13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

О новых стандартах замолвите слово

От работы инженеров-проектировщиков зависят не только технические параметры, надежность и внешний вид объекта, но и стоимость его строительства. В плане эффективности наша страна значительно отстает от западных коллег. О причинах отставания российского инжиниринга корреспонденту «ДорИнфо» рассказал Юрий Липкин, председатель совета директоров ЗАО «Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург».

 

IMG_4236.JPG
- Юрий Павлович, по какой причине в Европе и Америке построить мост гораздо дешевле, чем в России, при том, что за границей качество инженерного сооружения будет гораздо выше? Неужели западные специалисты превосходят российских коллег в профессионализме?
 

 

Оценка производительности труда инженеров, тем более из разных стран, довольно сложный вопрос, однозначный ответ на который дать не представляется возможным. Существует слишком много нюансов в плане оценки работы специалистов. В первую очередь, необходимо разобраться в терминологии - что же такое производительность труда инженера, и от чего она зависит. Одним из критериев, естественно, является время, затраченное специалистом на определенный объем работы. Но это субъективный фактор, который описывает способности и профессионализм конкретного инженера, а наши сотрудники, по крайней мере, в нашей организации, имеют высокий уровень, не ниже, чем у западных коллег. Если же мы будем рассматривать проблему эффективности труда в масштабе отрасли, то возникает другой, более существенный вопрос: на что тратятся силы, время и средства – то есть труд наших инженеров.

 

По сравнению с советским периодом сейчас пакет проектных документов заметно «потолстел». Закон требует от проектировщиков скрупулезно прописывать каждый шаг строительства. Это приводит к тому, что порой приходится прибегать к помощи носильщиков чтобы увезти документы - вес бумаг достигает нескольких десятков килограммов! Но по сути это ненужная бюрократическая работа, которая не несет смысловой нагрузки, но отнимает время и силы.

 

Еще одним препятствием становятся отечественные стандарты. Они не обновляются десятилетиями, хотя технологии уже шагнули далеко вперед. Однако законодательно закреплено, что и проектировщики, и строители должны использовать только их. Это условие должен неукоснительно выполнять каждый. 02.jpgСитуация как в анекдоте: шаг влево, шаг вправо - побег, прыжок на месте - попытка улететь. Летать нам не позволяют. Если проектировщики будут использовать отличные от ГОСТов и СНиПов стандарты, даже если, благодаря их применению, объект будет качественнее и дешевле, это грозит серьезными затруднениями с прохождением госэкспертизы. К тому же сохраняется возможность, что нестандартный объект попросту не примут, несмотря на все его достоинства. Чтобы применить инновационную технологию, «нестандартную» для России, инженеру приходится выбирать: либо сделать дешево и качественно и получить громадные проблемы, либо делать все по старинке.

 

- Как можно продемонстрировать эффективность труда проектировщиков на конкретном примере?

 

Эффективность, производительность труда - это понятие экономического характера, поэтому наглядным примером может послужить небольшое финансовое сравнение. На западе наиболее распространена оценка стоимости инженерных сооружений, разговор сейчас идет про мосты, из расчета затраченных средств на один квадратный метр конструкции. Допустим, в Америке средняя стоимость квадрата среднестатистического автомобильного моста стоит порядка 1,5 тысячи долларов. В России затраты на аналогичную конструкцию в среднем составят 2,5-3 тыс. долларов. Естественно, это слишком широкое обобщение, однако оно наглядно иллюстрирует сложившуюся ситуацию.

 

Другой параметр, по которому можно оценить работу проектировщиков, с денежными средствами связан лишь косвенно. Он больше подходит для того, чтобы показать, насколько неэффективны существующие отечественные ГОСТы, на основании которых обязаны работать проектировщики и строители. Так же как и с прямыми затратами, за единицу вычислений принимается один квадратный метр, но уже общая масса конструкции и делится на ее площадь. Таким образом, на квадрат самого экономично построенного моста на западе расходуется порядка 200 кг металла. Средний расход металла на российских мостах достигает 350 кг.

 

- То есть само государство не позволяет создавать современные объекты?

 

Получается именно так. Число проблем не так велико, но их решением должны озаботиться на самом высоком уровне – необходимо менять российскую законодательную базу. Конечно, к списку можно добавить и коррупцию. Но как это странно не звучит, от нее отрасль получает не столь существенный ущерб, нежели от использования устаревших технологий.

 

Сейчас перед нашей властью стоит главная задача - привести отечественную нормативную базу к международным стандартам. Теперь, после вступления в ВТО, это сделать проще, остается лишь профессиональному сообществу донести эту мысль до законотворцев. 

 

Вот конкретный пример из инженерной практики. В Москве построен вантовый Живописный мост в Серебряном бору. Во время проектирования наши инженеры предложили применить арочный пилон в виде «качающейся стойки», как это делается за рубежом. Однако, проектировщики моста по российским стандартам запроектировали «жесткий пилон», который устойчив и без вант. Это решение прошло экспертизу и было осуществлено, так как полностью соответствовало таким нормам. В результате, в пилоне навсегда захоронено 3,5 тысячи тонн лишнего металла, хотя более экономичное решение никак не сказывалось на качестве и надежности конструкции.

 

Также необходимо снизить объемы бюрократической работы. Тома проектной документации фактически не нужны при строительстве, с ними работают в основном чиновники. Кстати кипы бумаг на руку нечестным подрядчикам. За большими объемами документации легче утаить экономические преступления.

 

- Каким образом можно исправить ситуацию, чтобы и российские объекты не уступали европейским ни по цене, ни по качеству?

 

На мой взгляд, нужны кардинальные перемены в законодательстве. Как я уже говорил, если строители и проектировщики получат возможность использовать европейские стандарты01.jpg
www.sait.com, то ситуация разрешится сама собой. Это позволит свободно применять новые материалы и технологии, не опасаясь, примет такой объект экспертиза или нет. Российские подрядчики готовы работать по новым правилам. Решение остается за властями.

 

Также необходимо доработать систему тендеров, которая должна быть ориентирована лишь на честных подрядчиков. Перед участием в аукционе компания должна доказать, что она может справиться с поставленной задачей, показать свой опыт работы на примере уже введенных объектов. 

 

Отличной мерой по снижению стоимости объекта и увеличения качества работ станет повсеместное внедрение долгосрочных контрактных отношений. Это и государственно-частное партнерство, и контракты жизненного цикла, которые сейчас начинают активно внедряться в дорожной отрасли. Наш институт с интересом наблюдает за нынешними тенденциями. Мы тоже планируем применить комплексный подход к строительству объекта. Как проектировщики, мы создадим проект и на этапе реализации будем иметь полный контроль над его выполнением. При таком контракте, во-первых, решается ряд технических вопросов, в частности, извечный конфликт проектировщиков и строителей. Кроме того это будет мотивировать, особенно если в контракте прописана дальнейшая эксплуатация, делать работу более качественно. 

 

- Как ваш институт обратился к применению западного опыта?

 

На это повлияли несколько факторов. Во-первых, сказалось отсутствие в России некоторых стандартов, например, по строительству вантовых мостов. Зачем изобретать велосипед, когда у коллег есть успешные наработки. И мы начали их использовать. Сейчас наш институт ближе всех к западному образу проектирования, и этим можно гордиться. Мы активно покупаем зарубежные расчетные программы и схемы, успешно их внедряем у себя. Уже более 10 лет мы ориентируемся на европейские нормы. Почему? Потому что это выгодно! И это одна из главных причин. Технологии, описанные в европейских стандартах, позволяют строить дешево. Используя Еврокоды, наши инженеры создают экономичные, дешевые, красивые объекты.

 

Также на наши взгляды сильно повлияли коллеги, которые долгое время проработали за границей, достигли там успехов и решили вернуться на родину. Их опыт очень ценен. На протяжении длительного времени при проектировании, в первую очередь, мы ориентируемся на европейские стандарты, затем проект приходится приводить к отечественным нормативам, чтобы не допускать нарушения закона.

 

В нашей организации с недавнего времени принята новая система менеджмента, заимствованная у шведских коллег. Кстати, это инициатива снизу - сотрудники института сами предложили перейти на европейский тип трудового процесса. Эта новация с трудом приживается в коллективе, есть некоторые затруднения, связанные с менталитетом. Система разработана европейцами, и несмотря на наше стремление к прогрессу, в ней довольно сложно адаптироваться. Однако наши инженеры намерены продолжать работать по-европейски во всех отношениях, и, полагаю, они добьются определенных результатов.

 

- Кстати по поводу инженеров, как обстоит ситуация с кадрами? Каких инженеров сейчас выпускают университеты?

 

Пока что проблем с кадрами у нас нет. Как я уже говорил, у нас первоклассная команда специали03.jpgстов, ничем не уступающая европейским инженерам. Вот яркий пример. Не так давно норвежская компания пригласила нас как проектировщиков на проект «Сахалин-2». После завершения работ институт потерял трех специалистов - они уехали работать в Норвегию. Чтобы адаптироваться в новых условиях за границей, им хватило всего три месяца.

 

С образованием дела обстоят несколько хуже, чем раньше. Качество полученных знаний оставляет желать лучшего, однако, этот недостаток компенсируется практикой. Институт активно участвует в образовательном процессе. Шесть наших инженеров безвозмездно читают лекции в Петербургском университете путей сообщения, а я, как председатель государственной комиссии, принимаю защиту дипломов. Мы приглядываемся к студентам, приглашаем их на работу. Буквально за два года из них вырастают замечательные специалисты европейского уровня.

 

Конечно, если мы хотим достичь тех же успехов, что и наши западные коллеги необходимо уже сейчас менять законодательство, заставлять подрядчиков работать по-новому. Но и революции устраивать не стоит. Это должен быть методичный поэтапный процесс.


беседу вел Илья Безручко, "ДорИнфо"

 

фото: www.giprostroymost.ru

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений