13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Хроники второго кольца

Хроники второго кольца
Построенная в настоящее время КАД хоть и разгрузила центр, но сама уже не всегда справляется с потоком машин. Интенсивность движения по кольцевой уже сегодня превышает расчетные нормативы, а при сохранении темпов автомобилизации населения к 2015 году существует серьезная вероятность того, что кольцевая попросту встанет. Такая ситуация обуславливает необходимость строительства еще одной кольцевой автодороги за пределами города, чтобы транзитные грузовики не приближались к жилым районам.

Изначально строительство второй кольцевой автодороги вокруг Петербурга планировалось на основе бывшей военной дороги, известной также как трасса А-120. Эта трасса долгое время была недоступна для гражданских машин. Секретную армейскую «бетонку» на расстоянии около 50 км от Петербурга, замыкающуюся на северном и южном берегах Финского залива, построили еще в советские годы. Дорога соединяла крупные города области и воинские части, в основном, ПВО. Трасса - двухполосная, и качество асфальта на разных ее участках весьма разнится. Она начинается в Зеленогорске, пересекает трассу «Скандинавия», Приозерское, Мурманское, Московское, Киевское и Таллинское шоссе и заканчивается в Большой Ижоре. Эта дорога вплоть до 1992 года была открыта для гражданского движения лишь частично и, в основном, использовалась для перегона военной техники. До 2007 года она находилась на балансе Минобороны, а затем перешла под юрисдикцию Ленобласти.

Областное правительство начало искать инвесторов для развития КАД-2 в начале 2007-го года. 19 площадок по размещению промышленных зон были признаны перспективными. Большая часть из них концентрировались вокруг трассы А-120. Создав вдоль «дублера» КАД рекреационные зоны, планировалось начать строительство (ориентировочно, в 2010 году). Однако из-за кризиса эти планы так и не были воплощены, а в начале ноября 2011 года областные чиновники и вовсе решили свернуть проект. Исходя из длины существующей «бетонки» - около 300 км - ориентировочная оценка стоимости проекта составляла 300-350 млрд руб. А денег на строительство в областном бюджете не было.

О необходимости строительства второй кольцевой снова заговорили в апреле 2011 года, на первом заседании Координационного совета по развитию транспортного узла Петербурга и Ленинградской области. Тогдашний министр транспорта и по совместительству глава совета Игорь Левитин заявил, что второе кольцо должно быть построено к 2020 году совместными усилиями города, области и федерального центра. С помощью КАД-2 предполагается от вести от города транзитный транспорт, сделав действующую КАД-1 городской трассой для более простого перемещения из одного района в другой.

Существующие проекты

Летом 2011 года областные власти рассматривали как основной вариант прокладку трассы по вышеупомянутой дороге А-120. Сторонником этого проекта был тогдашний глава Ленобласти Валерий Сердюков. В качестве плюсов этого проекта он указал, что реконструкция уже имеющейся дороги будет менее затратным и более прозрачной по землям, по строениям и т.д. Строительство же нового третьего кольца на совершенно «голом» месте обойдется в 2-3 раза дороже из-за большой нагрузки в виде частной земли и частных построек. По данным компетентных источников, на «бетонке» уже даже приступили к расчистке трассы.
Но уже в сентябре появились и альтернативные проекты КАД-2.

Самый перспективный из таких проектов - создать новое кольцо между уже действующей КАД и «бетонкой». Это кольцо планируется на расстоянии 20 км от КАД-1 и будет ближе к Петербургу, чем траса А-120. При таком варианте, по утверждениям областного правительства, предполагается соединить все эти три кольца перпендикулярными магистралями. Как сообщает портал «Фонтанка.ру», этот проект разработан компанией «Дорсервис», которая проектировала основную часть КАД-1. Согласно проекту южное полукольцо трассы будет начинаться в районе Ломоносова, где оно пересечется с КАД-1.

29 сентября 2011 года на специализированной конференции в Университете путей сообщения главный инженер компании «Дорсервис» Евгений Медрес в своем выступлении объяснил, что строить для КАД-2 отдельную переправу через Финский залив слишком дорого. В качестве альтернативы предлагается использовать участок КАД-1, который входит в состав комплекса защитных сооружений.

От этого участка дорога пойдет на юг, в сторону Гатчины, обходя ее с севера по дуге Гостилицы – Келози. Оттуда КАД-2 пойдет в сторону Коммунара, а затем в сторону Колпино и Понтонного моста, обходя их с востока. Несколько южнее поворота на поселок имени Тельмана КАД-2 пересечет Московскую трассу. Далее КАД-2 упрется в Неву, через которую планируется построить мост. Этот мост, по словам Евгения Медреса, будет вантовым либо арочным, длиной от 800 до 1000 метров. От реки западное полукольцо магистрали пересекая Мурманское шоссе, пойдет в сторону Всеволожска, и, обойдя его по касательной, повернет в сторону Токсово вдоль северного берега озера Хелоярви и Кавголовского озера. Затем магистраль пойдет в сторону Рощино.

Кольцевая замкнется посредством «Континентальной» магистрали. Эта магистраль, по замыслу правительства Ленинградской области, будет построена от Ермилово до ЗСД, несколько севернее Нижневыборгского шоссе. С «Континентальной» магистрали на дамбу можно будет попасть либо по КАД-1, либо через Сестрорецк. Однако, как подчеркнул Евгений Медрес, это всего лишь предварительная проработка.


   


АНДРЕЙ УМАНСКИЙ,
директор департамента загородной недвижимости NAI Becar в Петербурге

«Мне непонятно, зачем необходимо строительство новой трассы в таком отдалении. Это определенно проект не сегодняшнего дня, поскольку сейчас спрос на жилье приходится на 20-30-километровую зону от города. И если только предположить, что в будущем эти районы будут активно развиваться, то можно говорить о том, что проект оправдан. Но даже в отдаленном будущем вряд ли кто-то будет искать себе жилье дальше 60-километровой зоны».

   

Предполагается, что общая длина этого варианта КАД-2 будет составлять 190 км. В обе стороны будут проложены по три полосы движения, а машины смогут двигаться со скоростью в 120 км/ч. На пути следования магистрали планируется построить 32 моста и путепровода. В местах пересечения с другими трассами запланированы 12 транспортных развязок.

Одним из плюсов этого варианта является то, что его реализация обойдется, по подсчетам компании «Дорсервис», на треть дешевле, нежели реконструкции трассы А-120 (266 и 390 млрд соответственно). К тому же ориентировочная интенсивность движения на проектируемой дороге существенно выше, чем на «бетонке» (25 тыс. автомобилей в сутки против 8-15 тыс.).

Возможные побочные эффекты

Возражения последовали со стороны экспертов по недвижимости, которые усомнились в необходимости реализации такого масштабного проекта в Ленобласти. По их мнению, КАД-2 не смогла бы решить транспортные проблемы города в силы своей отдаленности. Кроме того, неясно кто будет пользоваться магистралью, так как сейчас спрос на загородное жилье ограничивается максимум 60-километровой зоной от Петербурга.

мнению директора департамента загородной недвижимости NAI Becar в Петербурге Андрея Уманского, разумнее было бы восстановить некоторые участки трассы А-120 в районе Всеволожска и Зеленогорска, а также расширить Приозерское и Приморское шоссе.

«Мне непонятно, зачем необходимо строительство новой трассы в таком отдалении. Это определенно проект не сегодняшнего дня, поскольку сейчас спрос на жилье приходится на 20-30-километровую зону от города. И если только предположить, что в будущем эти районы будут активно развиваться, то можно говорить о том, что проект оправдан. Но даже в отдаленном будущем вряд ли кто-то будет искать себе жилье дальше 60-километровой зоны», — отметил Андрей Уманский.

Эксперт, тем не менее, добавил, что заявка о реализации столь масштабного проекта может быть связана с тем, что в Ленобласти до сих пор не принят Генеральный план. «При внесении в Генплан такого объекта, регион мог бы получить гарантированное федеральное финансирование на многие годы, и таким образом наполнить собственный бюджет», — отметил он.

По мнению аналитиков, не исключено, что ускорение строительства КАД-2 связано и с давно обсуждаемыми планами по объединению Петербурга и Ленобласти. Примечательно, что согласно утвержденной 28 июня 2011 года концепции развития петербургского метрополитена до 2025 года в Ленобласти может появиться две станции, которые будут строиться совместно с городом.

Приятным сюрпризом для владельцев участков рядом с будущей КАД-2 может оказаться удорожание их земли. Специалисты прогнозируют повышение стоимости в пределах 30-100%, несмотря на довольно значительную удаленность от города, так как вблизи мощной обходной трассы неизбежно появление автосервисов, заправок, логистических центров, торговли, кафе и прочей необходимой инфраструктуры.

Например, стоимость земли в районе предполагаемого строительства скоростной платной автодороги (СПАД) Петербург-Москва уже повысилась на 30%, а местами в 4-5 раз (речь идет о Ленобласти). В Московской области эксперты также фиксируют увеличение цены земли вблизи будущей СПАД в разы, а в Новгородской и Тверской областях – на 10-50% практически на всем протяжении проектируемой магистрали, сообщает портал БН.ру.

Мнения экспертов

Необходимость строительства КАД-2 обсуждалась в апреле 2011 года в Смольном на заседании так называемого «антипробочного» комитета с участием министра транспорта Игоря Левитина.

Предположительно в ближайшее время магистраль должна быть включена в федеральную программу. По словам Евгения Медреса, если это произойдет, то после будут вестись предварительные разработки проекта. Само же строительство в этом случае начнется в 2013 и завершится в 2020 году, сообщает «Фонтанка.ру».

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), однако, предлагает отказаться от строительства КАД-2, поскольку накопленный в Москве и Северной столице опыт требует постепенного ухода от строительства кольцевых магистралей. Впрочем, глава Росавтодора Анатолий Чабунин добавил, что решение о строительстве КАД-2 будут принимать федеральные власти. И при принятии решения будет учитываться мнение федерального дорожного агентства и проектировщиков.

16 мая 2012 года Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов заявил, что строительство второй кольцевой автодороги вокруг Петербурга в настоящее время не является первоочередной задачей, а скорее задачей до 2025 года. В качестве причины Мурашов отметил, что будет нелогичным начинать строительство второй кольцевой магистрали в отсутствие транспортного каркаса выходящего на КАД-1.

Таким транспортным каркасом должна стать «Фаянсовая зольная» трасса и «Магистраль №7» от Финляндского вокзала до Приозерского шоссе. Их проектирование планируется нынешним летом, строительство же начнется в 2014 году и завершится в 2016.

Другая причина, по которой возведение КАД-2 следует отложить, по словам Бориса Мурашова, состоит в том, что есть проекты, которыми нельзя пожертвовать в пользу строительства КАД-2. Например, к 2015 году планируется полностью ликвидировать аварийность дорог и средства в данный момент выделяются только для ремонта.

О необходимости КАД-2 также говорит заместитель генерального директора по проектированию городских дорог ЗАО «Петербург-Дорсервис» Валерий Пономарев. «Когда к КАД-1 будут подключены все строящиеся магистрали, то она превратится в обычную городскую магистраль, скорость движения автомобилей на которой будет уже не 110-180 км/ч, а 60 км/ч», - сказал он.

На данный момент КАД достаточно загружена: на севере первого кольца в сутки проходит от 40 тыс. автомобилей, на юге - до 120 тыс. А в выходные дни - до 180 тыс. автомобилей.

Современное состояние вопроса


28-го июня 2012-го года на встрече представителей ЗАО «Петербург-Дорсервис» с руководством Ленобласти также обсуждалась тема строительства КАД-2. После совещания губернатор региона Александр Дрозденко заявил что, в первую очередь необходимо решать проблемы с региональными дорогами в области. В финансировании же строительства КАД-2 область не имеет возможности участвовать. Губернатор отметил, что самое главное сейчас, чтобы проект строительства КАД-2 попал в федеральную целевую программу. Только после этого имеет смысл говорить о сроках проектирования и строительства. Но для этого необходимо довести идею о строительстве КАД-2 до Минтранса и Минрегионразвития. В этом случае деньги из федерального бюджета могут быть выделены по двум целевым программам: строительству самой дороги и развитию ее инфраструктуры. Эти проекты могут быть реализованы на принципах государственно-частного партнерства.

Губернатор пообещал содействие правительства Ленобласти в продвижении концепции строительства КАД-2 на политическом уровне. Проект является стратегическим для развития Петербурга и области, и к тому же востребован политически и экономически. «Что касается вариантов прохождения трассы, то для области приемлем любой из них, выбор должны сделать федеральные структуры», - сказал губернатор.

Присутствовавший на встрече председатель комитета по дорожному хозяйству Константин Харакозов отметил необходимость строительства в первую очередь радиальных дорог, а уже потом кольцевой, так как иначе с КАД-2 будет затруднительно съехать, как и на отдельных участках КАД-1, сообщает ИА «Леноблинформ».

В июле в ходе заседания Экологического совета при губернаторе Ленинградской области активисты организации «Токсовские Озера» заявили о протесте жителей Токсовского района против строительства КАД-2 вдоль левого берега Кавголовского озера. Губернатор области заверил защитников озер, что «никакая новая автомобильная дорога (КАД-2) не пересечет Токсовский район - тем более, не пройдет по берегу озера».

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений