Светлана Васильевна, как сейчас складывается ситуация с конкурсом по содержанию КАД?- Федеральная антимонопольная служба отменила итоги открытого аукциона по содержанию Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга с 1 января 2013 года до 30 июня 2018 года. Сейчас вновь идет подача заявок. Она продлится до 3 декабря, а 10 декабря будет проведен аукцион. О составе и количестве участников, в связи со спецификой электронной площадки, ничего не известно. Ведь, согласно законодательству, все торги объявляются на единой платформе www.zakupki.gov.ru, а сами аукционы проводятся на выбранной электронной площадке. К тому же компании подают заявки зачастую накануне, перед началом рассмотрения первых частей заявок. Частично это связано с залогом денежных средств, и далеко не каждый участник желает заранее вносить крупную сумму обеспечения.
- Прокомментируйте, пожалуйста, что стало причиной жалобы в ФАС одного из участников конкурса?
- В прошлый раз было подано три заявки. Две из них комиссия отклонила еще на начальном этапе, во время рассмотрения первых частей. Это послужило поводом к тому, что один из отстраненных участников тендера ООО «ЛенТрансСтрой» подал жалобу в ФАС, утверждая, что не допустили их до участия в аукционе по формальным причинам. Но в представленной заявке были неточности. Комиссия, когда рассматривает заявки, не может знать, опечатка это или нет. К тому же, не были предоставлены некоторые данные, которые требовались в соответствии с аукционной документацией. Столь строгий подход не случаен. Эти сведения очень важны, на их основании заказчик может выявить конкретные показатели материалов подрядчика, которые он намерен использовать при выполнении контракта. Если бы требовалось лишь согласие подрядчика, то в наличии этих документов не было бы смысла, участник изначально, придя на аукцион, соглашается с тем, что выполнит работы на условиях заказчика.
Поэтому все документы заявки на участие в торгах должны быть безукоризненно точны, не содержать двояких толкований, все значения раскрыты и прописаны, а пакет документов полностью укомплектован. Бывали досадные случаи, когда по невнимательности участник конкурса уже внес залоговую сумму, но забыл приложить подтверждающий документ. В законе прописан четкий порядок, который нарушить мы не в силах, и такую заявку принять мы не смогли.
- И как часто приходится отклонять заявки?
- Мы ведем статистику. В этом году, с января по октябрь было объявлено 37 тендеров. Подрядчики подали 106 заявок, 15 из которых не были допущены к торгам. Но здесь стоит отметить, что в статистику попадают не только торги по содержанию и строительству дороги. Она включает в себя все и аукционы, и конкурсы, и запросы котировок – то есть все виды закупок, которые объявляла Дирекция. Например, запросы котировок. Такой упрощенный тип закупки, когда единственным критерием отбора является цена, применяется лишь при определенных условиях: при уже сложившемся рынке стоимость закупки не должна превышать 500 тысяч рублей. К тому же на один конкурс может подать заявку десяток потенциальных исполнителей, а на другой - лишь один. Хотя торги на содержание дороги стабильно вызывают устойчивый инте

Закон ориентируется на добросовестных подрядчиков
Месяц назад были отменены результаты аукциона на содержание КАД Санкт-Петербурга до июля 2018 года. ФАС удовлетворила жалобу одного из участников, и 10 декабря аукцион будет проведен заново. О судьбе тендера, а так же о нюансах Федерального закона №94 корреспонденту «ДорИнфо» рассказала Светлана Амельченко, начальник отдела конкурсов Дирекции строительства транспортного обхода города Санкт-Петербурга (ДСТО).

- Светлана Васильевна, как сейчас складывается ситуация с конкурсом по содержанию КАД?

- Федеральная антимонопольная служба отменила итоги открытого аукциона по содержанию Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга с 1 января 2013 года до 30 июня 2018 года. Сейчас вновь идет подача заявок. Она продлится до 3 декабря, а 10 декабря будет проведен аукцион. О составе и количестве участников, в связи со спецификой электронной площадки, ничего не известно. Ведь, согласно законодательству, все торги объявляются на единой платформе www.zakupki.gov.ru, а сами аукционы проводятся на выбранной электронной площадке. К тому же компании подают заявки зачастую накануне, перед началом рассмотрения первых частей заявок. Частично это связано с залогом денежных средств, и далеко не каждый участник желает заранее вносить крупную сумму обеспечения.

- Прокомментируйте, пожалуйста, что стало причиной жалобы в ФАС одного из участников конкурса?


- В прошлый раз было подано три заявки. Две из них комиссия отклонила еще на начальном этапе, во время рассмотрения первых частей. Это послужило поводом к тому, что один из отстраненных участников тендера ООО «ЛенТрансСтрой» подал жалобу в ФАС, утверждая, что не допустили их до участия в аукционе по формальным причинам. Но в представленной заявке были неточности. Комиссия, когда рассматривает заявки, не может знать, опечатка это или нет. К тому же, не были предоставлены некоторые данные, которые требовались в соответствии с аукционной документацией. Столь строгий подход не случаен. Эти сведения очень важны, на их основании заказчик может выявить конкретные показатели материалов подрядчика, которые он намерен использовать при выполнении контракта. Если бы требовалось лишь согласие подрядчика, то в наличии этих документов не было бы смысла, участник изначально, придя на аукцион, соглашается с тем, что выполнит работы на условиях заказчика.

Поэтому все документы заявки на участие в торгах должны быть безукоризненно точны, не содержать двояких толкований, все значения раскрыты и прописаны, а пакет документов полностью укомплектован. Бывали досадные случаи, когда по невнимательности участник конкурса уже внес залоговую сумму, но забыл приложить подтверждающий документ. В законе прописан четкий порядок, который нарушить мы не в силах, и такую заявку принять мы не смогли.

- И как часто приходится отклонять заявки?


- Мы ведем статистику. В этом году, с января по октябрь было объявлено 37 тендеров. Подрядчики подали 106 заявок, 15 из которых не были допущены к торгам. Но здесь стоит отметить, что в статистику попадают не только торги по содержанию и строительству дороги. Она включает в себя все и аукционы, и конкурсы, и запросы котировок – то есть все виды закупок, которые объявляла Дирекция. Например, запросы котировок. Такой упрощенный тип закупки, когда единственным критерием отбора является цена, применяется лишь при определенных условиях: при уже сложившемся рынке стоимость закупки не должна превышать 500 тысяч рублей. К тому же на один конкурс может подать заявку десяток потенциальных исполнителей, а на другой - лишь один. Хотя торги на содержание дороги стабильно вызывают устойчивый интерес у подрядчиков, и заявки приходят, как правило, минимум от трех организаций.

Если продолжать анализировать статистику, то четкой закономерности по количеству отклоненных заявок не существует. Например, в прошлом году из 103 заявок при проведенных 50 процедурах 36 не были допущены. Для 2009 года распределение иное – при 32 тендерах из 95 заявок, не допущено 22. А в 2007 году, когда только начал действовать ФЗ №94, было отклонено всего 2 заявки из 51 поданных, однако и конкурсов было всего два, остальные запросы котировок. Также сложно просчитать закономерности с точки зрения подачи жалоб. Бывает, что результаты одного конкурса вызывают недовольство сразу же у нескольких организаций. Яркий пример – первый квартал этого года. Из 8 процедур были обжалованы только одни торги, но свои претензии высказали сразу три участника тендера. При этом, стоит отметить, что общая грамотность и профессионализм подрядчиков, с точки зрения подготовки к торгам и при оформлении документов, с каждым годом растет.

- Что произойдет, если результаты аукциона, намеченного на 10 декабря, будут оспорены?

- Во-первых, мы надеемся, что этого не случится, и в этот раз мы сумеем подвести итоги. Но если же подрядчик не будет выявлен, то ничего хорошего это не сулит. Продлить госконтракт с нынешними эксплуатирующими организациями мы не имеем права. В такой форс-мажорной ситуации, на основании ФЗ №94, есть один вариант – заключение договоров с целью ликвидации последствий. Например, заметет дорогу снегом первого января, тогда нам и придется в срочном порядке ликвидировать эти последствия, путем оформления контракта без конкурса. Например, на неделю или на две – до рассмотрения результатов аукциона. Однако антимонопольщики могут не согласиться с таким решением заказчика, но обслуживать трассу кто-то должен. В противном случае на кон ставятся человеческие жизни, ведь без соответствующей эксплуатации дорога станет смертельно опасной. В любом случае КАД без содержания остаться не должна.

- По какой схеме проходят аукционы в электронной форме?


- Подрядчик готовит заявку на участие в аукционе и через электронную площадку подает заявку. В случае с текущим аукционом, все сведения и документы должны быть направлены на электронную площадку до 3 декабря и в 9.00 3 декабря электронная площадка направляет первые части заявки заказчику, то есть нам. Затем аукционная комиссия начинает их рассмотрение. Грубо говоря, это техническое предложение подрядчика по выполнению нашего заказа. Здесь указываются конкретные показатели товаров, которые используются при выполнении госконтракта. На этом этапе для нас нет имен – лишь участник №1, №2 и так далее – все они обезличены.

Затем, проходит аукцион среди тех, чьи заявки удовлетворяют условиям аукциона. Выигрывает участник, предложивший наименьшую стоимость контракта. После того, как ценовые предложения сделаны, рассматриваются вторые части заявки, то есть правоустанавливающие документы организации: устав, выписка ЕГРЮЛ и т.д. Таким образом, лишь во время подведения итогов становится известно, кто участвовал в аукционе.

- Какие механизмы защиты от недобросовестных подрядчиков обеспечивает ФЗ №94?

- Надо сказать, Федеральный закон о закупках ориентируется на добросовестных подрядчиков. На третьем этапе аукциона, когда раскрываются все карты, и становится ясно, кто участвовал, и кто по результатам стал победителем, можно узнать о компании более детальную информацию. Если разыгрывается аукцион на строительство, то проследить историю организации проще. Можно потребовать подтверждение опыта работы за последние пять лет. В случае с обслуживающими организациями никакой дополнительной квалификации не существует. Но некоторыми инструментами заказчик обладает.

Во время подведения итогов, до подписания контракта мы можем отправить запросы в различные органы, например, в налоговую инспекцию. На это нам выделяется 6 дней, соответствующим органам на ответ – 10. Так что победа в аукционе не всегда гарантирует получение подряда. Если организация по результатам проверки не соответствует требованиям ФЗ №94, например, является банкротом, то заказчик не имеет права заключать с ней контракт. Место выбывшего соперника занимает следующий конкурсант, занявший на аукционе второе место и так далее. Если участников аукциона много, то площадка присылает десять первых и, при условии, если не «проходят» пять заявок, досылает остальных.

При проведении строительных аукционов в первую очередь мы стремимся узнать опыт работы компании, то есть, мы отправляем запросы прежним работодателям. Свой опыт участники аукциона подтверждают актами ввода предыдущих объектов за последние пять лет. В этих документах проставлены реквизиты заказчика, направляем им запрос относительно ввода в эксплуатацию объекта, который участник представил в качестве опыта. Такие запросы мы стали отправлять не так давно, но сейчас эта практика будет применяться повсеместно, в случаях, предусмотренных законодательством.

- Какими недостатками обладает Федеральный закон о закупках?

- Одной из главных проблем ФЗ 94 является отсутствие предквалификации. Основным критерием в выборе подрядчика остается цена – победителем становится участник, предложивший меньшую стоимость за проведение работ. Естественно, организация должна отвечать законодательным требованиям, о которых мы говорили выше. Но, в сущности, подрядчик ничем не рискует, принимая участие в торгах, хотя может потерять обеспечение заявки в определенных случаях.

Далее, что касается недостатков закона. Во-первых, при проведении аукциона невозможно заранее узнать квалификацию подрядчика, его способность качественно выполнить работу. Во-вторых, ценовой демпинг – заказчик не может потребовать обоснование цены, предложенной участником аукциона. Например, проект утвержден, прошел Главгосэкспертизу. То есть начальная стоимость работ подтверждена специалистами, и соответствует всем нормативным базам. В свою очередь участник аукциона предлагает стоимость в два раза ниже. Но узнать, как было сформировано такое предложение, мы не имеем возможности.

Еще одной проблемой Федерального закона можно считать трудности расторжения госконтракта. Например, когда подрядчик не справляется с возложенными на него задачами, его невозможно оперативно отстранить от выполнения работ. Это можно сделать лишь в судебном порядке, а это довольно длительный процесс. Сейчас идет обсуждение инициатив по ускорению этой процедуры.

Однако, с точки зрения заказчика, пользование электронной площадкой очень удобно. Это исключает большой объем бумажной работы. Документооборот между заказчиком и участником заметно снизился, по сравнению с опытом прошлых лет. Мы это оценили. Для подрядчиков весьма выгодна ступенчатая система работы с заявками, когда при рассмотрении первых частей участники обезличены.

В настоящее время разрабатывается новый подход к проведению закупок. На рассмотрении находится проект закона о Федеральной контрактной системе, которая объединит все этапы проведения тендера: от перспективного планирования до момента исполнения

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789