Появление хороших дорог в окрестностях Москвы, Петербурга и других крупных городов погоды по стране не делает. Наша дорожная сеть по-прежнему остается недоразвитой.

Золотые дороги ниоткуда никуда
Появление хороших дорог в окрестностях Москвы, Петербурга и других крупных городов погоды по стране не делает. Наша дорожная сеть по-прежнему остается недоразвитой.

«Многие наши регионы в межсезонье вообще отрезаны от всего мира, — говорит лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. — Например, Магаданская область и Якутия связаны со страной одной федеральной трассой М56 «Лена». Фактически это зимник, осенью некоторые участки абсолютно непроходимы. Не зря она вошла в тройку худших автотрасс мира, получив название «дорога смерти». А сколько денег на нее потрачено!»

При этом цена дорог в России — одна из самых высоких в мире. В странах Евросоюза средняя стоимость строительства одного километра дороги равна 6,9 млн $, в США — 5,9 млн, в Китае — 2,4 млн, у нас — 17,6 млн $. Про российское качество и межремонтные сроки даже говорить не хочется.

Наши дорожные чиновники, оправдывая астрономическую стоимость строительства дорог, говорят, что нельзя напрямую сравнивать наши цены с зарубежными. Министр транспорта Левитин недавно уверял президента Медведева, что до 30% средств уходит на выкуп земель. А вот президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин с ним не согласен:

«Лукавят наши дорожники. Их заграничные коллеги вмещают в сумму (минимум в три раза меньше нашей) и покупку земли, и сами работы, и — что нам и не снилось — оборудование парковок, и даже установку телефонов».

«Автомобилисты платят в казну колоссальные деньги в виде налогов, но сфера дорожного строительства и благоустройства отличается запредельно высоким уровнем воровства — порядка 50%. В результате напрямую на строительно-монтажные работы и благоустройство дорог идет лишь 9% денег», — считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Кроме воровства, есть и другие факторы, которые плачевно сказываются на состоянии наших дорог.

«Основная причина, вследствие которой быстро разрушаются дороги, — это либо ошибки при проектировании, либо неправильная эксплуатация, — считает профессор Московского автомобильно-дорожного университета Юрий Кузнецов. — Коррупционный вопрос я обхожу, поскольку факты должен добывать не я, а правоохранительные органы. Хотя по состоянию дорог я и так все вижу.
Ошибки проектирования, как правило, не учитывают пылеватых грунтов. В них идет стремительный капиллярный подсос воды. При замерзании в таких местах дорога может подняться на 20–25 см и сломать асфальт».

Пылеватые участки могут иметь локальное залегание. Чтобы выявить их, нужно брать пробы грунта через 15–20 метров. А сейчас пользуются диагностикой Росавтодора, которая предусматривает максимум 3 измерения на километр.

Другая проблема российских дорог — перегруз. Наши дороги просто не рассчитаны на современные большегрузные автопоезда. Еще одна большая беда — фрезерование старого покрытия при ремонте, пишет «Собеседник».

«Мы неоднократно советовали отказаться от фрезерования на загородных дорогах, — продолжает профессор Кузнецов. — На Западе старая дорожная сеть имеет толстый слой покрытия, у нас он намного тоньше. В данном случае уместно перефразировать известную поговорку: что немцу хорошо, то русскому — смерть!»

Если же говорить о технологии строительства новых дорог, то мнение опрошенных изданием экспертов практически едино — в наших условиях нужно применять только цементобетон, особенно на загородных трассах. Стоимость сравнима с асфальтовой дорогой, но на бетоне не образуется колея, сцепление гораздо лучше, а самое главное — срок службы таких дорог и межремонтные сроки в разы выше. Не зря в Германии автобаны строят исключительно из цементобетона, из него же сделана и сеть федеральных автодорог в США.

В 60–70-х годах и в СССР много строили цементобетонных дорог. Например, старое Каширское шоссе, трассы М6 «Каспий», М9 «Балтия». В Калужской области сельские дороги, построенные 30–40 лет назад из бетона, без всякого ремонта служат до сих пор.

Но те же эксперты говорят, что цементобетонные дороги не нужны ни чиновникам, ни строителям. На ремонт выделяется в три раза больше денег, чем на строительство, как же они будут жить?

«Конечно, с ворюгами и бракоделами надо бороться, но отдельным звеном проблему не решить», — считает профессор МАДИ Кузнецов.

Дорожному хозяйству «денег явно не хватает», подчеркнул недавно президент Медведев. На ремонт и содержание автодорог нужно 850 млрд рублей, а в бюджете предусмотрено всего 180 млрд.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789