за то, что имеешь, и это справедливо», — рассуждает Матевосов.

По мнению Похмелкина, транспортный налог было бы лучше включить в цену бензина. Сейчас он собирается не более чем на 50%, здесь же собираемость была бы полной — это позволит оставлять деньги в регионах.


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений