В Архангельск «рванули» по трассе М-8 «Холмогоры», на которую выехали в районе Вологды.
В Архангельск «рванули» по трассе М-8 «Холмогоры», на которую выехали в районе Вологды. В саму же Вологду заезжать не стали, оставив посещение этого славного города на обратный путь. Смогли, разве что, оценить современные развязки, кафе, уютные гостиничные комплексы, расположившиеся вдоль федеральной трассы вблизи Вологды. Очень приятно, что заправки имеются в широком ассортименте и разных марок, это полезно в том случае, когда есть дисконтная карта.
Указатели по трассе М-8 начинают свой отсчет от Москвы и в районе Вологды достигают отметки 470 км. С этой отметки мы и начали свой путь. В дальнейшем будем пользоваться отсчетом километров трассы, а не нашего пути.
Дорожное полотно не вызвало не единого нарекания – 5 баллов, отбойники везде, где требуется, столбики и указатели на своих местах, в общем, благолепие полное. По традиции отсутствуют разделители встречных полос, но это оправдано тем, что дорога двухполосная. Идиллия длилась до 582 км, где началась двадцатикилометровая зона ремонта, после которой, с 605 км, лоск с трассы несколько сошел. Стали проглядывать трещины, заплатки, разметка стала напоминать древние фрески (с утратами и кракелюром). На 680-м километре мы снова въехали в зону ремонта, а это всегда вызывает прилив оптимизма и надежд, поскольку ясно, у дорог есть хозяин, и все будет хорошо. Из ремонта выбрались на 715 км. Своеобразным рубежом послужила речка и ремонтируемый мост через нее. Это, кстати, замечательное явление, на которое хотелось бы обратить внимание - большая часть мостов, которые нам посчастливилось пересечь, находятся в состоянии ремонта. Причем я имею в виду не тот ремонт, образца 90-х годов, когда висит одноименная табличка на раскуроченной конструкции, полотно разобрано и поросло бурьяном, никого из людей нет, и так длится годами. Нет. Работы кипят, организована очередность движения по действующей полосе, толковые указатели.
Продолжаем. До 815 км дорога идет отличная, поставили пятерку - всё как надо, и с разметкой, и с покрытием. А вот начиная с 815-го км, в районе реки Керменьги, снова четверка - швы, заплаты, древняя живопись вместо разметки, плюс еще и на ответственном повороте, за мостом через указанную речку, отсутствует указатель и ограждение. Заправки на этом отрезке пути попадались реже. В среднем каждые 50 километров. Отдельно стоящие кафе попадаются чаще, но ритм нашего пробега был таков, что перекусить или попить кофе мы себе позволяли только одновременно с заправкой машины, чего делать, кстати, не рекомендую, поскольку еда на заправках не самая полезная.
Через реку Паденьга (835 км) мост опять в ремонте, и дорога по-прежнему на четверку. Пейзаж вдоль трассы до 940-го километра однообразно-лесной. Леса, правда, красивые, но запастись хорошей музыкой либо интересным собеседником было бы не лишним, иначе есть опасность впасть в транс. Кстати, в этих же краях встретили лося (пишу это для тех, кто считает, что предупреждающие знаки о диких животных носят лишь декоративную функцию). В нашем случае лось лишь стоял на обочине и с любопытством взирал на проезжающих, не предпринимая попыток идти на таран, но бывают случаи, по рассказам опытных, и более опасные, так что следует быть внимательными!
После отметки 940 стены леса по сторонам дороги редеют, и начинаются живописные деревеньки, которые тянутся сплошной чередой на 30 километров. Населенный пункт «Березники» особенно поразил своей опрятностью. Надо сказать, что и трасса на этом участке отличная - пятерка до 1158 км, но дальше, при подъезде к Архангельску, несколько ухудшается - трещинки, да ямочки, но ехать вполне комфортно.
М-8 «Холмогоры» на редкость соответствуют своему названию - дорога идет лентой вверх-вниз по горам, по холмам. Также родина великого русского ученого (надеюсь, все знают о ком идет речь) впечатлила техническим оснащением дорожного хозяйства - новенькие ограждения тротуара, табло замера скорости, а над стелой с декоративным указателем названия этого населенного пункта висит электронное табло с полезной туристической информацией. Архангельску, видимо, еще предстоит получить всё это, пока же на въезде в город кипит большая ремонтно-строительная работа - горы песка и целые парки дорожной техники. И это здорово, поскольку замечательный город заслужил обновление. Изношенный асфальт, неухоженные обочины, покосившиеся, облезлые фасады домов, разбитые тротуары - так часто выглядят наши малые города, и именно в таком виде предстает нынешний Архангельск.