Материал «ДорИнфо» об особенностях зимнего содержания участков трассы М-11 «Нева» в Ленобласти, Западного скоростного диаметра в Петербурге и городских мостов

В рамках зимней сессии Санкт-Петербургского Дорожного форума 2023 в декабре на выездных мероприятиях участников познакомили с особенностями зимнего содержания крупных дорожных объектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: участков трассы М-11 «Нева» в Ленобласти, Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге и городских мостов. Организатором ПМДЭФ-2023 выступил институт развития внешнеэкономических связей «ИРВЕН». Подробнее – в материале «ДорИнфо».

Большие и малые машины в борьбе со снегом на магистрали М-11 «Нева»

В соответствии с Концессионным соглашением 7-й и 8-й участки трассы М-11 «Нева» до 2041 года находятся в эксплуатации компании ООО «Магистраль двух столиц». Как отметил заместитель директора компании Олег Румянцев, круглосуточный режим зимнего обслуживания трассы предполагает не только готовность незамедлительно приступить к очистке дороги в любое время, но и действовать на опережение: мониторить состояние дорожного полотна и обрабатывать покрытие, предупреждая образование наледи.

«На сегодняшний день на трассе имеются две эксплуатационные базы и одна центральная база, на которой реализуется проект ремонтных зон для обслуживания техники. Также есть промежуточная база, которая используется только для хранения противогололедных материалов (ПГМ) и дежурства техники для оперативного реагирования на сложные дорожные ситуации»

подчеркнул замдиректора.

Он также отметил, что основной единицей обслуживания дороги в зимний период, являются комбинированные дорожные машины (КДМ). На отдельных КДМ установлены боковые и фронтальные отвалы, а также бункер для ПГМ объемом 9 кубометров, оборудованный системой их увлажнения. На очистку дороги автомобили выходят парами. Часть трассы закрыта шумозащитными экранами, в таких местах выброс снега за пределы проезжей части запрещен, поэтому для уборки снежных масс в этих местах задействуют роторы, которые грузят снег в самосвалы и вывозят его на площадки приема снега, которые расположены вдоль трассы. Всего на трассе расположены четыре такие площадки.

Другая важная единица спецтехники в зимней уборке участков магистрали М-11 – фронтальные погрузчики и многофункциональные машины. На эксплуатационных базах расположены пять фронтальных погрузчиков с объемом ковша 2 кубометра. Для таких погрузчиков предусмотрено дополнительное оборудование, которое помогает использовать их более в расширенном масштабе для уборки снега и других работ, например, передние механические щетки, плужные отвалы, и снегоочиститель роторного типа. В местах, где не очень эффективна большая спецтехника, например, на пунктах взимания платы, задействуют многофункциональные машины, которые также имеют ряд дополнительного оборудования, в том числе и бункера для ПГМ небольшого объема.

Для борьбы со снежно-ледяными отложениями на трассе применяют соль (хлорид натрия), смоченную с раствором хлорида кальция в определенной концентрации, для этого на базе в ЦПУ-5 (пересечение М-11 «Нева» и А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо») имеется станция для приготовления жидких реагентов. По словам начальника механизированной базы ООО «Оператор Скоростных Автомагистралей Северо-Запад» – оператора участков, Александра Маслова, склад реагентов на базе рассчитан на 6 тыс. тонн ПГМ и ПГР. Для профилактических мероприятий используется техника, оборудованная цистернами с системой распределения жидких реагентов, которая способна распылять ПГР на 10-15 метров. Объем каждой цистерны на таких авто – 5,2 кубометра.

Кроме того, специалист подробно рассказал об устройстве КДМ с боковыми отвалами и фронтальными отвалами с системой гибких ножей. Так, ножи всех используемых отвалов на КДМ состоят из специального сплава, на них имеются прижимные резинки с обратной стороны основного ножа для более качественной зачистки и устранения шуги с дороги. Средняя скорость машины с боковым отвалом – 55 км/ч.

На зиму 2023-2024 годов подготовили 12 тыс. тонн реагента для 7 и 8 участков трассы, а также порядка 5 тыс. тонн пескосоляной смеси. В рамках основной уборки участков дороги задействовано 19 КДМ, пять фронтальных погрузчиков, три трактора, а также другая многофункциональная техника.

Информация о состоянии дорожного полотна на участках трассы, образовании наледи или снега передается операторам центра управления дорожным движением с восьми специализированных метеостанций. Операторы узнают фактическое состояние дорожного полотна и остальных параметров погодных условий с датчиков, расположенных на дорожном покрытии. Система позволяет точно определять не только состояние дороги, но и концентрацию раствора ПГМ. Кроме того, 100 % трассы покрыты видеокамерами. Операторы в режиме реального времени видят развязки, мосты и другие объекты на обоих направлениях движения. На протяжении всей трассы установлено порядка 180 камер видеонаблюдения. Специалист в любой момент может вывести изображение на большой экран, расположенный в центре управления дорожным движением (ЦУДД), устройство камер при необходимости позволяет приблизить картинку и детальнее узнать о дорожной ситуации.

«Для контроля за объектами, входящими в состав объектов транспортной безопасности, организована спецслужба быстрого реагирования. Такие объекты оснащены дополнительными системами охраны и видеофиксации. Если появляются какие-то проблемы, неустановленные лица, техника или производственные работы, дежурный оператор ЦУДД это заметит, направит туда группу и, отталкиваясь от этого, построит дальнейшие действия по недопущению нарушений»

пояснил старший оператор службы управления дорожным движением ООО «Оператор Скоростных Автомагистралей Северо-Запад» Глеб Дмитриев.

С помощью программного обеспечения операторы ЦУДД отслеживают сигналы тревоги, состояние дорожной инфраструктуры и оказывают помощь каждому пользователю, направляя дежурных аварийных комиссаров. Также работая с программным оборудованием АСУДД, дежурные операторы взаимодействуют с интерактивной дорожной схемой, на которой отображены камеры, светофоры и иные объекты, что позволяет отследить состояние этих объектов и оперативно вывести необходимую информацию на табло переменной информации, расположенные на трассе.

Спецтехника также направляется дежурными инженерами службы эксплуатации в зависимости от ситуации. Полученная информация от всех дежурных служб и установленных на дороге метеостанций позволяют не только спрогнозировать погодные условия, но и оперативно реагировать на все события, связанные с зимним содержанием в любое время суток.

Южная эксплуатационная база ЗСД

По словам начальника управления эксплуатации дорог и дорожных сооружений ООО «Оператор скоростных автомагистралей – Север» Евгения Попова, в содержании ЗСД в Петербурге есть свои особенности, связанные с характеристиками трассы. Большая часть ЗСД протяженностью 46,6 км проходит по городской территории, в том числе в зоне промышленной и жилой застройки, что осложняет процесс уборки и очистки проезжей части. Кроме того, трасса более чем на половину состоит из искусственных сооружений, часть дороги проходит над Финским заливом, а часть северного участка проходит через заповедные зоны.

«Скажем так, это важный участок для экологии нашего региона. Потому что у тех же самых лягушек, змей, бобров пути миграции как раз проходят рядом с магистралью, и наша задача состоит в том, чтобы не только соблюсти все требования к эксплуатации, но и не потревожить животных»

пояснил специалист.

В связи с этим весь снег с трассы приходится вывозить. Дорога очень загруженная: в день на ЗCД фиксируют порядка 400 тыс. транзакций, а это более 250 тыс. пользователей в сутки, что затрудняет проведение стационарных и краткосрочных работ. Специалисты не проводят такие мероприятия в утренние и вечерние часы пик, когда на трассе максимальная загрузка.

Для содержания ЗСД используется более 100 единиц спецтехники, в том числе судно на воздушной подушке, с помощью которого проводят обследование состояние балок мостов с воды. Штат работников эксплуатации дороги – более 350 человек. Для эффективной работы на южной эксплуатационной базе ЗСД находится своя мойка транспорта, в распоряжении – котельная, склад хранения, узел приготовления реагентов и ПГМ, ремонтная мастерская и площадка техники, камера для окраски техники.

В этом году для обработки южного участка ЗСД заготовлено порядка 10 тыс. тонн реагентов, ежедневно дорогу очищает порядка 30-40 единиц техники: погрузочные машины, КДМ и др. В зимнем обслуживании участка задействованы порядка 70 специалистов в каждой смене.

Для погрузки снега в самосвалы используют роторные насадки на фронтальные погрузчики и лаповые снегопогрузчики. В процессе очистки проезжей части обеспечивают безопасность работ: ставят схемы проезда, выводят информацию о работах на табло и знаках переменной информации, ставят временные дорожные знаки. Так как погрузка снега производится при движении со скоростью менее 40 км/ч, задействуют машину прикрытия с мобильным прицепом-демпфером.

«Снег вывозим в пункты ГУП «Водоканал». Где-то больше загруженность, где-то меньше, проводим мониторинг загруженности снегоприемных пунктов. Стоимость вывоза куба снега зависит от удаленности. Снег вывозится на два вида [пунктов] приема снега – сухие и снегоплавильные камеры»

пояснил Евгений Попов.

В части содержания мостов, которые входят в состав ЗСД, специалист отметил, что у мостов, расположенных над Финским заливом, зимой присутствует сильная промерзаемость. При обработке сооружений применяют фрикционные материалы. Кроме того, центральный участок, на котором находятся искусственные сооружения, частично оборудован автоматической системой противогололедной обработки дороги – установлены семь насосных станций, заправленных 26 % раствором кальция. Общая протяженность данной системы составляет 6,5 км. Насосные станции могут работать в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме. Система считывает информацию о состоянии дороги с датчиков и оповещает дежурные службы, которые принимают решения о режиме работе станций.

«С 2013 года ведем статистику по расходу реагентов. Все зависит от зимы, конечно, но в среднем за 10 лет, ежегодно применяется 10-11 тыс. тонн реагентов. Например, зимой с 2019 по 2020 год мы использовали всего 5 тыс. тонн реагентов, но тогда и на Новый год дождь шел»

отметил Евгений Попов.

Мосты Санкт-Петербурга зимой

Порядка 800 искусственных сооружений в Санкт-Петербурге обслуживает СПБ ГБУ «Мостотрест». По словам директора организации Всеслава Воронина, 447 из 800 сооружений – мосты, 250 – объекты культурного наследия, в том числе 18 разводных мостов, 75 путепроводов и эстакад.

С 30 ноября 2023 года, как отметил главный инженер «Мостотреста» Юрий Федоров, в Петербурге началось зимнее содержание мостов и искусственных сооружений. В это время повышается надзор в рамках уборки сооружений. Мосты обслуживают совместно с Комитетом по благоустройству Петербурга.

«Так как город у нас имеет белые ночи и продолжительное темное время зимой, основная задача по безопасности – достаточная освещенность как проезжей части, так и пешеходных зон. Также в этом отношении у нас есть обогревы ступеней в пешеходных тоннелях. Наша задача состоит в основном в обслуживании этих систем. Кроме того, мы очищаем подъемники для маломобильных граждан на надземных пешеходных переходах, которыми зимой пользуются чаще»

отметил специалист.

По словам заместителя директора «Мостотреста» Юрия Бурмашева, зимой уборке подлежат 429 искусственных сооружений. Он также отметил, что общая площадь уборки, за которую ответственна компания, – 1 млн 69 кв. метров. Учитывая климатические условия, основными задачами по содержанию мостовых сооружений в Петербурге являются очистка проезжей части и тротуаров, погрузка сформированного в валы снега и его вывоз на снегоприемники, устранение гололеда, скользкости и распыление ПГМ.

«У нас есть специфика разводного моста: чтобы не подняли весь снег [при разводке моста], и он не съехал в котлован, пролет должен быть чистым настолько, чтобы оставался только асфальт. То же самое тоннели – мы их валуем и вывозим. К сожалению, 16 снегоплавильных пунктов – мало, потому что особенно во время залповых снегопадов встают очереди»

пояснил замдиректора.

Он также отметил некоторые проблемы в уборке тротуаров. Почти половина пешеходных дорог в управлении «Мостотреста» расположены между рекой и запаркованной улицей. В связи с этим при уборке снег иногда попадает в реку, что вызывает вопросы как со стороны местных жителей, так и со стороны экосообщества. Техника, которая используется для очистки этих объектов, по словам специалиста, больше подходит для дворовых территорий. Механизация с трудом справляется с исторически узкими улочками города.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789