Работы по строительству участка новой скоростной автомагистрали «Москва - Санкт-Петербург»  с 258 по 334 км ведутся больше года. Это первый проект ГК «Автодор», реализуемый на основе контракта жизненного цикла

Работы по строительству участка новой скоростной автомагистрали «Москва - Санкт-Петербург» с 258 по 334 км – транспортного обхода Вышнего Волочка в Тверской области - ведутся больше года. Это первый проект ГК «Автодор», реализуемый на основе контракта жизненного цикла (КЖЦ). Корреспондент «ДорИнфо» узнал, что было сделано за это время, и каковы первые результаты применения нового формата взаимоотношений заказчика и исполнителя. 


karta_M_P_3.jpg

В декабре 2011 года государственная компания «Автодор» и ОАО «Мостотрест» заключили соглашение на строительство первой очереди, содержание, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе участка новой скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» с 258 по 334 км. Это событие можно назвать знаковым – Госкомпания начала реализацию проектов на основе контрактов жизненного цикла. 


За год подрядчик проделал внушительный объем работ. На сегодняшний день разбивка трассы выполнена практически на всем участке, за исключением четырех километров, обеспечен сквозной проезд по всему участку для строительного транспорта, в местах пересечения рек устроены понтонные переправы. Кроме того, на 95% обустроены жилые и производственные базы, произведена выпиловка, трелевка и уборка леса, на 98% снят растительный грунт, перенесены существующие коммуникации (кабели связи на 60%), закончены работы по переносу существующих сооружений мелиорации, на 95% выполнено строительство водопропускных сооружений и труб. Подходят к концу работы по выторфовке и сооружению земляного полотна. На 18 километрах выполнена дорожная одежда без устройства верхнего слоя покрытия. Работы по озеленению устроенных откосов проведены на протяжении 15 километров.


Строительство не прекращается и в холодное время года. Как сообщает подрядчик, на сегодняшний день ООО «ТСМ» продолжает отсыпку земельного полотна и выторфовку заболоченных участков. Также в первом квартале 2013 года предусмотрено строительство искусственных сооружений и перенос высоковольтных линий. На мостах и путепроводах, где работают монтажники, устроен локальный обогрев.


Строителям пришлось встретиться с рядом сложностей. На большом протяжении будущей трассы встречались заболоченные участки, также серьезной проблемой стало удручающее состояние местных автодорог, служащих для подвоза строительных материалов и техники. Но, несмотря на сложности, подрядчик рапортует, что объект будет сдан в соответствии с государственным контрактом в июле 2015 года.


Результаты по ходу 

122.jpgМодель контракта жизненного цикла при реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства нашла широкое распространение в зарубежных странах. Теперь к таким проектам приступили в России. Обход Вышнего Волочка можно считать примером успешной реализации КЖЦ. Прошел всего год с начала работ, но уже сейчас прослеживается положительный эффект.


Как отмечают в Госкомпании, к особенности реализации КЖЦ на этапе строительства следует отнести максимальную вовлеченность «Мостотреста» в процесс подготовки территории строительства. Немаловажен факт формализации отношений компании со всеми структурами, с которыми впоследствии придется взаимодействовать в дальнейшем, на этапе эксплуатации. В первую очередь, это «Тверьэнерго», так как участок дороги будет крупным потребителем электроэнергии. Постепенно налаживаются контакты с местным бизнесом – на прилегающих к трассе землях планируется создание комплекса инфраструктурных объектов. Отношения с местной властью выстраиваются на принципе взаимовыгодного сотрудничества. Участок трассы является социально направленным объектом, в котором заинтересованы региональные и местные администрации. Они оказывают своевременную помощь в решении многих вопросов.


В «Автодоре» отмечают, что исполнитель понимает необходимость строить качественно. Подрядчик не экономит на материалах, в противном случае эта экономия потребует гораздо больших затрат на этапе эксплуатации.


В разговоре о КЖЦ специалисты «Мостотреста» делают акцент на иных факторах. Главной особенностью, по мнению исполнителя, является отсутствие разрыва ответственности частного партнера за проектирование и строительство. При традиционной схеме государственного контракта отдельно выбирается исполнитель на разработку проектно-сметной документации и на основании отдельного конкурса – исполнитель, осуществляющий строительство объекта. В отличие от стандартного госконтракта при заключении КЖЦ проводится единый конкурс на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта. Соответственно, частный партнер мотивирован на качественное выполнение проектирования, поскольку он несет ответственность за все три стадии.


Время - деньги


photo1.jpgЗападные компании во время строительства стараются привлекать современные технологии и материалы, которые позволяют снизить стоимость затрат. Зачастую это становится основным источником дохода подрядчика. Однако в основе проекта строительства транспортного обхода Волочка лежат иные критерии: время и качество. Как сообщили в «Автодоре», за счет материалов снижение стоимость происходить не будет, даже наоборот – в некоторых случаях применяются материалы, которые превышают по стоимости те, что традиционно используют при строительстве, например асфальтобетонные смеси. В большей степени это делается, чтобы избежать излишних затрат во время эксплуатации.


Главная задача у строителей – сокращение сроков, и, как следствие, уменьшение операционных расходов за счет организации и оптимизации процесса строительства. Например, заменены железобетонные водопропускные трубы на трубы из гофрированного металла. Это позволило выполнить работы по устройству труб за 7 месяцев, вместо 13. Для ускорения и повышения качества производимых работ подрядчик использовал геосинтетические материалы, применял современную дорожно-строительную технику, а так же внедрял 3D (GPS) технологию при проведении геодезических изысканий.


Для оптимизации строительства инженеры «Мостотреста» предложили новые варианты конструкций искусственных сооружений. В свою очередь Госкомпания рекомендовала заменить галогеновые светильники для освещения трассы (предусмотренные проектной документацией) на светодиодные. На этапе строительства это повлечет удорожание сметы, но во время эксплуатации эти затраты будут компенсированы за счет энергосбережения.


Применимость теории


Строительство участка скоростной автомобильной дороги «Москва-Санкт-Петербург» позволило внедрить модель КЖЦ в связи со значительным объемом контракта. Исполнение КЖЦ на мелком объекте довольно проблематично. Несмотря на небольшой объем, строителям приходится решать вопросы размещения техники и людей, площадок и баз, обеспечения бытовых условий и природоохранных мероприятий, взаимодействия с местными властями и контролирующими органами. А это требует значительных средств. В совокупности затраты на решение всех этих задач не могут компенсироваться предлагаемой ценой за содержание.


Эффективность внедрения контрактов жизненного цикла в дорожно-строительную отрасль высока, в связи с тем, что оплата начинает поступать только после сдачи объекта в эксплуатацию. Поэтому частный партнер заинтересован в скорейшем завершении строительства.


- В ближайшее время в России будут активно внедряться контракты жизненного цикла и концессии. Будущее строительной отрасли за ними. Именно эти направления наиболее перспективны с точки зрения привлечения капитала, - считает представитель компании «Мостотрест» Дарья Дворецкая. - Тот факт, что госкомпания «Автодор» разыгрывает крупные торги именно как контракты жизненного цикла, очень позитивное явление, поскольку КЖЦ способствуют повышению качества строительства. В них подрядчик отвечает не только за окончание работ в надлежащий срок за оговоренные деньги, но и за эксплуатацию дороги в течение многих лет.


201109290825_moskva_spb.jpgДругими словами, если дорога не будет удовлетворять нормам и требованиям государства, то подрядчик может быть оштрафован на серьезную сумму, превышающую текущие расходы по содержанию дороги. Это не может не мотивировать строить дороги качественно, надежно и на долгие годы.


  - Контракт работает всего год. Но уже есть понимание, что подобная схема наилучшим образом подходит для проектов «Автодора». КЖЦ будет применяться при реализации остальных этапов М-11, - отметили в пресс-службе ГК «Автодор». - Госкомпания в этом случае выступает не как надсмотрщик за процессом, а как партнер исполнителя, заинтересованного в создании объекта с высокой степенью надежности, в оптимальный срок и несет минимальные затраты на этапе эксплуатации. То есть главная инновация – изменение взаимоотношений заказчика и исполнителя.  

Илья Безручко, "ДорИнфо"

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789