13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Российские дороги начинают думать

Российские дороги начинают думать
За последние десять лет число автомобилей в России выросло почти в два раза, но в то же время дорожная сеть практически не развивалась. Это привело к тому, что на российских магистралях стало слишком тесно. Самое простое решение - строить дороги, но это длительный и финансово ёмкий процесс. Есть еще одно средство – организация интеллектуальной транспортной системы, которая позволит увеличить пропускную способность магистралей и сделать движение более безопасным.

В плане введения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) наша страна отстает от западных и восточных партнеров. Во многих странах мира интеллектуальные системы уже не один год помогают водителям ориентироваться на дороге: предупреждают о состоянии трассы и плотности потока, подсказывают наиболее оптимальный путь движения. Но есть одна деталь – сами эти системы находятся на ранней стадии развития, и Россия еще может нагнать соседей, подключившись к общемировой тенденции. Мы можем взять лучшие наработки у иностранных коллег, оградив себя от ошибок, которые уже были ими допущены. Внедрение ИТС в российскую дорожную реальность стало одной из ключевых тем обсуждений на III международной специализированной выставке-форуме «Дорога».

На развитие ИТС в нашей стране обратили внимание как нельзя кстати. На самом деле разработки в этом направлении ведутся уже порядка 10 лет. Тем не менее, полноценная ИТС еще не запущена. Как заявил руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин: «У нас пока нет интеллектуальной, лишь информационная система».

В принципе, такие системы появились относительно недавно, и единого понимания, как это должно выглядеть, нет пока ни у кого. Работа над ИТС, особенно в плане стандартизации, ведется постоянно. У России есть шанс занять достойное место среди коллег. Частично, это связано с географическим положением – между Европой и Азией. Российский автомобилист, выезжающий за границу, или человек, проезжающий транзитом, должен чувствовать себя комфортно на дороге – это залог безопасности. Поэтому сейчас ведется плотная работа российского технического комитета №57 и коллегами из рабочей группы №18 международной организации ИСО – организаций, занимающихся вопросами стандартизации интеллектуальных транспортных систем. Работа над стандартами ИТС должна быть совместной и комплексной.

Развитию ИТС Федеральное дорожное агентство уделяет большое внимание. Из недавних знаковых событий можно выделить образование технического комитета №57, который был создан Росстандартом по инициативе ФДА. Отправной точкой стало письмо руководителя агентства Анатолия Чабунина. Эта инициатива была поддержана, и отечественный центр стандартизации в скором времени начал работу. Он стал отражением рабочей группы №18 международного комитета стандартизации ИСО.

Первый опыт формирования ИТС в России можно отнести к кольцевой дороге вокруг Санкт-Петербурга. Это действительно полноценный системный проект, который, к сожалению, пока не работает в полную силу. Основные элементы петербургской ИТС включают стандартный набор параметров: подсистема сбора данных, система управления движениеми информирования водителей, метеорологическая система, видеонаблюдение, распознавание инцидентов и моделирование ситуаций, передача данных, фиксация нарушений ПДД и весовой контроль, что особенно важно для транзитного северо-западного региона. Если говорить о техническом оснащении, то на сегодняшний день на дороге уже установлено 90 контроллеров, 411 датчиков, 457 знаков переменной информации, 38 информационных табло, 62 видеокамеры и 25 автоматических дорожных метеостанций.

Но ИТС не может работать в рамках лишь одной магистрали. В идеале она должна представлять целый комплекс, который объединяет не только примыкающие к КАДу трассы, но и всю улично-дорожную сеть города. Создание единой системы – вот основная задача, стоящая перед разработчиками. В этом направлении ведется планомерная работа. Интеллектуальная система постепенно распространяется на федеральные трассы, подходящие к Санкт-Петербургу. На стадии проектирования находятся несколько магистралей: дорога в направлении Сортавалы, автодорога М-18 «Кола» и М-10 «Скандинавия». По завершению работ здесь возникнет транспортный узел федеральных дорог, объединенных единой системой регулирования.

Специально для этих целей был создан Центральный пункт управления (ЦПУ), который уже сейчас имеет возможность осуществлять оперативное управление дорожной обстановкой не только на кольцевой дороге, но и на всех трассах Северо-Западного региона. ЦПУ начал создаваться специально для этих целей 10 лет назад, параллельно со строительством транспортного обхода Петербурга. На ЦПУ будет возложена еще одна миссия. Россия и Финляндия заключили международное соглашение о создании интеллектуального мультимодального транспортного коридора от Хельсинки до Санкт-Петербурга, часть которого будет обслуживать петербургский Центр.

Элементы ИТС есть и на других федеральных трассах. Например, вдоль магистралей установлено более трех сотен метеостанций с элементами системы видеонаблюдения. Собранная информация поступает в управление дорог, что позволяет более эффективно заниматься обслуживанием трассы. Но на сегодняшний день этого явно не достаточно.

«Если выходить за рамки Северо-Западного транспортного узла, где строится полноценная интеллектуальная система, то перед нами стоит задача более полной комплектации федеральных дорог новым оборудованием, - заявил на пленарном заседании, в рамках выставки-форума «Дорога» заместитель руководителя ФДА Николай Быстров. – В 2013 и 2014 на федеральных дорогах мы планируем установить дополнительно 123 и 119 пунктов метео- и видеофиксации соответственно. С этой работой мы впервые придем в Уральский и Дальневосточный федеральные округа, где ранее такие работы не проводились».

Как уже говорилось выше, без продуманной работы в области стандартизации ИТС, развивать систему будет просто невозможно. Это неизбежно приведет к ошибкам. Поэтому ФДА активно сотрудничает с Росстандартом в этой сфере. За последние два года было разработано 17 национальных стандартов. Это многократно превосходит работу, проведенную в предыдущие 5-7 лет в этом направлении. Более того, дополнительно выпущено 4 отраслевых дорожных документа и сейчас в разработке 6 национальных стандартов. Это работа будет продолжаться с нарастающими темпами.

Изначально речь о внедрении ИТС ведется в контексте федеральных автомобильных дорог, имеющих максимальную интенсивность движения. Но это несколько неправильный подход. Чтобы автомобилисты почувствовали комфорт, необходимо распространять систему и на региональную сеть. Конечно, с этим связан ряд проблем, в первую очередь - финансирование. ИТС, как высокотехнологичная система, требует немалых затрат. Но есть регионы, где плотность движения очень высока, и подобные затраты вполне оправданы. Это, например, Московская область, субъекты Северо-Западного региона. Вопросы распространения интеллектуальной транспортной системы на региональные дороги будут обсуждаться с представителями субъектов федерации, на ком лежит ответственность за содержание сети, в отдельном порядке.

Но, пожалуй, самая главная особенность ИТС, которая реализуется на КАД, – собственное программное обеспечение. Если подавляющая часть датчиков и прочего оборудования закупалось за рубежом, то программа, которая будет обрабатывать собранную информацию, разработана российскими специалистами. Иностранные разработки в этой области крайне неудобны: каждый программный комплекс, используемый в той или иной стране, имеет свою специфику, к тому же использование чужого ПО ограничено авторскими правами. Работы над созданием «мозга» ИТС для кольцевой дороги подходят к концу. В скором времени комплекс начнет обрабатывать данные с КАД, что ознаменует пришествие в Россию полноценной интеллектуальной транспортной системы. Этот опыт будет перенесен на остальные дороги страны.

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений