В Карелии реконструируют дорогу по финской технологии на деньги Евросоюза. Трасса Ихала-Райвио-госграница вошла в Программу Приграничного Сотрудничества в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства (ППС ЕИСП). Строители российские, контроль финский. Дорога, связывающая две страны - не единственный случай международного партнерства в регионе. Возможно, карельский опыт даст зеленый свет выходу финских дорожников на российский рынок.

Finnish – значит надолго
В Карелии реконструируют дорогу по финской технологии на деньги Евросоюза. Трасса Ихала-Райвио-госграница вошла в Программу Приграничного Сотрудничества в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства (ППС ЕИСП). Строители российские, контроль финский. Дорога, связывающая две страны - не единственный случай международного партнерства в регионе. Возможно, карельский опыт даст зеленый свет выходу финских дорожников на российский рынок.

По данным Министерства строительства Карелии, «эксплуатационное состояние автомобильных дорог региона не в полной мере соответствует требованиям и ожиданиям автомобилистов». По статистике, порядка 80-85% процентов республиканских трасс нуждаются в реконструкции и ремонте. Всего в регионе насчитывается 5 555 километров дорог с асфальтобетонным и песчано-гравийно-щебеночным покрытием. Протяженность некатегорийных дорог (грунтовые, без покрытия) составляет 1 196 километров. То есть всего более 6,7 тысячи километров, из которых 5,3 – 5,7 нуждаются в ремонте и реконструкции.

Столь удручающая картина зачастую связана с тем, что большинство дорог были построены по старым строительным нормам, которые учитывали небольшие нагрузки (не более 6 тонн на ось). Состояние «недоремонта» и с каждым годом увеличивающаяся нагрузка (это обуславливается как весом автомобилей, так и плотностью потока) привели к тому, что появляется значительное количество дефектов полотна: выбоины, просадки, колейность и так далее. Но стабильное и надежное автотранспортное сообщение – залог развития региона. В противном случае будет сложнее не только привлекать инвестиции в республиканскую экономику, но и удержать имеющихся экономических партнеров. Что же делается для исправления ситуации?

Для улучшения региональных дорог разработаны и реализуются 3 республиканские программы: адресная инвестиционная программа Республики Карелия (строительство автодорог и мостов), региональная целевая программа «Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года» и региональная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия на 2006-2011 годы» (с 2012 года долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия на 2012-2015 годы»).

В прошлом году в Карелии была принята основная законодательная база в области создания системы целевого финансирования дорожного хозяйства, а с 01 января текущего года в соответствии с Бюджетным кодексом РФ создан Дорожный фонд Республики Карелия. На 2012 год объем дорожного фонда составил 2767,6 млн. рублей, из которых на субсидии муниципальным образованиям выделено 600 миллионов. Но помимо бюджетных мероприятий карельские дорожники получили еще один эффективный инструмент.

Финны вне бюджета

На автодороги регионального значения в Карелии выделяется 1 826,7 млн. рублей. Большая часть этих средств – 800 миллионов – тратится на содержание. 587 миллионов направляется на ремонт (в планах значатся 19 мостов и 5 объектов ремонта покрытия автодорог). Примерно такая же сумма идет на строительство автодорог – 551 млн. рублей. Но этих средств явно недостаточно для решения всех дорожных проблем. А где взять денег на развитие дорог? У тех, кто заинтересован в этом!

В последние два года на территории республики работает программа ЕИСП «Карелия», основной целью которой является усиление приграничного сотрудничества на территории программы в стратегически значимых сферах деятельности и создание предпосылок для практической реализации сотрудничества России и Финляндии. То есть в пределах республики можно реализовать проекты на условиях весьма выгодного софинансирования – до 90% стоимости проекта оплачивается из средств программы. Этой возможностью дорожники с радостью воспользовались.

Для привлечения внебюджетных средств «Управтодор Республики Карелия» в прошлом году подготовил заявку на участие в программе сотрудничества. Обоюдный интерес российской и финской сторон (непременное условие участия в Программе) вызвала автодорога Ихала-Райвио-госграница. Ее реконструкция поделена на два участка, которые реализуются на средства двух тождественных программ. В рамках ЕИСП «Карелия» будет реконструирован участок от 0 до 14 километра. Общая стоимость работ составляет 3,680 млн. евро. Из них 3,310 миллиона – деньги Евросоюза и Финляндии. Бюджет Карелии выделяет лишь 370 тысяч евро.

Второй участок продолжает дорогу до 28 километра. На нее будет потрачено 4 миллиона евро в рамках программы ЕИСП «Юго-Восточная Финляндия – Россия». Заинтересованных сторон в реконструкции этого участка трассы больше. Сумма разделена на следующие части: средства программы – 3,2 млн., бюджет Карелии – 782,5 тысячи евро, 7,5 тысячи – средства муниципалитета Париккалы (Финляндия), а так же 10 тысяч евро выделит Агентство транспорта Финляндии. Стоит отметить, что со стороны бюджета Республики Карелия предусмотрено дополнительное софинансирование в размере 2,5 млн. евро.

Реконструкция автодороги продлится в течение двух лет. Начало работ запланировано на IV квартал 2012 года, в IV квартале 2014 года дорожники должны будут сдать объект. В рамках реконструкции предусматривается доведение автодороги до параметров IV технической категории с устройством асфальтобетонного покрытия на ней, вокруг поселка Райвио будет построен транспортный обход. В объем работ также входит реконструкция пересечения с железной дорогой в одном уровне на 2 км автодороги.

В этом году «Управтодор РК» направил еще одну заявку на проведение ремонта участка автомобильной дороги Лоухи-Суоперя с 110 по 160 километр в рамках программы ЕИСП «Карелия». Данные заявки были одобрены и получили положительное решение со стороны Наблюдательного комитета программ. Работы стоимостью 150 млн. рублей (из которых 105 миллионов – средства Европейского Союза) начнутся в 2013 году. В настоящее время разрабатывается проектная документация на объект и осуществляется работа по подготовке к заключению Соглашений, в которых будут определены условия взаимодействия.

Еще один важный проект российско-финского сотрудничества, реализация которого намечена до 2013 года, – ремонт дороги Кемь-Лонка, проходящей через поселок Калевала до деревни Войница, а так же выборочно участками Войница-Вокнаволок-Костомукша.

Ключевым звеном следует считать не деньги, выделенные ЕС – а «окно в Европу», через которое в Россию придут новые дорожные технологии. Все работы будут производить российские компании по российским стандартам, но в рамках проекта финские дорожники выступают в качестве консультантов. Стоит отметить, что подобное сотрудничество началось еще раньше. В 2005 году, за несколько лет до открытия программы приграничного сотрудничества, в целях поиска оптимальных путей развития дорожного хозяйства Министерство строительства Республики Карелия заключило соглашение с Центром экономического развития, транспорта и окружающей среды Северного Саво Финляндии по обмену опытом и информацией по вопросам проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Оно было направленно на обеспечение безопасности дорожного движения, а также на внедрение новых технологий, используемых при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Добрым молодцам урок

Вместе с технологиями по логике вещей должен прийти и новый подход не только к ремонту и эксплуатации дорог, это сотрудничество должно положительно повлиять на менеджмент и управление. Руководитель петрозаводского филиала программы ЕИСП «Карелия» Дмитрий Базегский рассказал корреспонденту ДорИнфо, на каких принципах строится международное взаимодействие.

 





Дмитрий Базегский
руководитель петрозаводского филиала программы Приграничного Сотрудничества в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства «Карелия»:

«Главная цель программы – повышение благосостояния населения»
     

Какие цели преследует Европейский Союз и Финляндия, запуская программы приграничного сотрудничества?

Во-первых, несколько слов о самой Программе и ее механизме. По большому счету она начала функционировать в ноябре 2009 года, когда Правительство РФ заключило соглашение с Еврокомиссией. В следующем, 2010 году этот документ был ратифицирован Федеральным Собранием России, и Президент России подписал соответствующий закон. Это можно считать отправной точкой для начала реализации программы на российской стороне.

Главная цель программы – повышение благосостояния населения. Ее участниками стали непосредственно Республика Карелия, а с финской стороны: региональные союзы Кайну, Северная Карелия и Оулу. Сейчас реализуется порядка 20 проектов, еще 40-50 проектов планируется запустить до конца года.

Подать заявку на участие в программе могло любое юридическое лицо, зарегистрированное в Карелии. Единственным условием для российских предпринимателей являлось наличие партнерских связей с финскими коллегами. То есть взаимодействие должно быть обоюдно выгодным.
Под понятие «развитие» подпадают практически все сферы деятельности: экология, культура, туризм, бизнес и так далее. Естественно, в этом плане дороги, как главное условие любого экономического развития и упрочнения связей, на первом месте.

Как происходит финансирование проектов?

Бюджет программы состоит из трех частей: 50% - средства, выделяемые Европейским Союзом, и по 25% в «общий котел» направляют бюджеты РФ и Финляндии. Все средства аккумулируются в Оулу, где находится Руководящий орган Программы, и оттуда уже адресно направляются на финансирование проектов. Что касается дорог, то все проходит в рамках российского законодательства. Объявляется обыкновенный конкурс на реализацию дорожного ремонта, который тоже составляется с учетом российских требований и стандартов. Компания-подрядчик работает в привычном режиме, по стандартной схеме, только получает средства не из российского (карельского) бюджета, а из фонда программы.

У нас есть поговорка про самих себя: долго запрягаем, но быстро едем. Финны «запрягают» еще дольше. Перед тем, как вложить деньги, или просто начать что-либо делать, они проводят комплексное исследование вопроса. Они очень щепетильны. Что касается финансов, каждый проект дважды проходит аудит: в ходе работ и по их завершению. Услуги независимой компании, которая тоже отбирается на основании конкурса, уже вложены в стоимость проекта. А то касается коррупции – у наших партнеров с этим строго. Если российские коллеги были замечены в «темных» делах – они становятся «нерукопожатными».

Еще один нюанс финансирования. Сотрудничество предполагает не только прямые инвестиции (кстати, гранты не выделяются на проекты напрямую направленные на получение прибыли). Значительные средства направляются на обучение, повышение квалификации, проведение маркетинговых исследований и т.д. В ходе реализации дорожных проектов можно проследить оба эти компонента. С одной стороны 75% стоимости работ оплачивается на средства программы, с другой, финны выступают в качестве консультантов, открыто передавая российским коллегам свой опыт и технологии.

Можно подробнее о передаче опыта, и тем более технологий?


Известно, что в 2011 году начались работы по реконструкции дороги между поселками Калевала и Костомукша. В целом там порядка 140 километров грунтовки. Ее ремонтом занимается местный ДРСУ. Но. В отряде работают финские специалисты, которые, по сути, руководят работами. В Финляндии огромный опыт создания качественных грунтовых дорог, в первую очередь они предназначены для проезда лесовозов, и срок службы современных дорог с таким покрытием составляет порядка 20 лет! Вот такую дорогу делают и у нас. Кстати, одним из партнеров выступает дочерняя компания «IKEA» ООО «Сведвуд-Карелия».

Относительно нюансов строительства мне как непрофессионалу в дорожной сфере сказать сложно, но в целом это выглядит примерно следующим образом. В основу укладывается геотекстиль, плотно утрамбовывается слой щебня – это создает жесткость и дорога служит долго. Одно из нововведений - обработка полотна солью хлорида кальция для обеспыливания. В этом году дорожники должны пройти порядка 50 километров, столько же запланировано на следующий год.

Но финны выражают некоторые опасения. Дорогу построили, а дальше что? Для своих русских коллег они составили памятку, в которой подробно описана технология содержания трассы. Например, я знаю, что после сильного дождя по ней должен пройти грейдер. При соблюдении всех условий, дорога действительно будет функционировать очень долго. Могу сказать, что финны готовы делиться своими наработками, они открыты для сотрудничества.

Финны придут?

Технологии – это бесспорно хорошо. Но для того, чтобы их эффективно использовали, нашим дорожникам нужна здоровая конкуренция. Как отмечают в Министерстве строительства Карелии, финская сторона заинтересована принимать участие в дорожном строительстве в Карелии особенно сейчас, когда одобрены и утверждены заявки от республики в рамках программы европейского инструмента сотрудничества и партнерства России и Европейского сообщества (ЕИСП). Хорошие дороги только поспособствуют увеличению внешнеторгового оборота Карелии и Финляндии. Развитие погранично-таможенной инфраструктуры по обе стороны границы и совершенствование дорожной сети на приграничных территориях - одно из наиболее важных перспективных направлений в совместной деятельности двух соседних территорий.

На сегодняшний день принимать участие в реализации этих проектов имеет возможность любое предприятие дорожной отрасли России, Карелии, Финляндии или любой другой страны в рамках российского законодательства. По Федеральному закону N 94-ФЗ всем предприятиям представлены равные возможности побороться за реализацию проектов. Кто будет строить дороги или любые другие объекты определится только в результате борьбы на конкурсе. Соблюдая процедуру конкурсных торгов, финская компания может побороться с российской за право производить работы.

И хотя представители деловых кругов Финляндии отмечают сложность российского законодательства и процесса заключения договоров, все больше проявляется интерес ряда финских компаний к участию в работах по приграничному строительству.

На саммите совещательной комиссии Восточной Финляндии, который прошел 28 августа в Сортавале, глава Карелии Александр Худилайнен рассказал о мерах, которые намерено предпринять в ближайшее время правительство республики для улучшения инвестиционного взаимодействия с Финляндией. И меры эти, несомненно, усилят и активизируют интерес финских компаний к различным направлениям сотрудничества и дадут им возможность расширить свою деятельность на территории Карелии. Возможно, с этого начнется проникновение европейских технологий дорожного строительства в Россию.

Илья Безручко,  «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789