13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Дорожной отрасли не хватает специалистов

От уровня подготовки специалистов дорожников напрямую зависит, по каким дорогам мы будем ездить в обозримом будущем. О проблемах и перспективах образования в дорожно-строительной области корреспонденту «ДорИнфо» рассказал проректор по развитию и дополнительному образованию Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Александр СОЛОДКИЙ.


Насколько хорошо выпускники университета подготовлены к современным реалиям дорожно-строительного рынка?


Университет дает добротную образовательную базу. Студенты получают довольно обширные знания по специальности, разбираются в технологии и проектировании. Этому способствует многолетняя история университета, сформировавшиеся традиции обучения, крепкая педагогическая школа. Но что касается современного строительного рынка, то здесь на первый план выходят личностные качества каждого студента в отдельности.


Преподавательской деятельностью я занимаюсь с 1975 года и в течение этого времени наблюдаю за изменениями в студенческой среде. Сейчас отмечается сильно выраженная дифференциация в отношении к обучению. А от этого напрямую зависят результаты образовательного процесса. Иными словами, я замечаю большее расслоение. Есть студенты, которые хотят учиться, стремятся всеми силами получить знания. Они плотно работают с преподавателями, пользуются всеми возможными источниками. Такие студенты выпускаются с более чем хорошей подготовкой. Но университет дает базовые знания. Дополнительную информацию они получают по собственной инициативе, тем самым повышая собственную квалификацию. Преподаватели направляют их, ведут индивидуальную работу.


Затем следует некая средняя прослойка. Эти студенты ограничиваются стандартной учебной программой. После выпуска они устраиваются на работу, где адаптируются к условиям рынка и, как говорится, на производстве повышают свой уровень. Судьба их продвижения зависит от многих факторов, в том числе, от личного стремления и характера организации, где они трудятся. Самое главное, что после университета они имеют достаточную подготовку, чтобы войти в профессию квалифицированными инженерами. И, конечно, всегда есть та часть студентов, кто с трудом дошел до выпуска. Даже после получения диплома специалистами их можно назвать с большой натяжкой.


На ваш вопрос нельзя ответить односложно. Наши выпускники все разные. Но в сегодняшних условиях качество полученного образования в большей степени зависит непосредственно от самих студентов, от их желания стать хорошими специалистами. Студенты, которые стремятся достичь высоких результатов, работают над собой в университетских стенах, получив диплом, занимают соответствующие их квалификации должности. Многие наши выпускники успешно поднимаются по карьерной лестнице: кто-то имеет собственный бизнес, кто-то работает на руководящих должностях, кто-то управляет дорожным хозяйством в органах исполнительной власти.


Что бы вы добавили в учебные планы? Каких дисциплин не хватает современным инженерам, получающим образование сейчас?


Пробелы действительно есть. На мой взгляд, необходимо в большем объеме давать знаний по автоматизации проектирования, ближе знакомить с современным программным обеспечением. В этом плане специалистам приходится доучиваться, самостоятельно осваивать эту область знаний. Мы стараемся отслеживать нововведения в отрасли, появление новой техники, технологий строительства. Знакомим студентов с ними, к сожалению, сегодня, преимущественно это западные образцы. Современный специалист должен знать особенности, возможности современных машин и технологий.


Бесспорно, университет дает основу, нормальный специалист должен учиться постоянно. Поэтому важная заслуга вуза состоит в том, что преподавателипрежде всего учат студентов думать.


В чем разница между техником и инженером? Техник хорошо знает –как делать. То есть, он выполняет исключительно прикладную функцию. В свою очередь, инженер должен хорошо знать – почему нужно делать именно так. В этом принципиальная разница. Инженер, исходя из конкретных обстоятельств, должен вырабатывать конкретные решения. Университет готовит таких инженеров. Когда студент научится отвечать на вопрос, почему нужно сделать так или иначе, ему будет легко понимать проблемы, принимать правильные технические решения, и, в итоге, двигаться вперед по карьерной лестнице.


С какими проблемами сталкивается университет?


Они характерны для всего высшего образования в России. В первую очередь, проблемы связаны с кадровым составом: тяжело идет обновление в преподавательской среде, не хватает молодежи. Также остро стоит вопрос преемственности. У нас работают опытные преподаватели в возрасте, есть и молодежь, но между ними часто отсутствует среднее звено, цепь разорвана.


Проблема кадров вызвана тем положением, в которое сейчас поставлена отечественная высшая школа. Раньше доцент получал зарплату в три-четыре раза большую, чем средний инженер. Сегодня, как всем известно, ситуация диаметрально противоположная. При нынешних зарплатах привлечь к преподавательской деятельности специалиста высокого класса практически нереально. И тут остаются только энтузиасты, кто хочет работать именно в этой сфере, передавать свои знания.


Также проблемой нынешней системы образования я считаю переход на двухуровневую систему. Для подготовки полноценного специалиста-инженера четырех лет не хватает. По уровню квалификации инженер, конечно, выше бакалавра. Скорее всего, это ослабит уровень наших выпускников, пока не сформируется широкий спрос на магистратуру.


У нас,правда, еще сохраняются направления с пятилетней подготовкой. Например, на специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» есть специализация «Строительство автомагистралей и специальных сооружений». Мы надеемся на ней и дальше плодотворно работать.


На мой взгляд, Минобрнауки необходимо большее внимание уделять развитию материально-технической базы вузов. Чтобы иметь возможность качественно учить студентов, нужно приобретать новое оборудование и современноепрограммное обеспечение, повышать квалификацию преподавателей, адаптировать их к современным условиям. 


Но существуют вопросы, не зависящие от системы образования.


Нынешняя нормативная база в строительстве существенно устарела, и это проблема уже не столько образования, сколько отрасли в целом.


О каком инновационном развитии может идти речь, когда сегодня система строительства построена так, чтобы не было возможности внедрять инновации. Мы учим и должны учить в соответствии с теми нормативными документами, которые приняты и действуют в стране. Когда выпускник придет на производство, то с него будут требовать знания нормативов, которые определяют правила работы в отрасли. Молодой специалист в первую очередь должен знать их.


Но есть и положительные тенденции. Сейчас запущен процесс интеграции европейских норм в отечественную сферу строительства. Однако он идет слишком медленно. Мы стараемся отслеживать эти вопросы. Но здесь тоже возникает ряд сложностей. Переход на Еврокоды требует серьезной работы по их переводу и адаптации к российским условиям. Здесь надо отметить работу МАДИ и МГСУ – наших головных вузов. Они достаточно активно работают в этом направлении. Мы имеем доступ к этим материалам. Но этот процесс необходимо перевести в иное русло: поднять с уровня инициативы учебных заведений до уровня политики государства. Эти нововведения нужны всем: и строителям, и проектировщикам, – в появлении новых стандартов заинтересована отрасль в целом. Когда эта работа будет вестись под эгидой государства в масштабе всей отрасли, тогда изменятся и наши учебные планы.


Неужели вопрос инноваций закрыт для студентов?


Конечно нет, мы стараемся давать им новые разработки с учетом передового российского и зарубежного опыта. У университетадовольно много контактов с действующими предприятиями, которые, в частности, работают и с современными технологиями, и материалами. Новшества внедряются. Важно, чтобы сам преподаватель был заинтересован активно работать в этом направлении. Тогда он развиваетсясам и может преподавать на современном уровне.


Толчок к распространению и внедрению новых подходов дают сегодня и органы управления дорогами. Яркий пример - ГК «Автодор». Председатель правления Госкомпании Сергей Кельбах - энтузиаст в этом плане. Специалисты «Автодора» провели масштабную работу по сопоставлению отечественных и европейских нормативов. Отдельные объекты, находящиеся в управлении компании, проектировались с учетом немецких норм, адаптированных к российским условиям. Идет работа по обновлению нормативной базы дорожной отрасли и под эгидой Росавтодора. В последние годы выпущен ряд современных отраслевых нормативных и методических документов.


В этом направлении работает еще ряд компаний. Например, «Институт «Стройпроект», которыйво многом старается применять западный опыт и работать, согласно передовым стандартам. Для возможности внедрения таких решений им приходится разрабатывать специальные технические условия, согласовывать их, утверждать, чтобы получитьвозможность пройти экспертизу и реализовать проект. ОАО «АБЗ-1» много лет занимается внедрением новых асфальтобетонов. Эти технологии и материалы, разрабатываемые российскими специалистами, соответствуют лучшим европейским образцам. Работа идет и дальше: для этих отечественных инноваций разрабатывается новая нормативная документация.


Какой процент выпускников идет работать по специальности?


С этим у нас проблем нет. В настоящее время реальный спрос рынка превышает число специалистов, которое мы выпускаем. Дорожно-строительная сфера остро нуждается в кадрах, поэтому около 80-90% выпускников идут в отрасль. При этом зачастую сами предприятия обращаются к нам, чтобы мы подобрали им хорошего студента или выпускника. Фактически ситуация складывается таким образом, что к пятому курсу практически все студенты трудоустроены.


С рабочим местом студенты чаще всего определяются уже на четвертом курсе после производственной практики. За это время работодатель присматривается к студенту, и уже на пятом курсе будущий инженер совмещает учебу с работой. Здесь же, в рамках своей трудовой деятельности, студент готовит дипломную работу. Таким образом, покинув стены учебного заведения, молодой специалист приходит в компанию, в которойуже проработал определенное время и где его знают. В этом плане мы тесно сотрудничаем со строительными организациями. В немалой степени этому способствует тот факт, что руководят большинством крупных компаний наши выпускники.


Другая сторона этого сотрудничества - переподготовка и повышение квалификации кадров. Ежегодно в университете такого рода подготовку проходят порядка 6-8 тысяч специалистов строительных профессий. Изменение рыночных требований, смена специальности приводят к необходимости получения второго диплома. Несмотря на все проблемы, отрасль развивается, внедряются новые технологии, и, чтобы соответствовать современному уровню, люди приходят учиться. Но, тем не менее, специалистов все равно не хватает.


Беседовал Илья Безручко, "ДорИнфо"


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений