Глава Росавтодора Роман Старовойт посетил с рабочим визитом Северную столицу. Предметом его интереса стал ввод в эксплуатацию на Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга первой в России полноценной Интеллектуальной транспортной системы. В рамках визита руководителю ФДА рассказали и о сроках реализации проекта, и о насущных проблемах КАД.

Глава Росавтодора Роман Старовойт посетил с рабочим визитом Северную столицу. Предметом его интереса стал ввод в эксплуатацию на Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга первой в России полноценной Интеллектуальной транспортной системы. В рамках визита руководителю ФДА рассказали и о сроках реализации проекта, и о насущных проблемах КАД.

 

3.JPG
В поездке руководителя Федерального дорожного агентства сопровождали двое его заместителей: Николай Быстров и Андрей Костюк, а также временно исполняющий обязанности директора «Управления дорог Северо-Запад» Валерий Иванов. Принимал гостей руководитель Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга (ДСТО) Вячеслав Петушенко. Он провел экскурсию по Центральному пункту управления дорожным движением (ЦПУ), в который стекается вся информация с установленных на Кольцевой дороге датчиков.

 

Интерес Старовойта к проекту ИТС закономерен. Интеллектуальная система способна существенно улучшить ситуацию на самых сложных участках трассы: сделать проезд по магистрали более комфортным и безопасным и, что самое главное, значительно увеличить пропускную способность дороги, не расширяя ее границы. Это актуально для перегруженных транспортных узлов Москвы и Петербурга.

 

Еще во время проектирования КАД инженеры предусматривали наличие специализированной системы, которая позволит эффективно управлять движением транспортных потоков. Но в то время целостного понимания, из каких элементов должна состоять ИТС, не было. Активная фаза реализации системы началась несколько лет назад. За это время была проделана колоссальная работа. Сейчас на трассе установлено оборудование, завершены работы по обустройству ряда подсистем, которые включают сеть метеорологических станций и камер видеонаблюдения, десятки информационных табло и знаков переменной информации, сотни датчиков и контроллеров. Одной из главных составляющих ИТС является Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Эти подсистемы – техническая сторона проекта, но и они уже показали свою эффективность. В прошлом году автоматика зафиксировала 56 тысяч нарушений ПДД. Теперь водители понимают, что наказание неизбежно. В результате число нарушений сократилось в 4 раза, а количество ДТП на 30%. А благодаря своевременной информации о погоде увеличилось качество обслуживания трассы.

 

01-IMG_9255.JPG
Вячеслав Петушенко отметил, что по проекту нагрузка на КАД должна была достигнуть 135 тысяч автомобилей в сутки к 2020 году. Но уже сейчас средний трафик составляет 160 тысяч автомобилей. Летом прошлого года на участке возле Вантового моста зарегистрирована пиковая нагрузка в 220 тысяч автомобилей. АСУДД и остальные составные части системы позволяют успешно справляться с таким плотным движением.

 

Возможности ИТС этим не ограничиваются. Максимальный эффект будет достигнут после объединения всех элементов в единый комплекс специализированным программным обеспечением. Его разрабатывают отечественные инженеры, используя ведущие мировые разработки в этой области, с учетом специфики российских дорог. Ранее предполагалось заключить контракт с немецкой компанией «Сименс», но от этой идеи отказались. «Мы исходили исключительно из экономических соображений. Отказ от услуг иностранных подрядчиков освобождает нас от обязанности каждый год покупать информационный продукт. Не стоит забывать, что иностранную программу пришлось бы дорабатывать и адаптировать к российским условиям, - отметил руководитель ДСТО. - Наше собственное ПО можно будет свободно применять и на других российских трассах». На основании собранных сведений, программа позволит эффективно просчитать загруженность дороги и предложить оптимальное решение по распределению потоков. Это своеобразный «мозг» системы.

 

05-IMG_9275.JPG
Фактически ЦПУ работает в круглосуточном режиме с мая прошлого года, предупреждая водителей о проводимых ремонтных работах. В ноябре специалисты начали настраивать системный комплекс. Роман Старовойт поинтересовался, когда ИТС вступит в строй. По словам Вячеслава Петушенко, ЦПУ начнет работать в дежурном режиме с 1 апреля 2013 года. Эта дата прописана в государственном контракте. На дежурство заступят восемь инженеров из ДСТО и Севзапупрдора. Здесь же в операционном зале на втором этаже будут нести службу представители МЧС, ФСБ и ГИБДД.

 

Для наиболее эффективной работы ИТС должна собирать данные не только с КАД, но и со всех смежных дорог. Подключение к ИТС остальных магистралей стало отдельной темой рабочей встречи. В первую очередь это касалось трасс «Севзапупрдора». Валентин Иванов доложил Роману Старовойту, что пуско-наладочные работы по подключению этих трасс к ИТС начнутся также в апреле. При оптимистичном прогнозе дороги северо-запада станут частью общей системы в июне. Однако Вячеслав Петушенко предостерег, что настройка некоторых элементов системы может потребовать гораздо большего времени. Обращаясь к Роману Сторовойту, руководитель ДСТО также отметил, что параллельно прорабатываются вопросы по подключению к ИТС региональных дорог и улично-дорожной сети Санкт-Петербурга. Этот вопрос активно обсуждается с руководством города и области.

 

09-IMG_9327.JPG
К ИТС необходимо подключить Западный скоростной диаметр и часть кольца, проходящую по комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга. Вопрос по этим трассам еще не решен, констатировал Вячеслав Петушенко. В свою очередь Роман Старовойт поручил до конца февраля организовать встречу представителей всех ведомств, под чьим управлением находятся смежные с КАД дороги. По его мнению, ИТС на Кольцевой автодороге должна объединить все магистрали Северо-Запада.

 

Николай Быстров отметил уникальность вводимой на КАД интеллектуальной системы. Опыт ее создания будет использован по всей стране. Однако, в первую очередь, ИТС должна появиться в самом загруженном регионе – в границах Московского транспортного узла. «Сейчас созданы условия для того, чтобы замкнуть систему информирования водителей от Санкт-Петербурга до Москвы с дальнейшим развитием в столичном регионе», – подчеркнул заместитель руководителя Росавтодора.

 

Он также отметил, что попытки создания ИТС были и раньше. Однако, проблема заключалась в том, что не было единой канвы, образа, как должна выглядеть такая система, и проектировщикам приходилось самим ее придумывать. Теперь такой пример существует. Также имеются результаты работы Технического комитета №57, который активно занимается стандартизацией в этом направлении. Началось формирование нормативно-правовой базы, наличие которой значительно облегчает задачу организации подобных систем. На сегодняшний день разработано более 15 национальных стандартов. Работа в этом направлении продолжается - только в этом месяце будет проведен конкурс на принятие еще нескольких стандартов.

 

06-IMG_9307.JPG
«По завершению работ на КАД у Росавтодора появится набор принципиальных решений, и проектировщики смогут работать по известной заранее схеме, - заявил Николай Быстров. - Но самое главное, мы выделили для себя два аспекта применения данных собранных и обработанных ИТС. Первое - это принятие управленческих решений эксплуатирующими организациями, а второе - информация для пользователей дорог. И там и там есть резервы, привлекая которые мы сможем максимально оптимизировать и обезопасить движение по магистралям».

 

Помимо внедрения ИТС, в ходе встречи глава ФДА поднял еще ряд вопросов. Роман Старовойт прокомментировал ситуацию по реализации проекта КАД-2. По его словам сейчас рассматривается возможность реконструкции существующей сети дорог. В этой части уже запроектирован и готов к реконструкции участок от Усть-Луги с выход на «бетонку» А-109 и продолжением до платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. По второй бетонке вопросы пока прорабатываются. По мнению федерального чиновника, кольца не самый эффективный метод решения транспортных проблем и лучше их заменить хордовыми пересечениями Петербурга с выходом на М-10 «Скандинавия».

 

«В рамках рабочей поездки совместно с руководством «Севзапупрдора» и ДСТО мы проговорили планы на 2013 год, акцент ставился на первоочередных шагах. В их числе зимнее содержание дорожной сети, планы на реконструкцию и строительство, - резюмировал итоги поездки Роман Старовойт на встрече с журналистами. - Относительно ИТС, пока замечаний нет. Систему нужно вводить в эксплуатацию и максимально быстро подключать к ней всю дорожную сеть Северо-Запада».

 

 

Официальный ролик-презентация Интеллектуальной транспортной системы на Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга

 

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789