13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Сергей Фахретдинов: К частным инвестициям и проектам платных дорог надо относиться с осторожностью

Сергей Фахретдинов: К частным инвестициям и проектам платных дорог надо относиться с осторожностью
Расскажите об основной деятельности Общественного совета и непосредственно координационного совета, который Вы возглавляете?

- Общественный совет был создан для организации диалога между общественностью и Федеральным дорожным агентством (ФДА), что позволяет решать многие проблемы и задачи, стоящие перед ФДА, не ущемляя при этом интересы граждан и внимательно прислушиваясь к их мнению. Проекты, реализуемые Росавтодором и касающиеся развития автомобильных дорог и дорожной деятельности в Российской Федерации, находятся в сфере повышенного внимания. И только открытое и постоянное взаимодействие с общественностью может обеспечить понимание и поддержку деятельности агентства, как со стороны экспертных сообществ, так и со стороны гражданского общества.

Поэтому одна из важнейших функций Общественного совета это организация открытых обсуждений проектов развития дорожной отрасли, а также совершенствование механизма учета общественного мнения и обеспечение обратной связи между обществом и органами исполнительной власти, ответственными за развитие автомобильных дорог.

На очередном заседании Общественного совета, прошедшем 14 ноября 2012 года, был окончательно сформирован список его членов, 11 человек из которого были выбраны в руководящий орган - Координационный совет, который я и возглавил в качестве Председателя. Нынешний Общественный совет на две трети состоит из новых участников, что, по моему мнению, является положительным фактором. Они привнесут свежие взгляды и новый опыт. Надеюсь, что в данном составе темп работы Общественного совета, заданный в предыдущие годы, не только сохранится, но и существенно увеличится.

- Каковы итоги деятельности совета в 2012 году?

- В 2012 году была проведена большая работа по целому ряду проектов. Если останавливаться на самых значимых, то одним из самых серьезных вопросов было обсуждение проекта строительства трассы Москва – Санкт-Петербург и ее прохождения через г. Химки и Химкинский лес. Как известно, там сложилась непростая ситуация, и совет принимал активное участие в ее урегулировании. Несмотря на острые и горячие дискуссии, стройка идет по плану. Я считаю, что Общественный совет сыграл важную роль в процессе объединения интересов общества и Росавтодора. В ходе переговоров мы взаимодействовали с активными защитниками Химкинского леса, который действительно является природной жемчужиной этого района. До тех пор, пока проект не был передан Госкомпании «Автодор», мы всячески поддерживали открытую позицию Росавтодора: привлекали власти Подмосковья, экологов, проводили массу встреч. Могу сказать, что компромисс с жителями мы достигли именно путем открытого диалога, в котором смогли их убедить, что без неизбежного вмешательства в природный комплекс невозможна реализация такого крайне необходимого для столицы проекта, как строительство дублера М-10.

Росавтодор активно разрабатывает и реализует различные программы поддержки инновационных технологий и материалов, которые применяются в дорожном строительстве. И одним из направлений деятельности Общественного совета в 2012 году стала работа с Научно-техническим советом ФДА, совместно с которым было организовано много мероприятий. Например, в рамках выставки «Дорога», проходящем в выставочном центре «Крокус Экспо», нами ежегодно проводится совместное заседание, где обсуждаются острые вопросы по программам НИОКР, применению инноваций, разработке нормативных документов и продвижению новых продуктов.

Отдельный вопрос, над которым ведется работа в Общественном совете, это создание базы нормативно-технических документов, особенно касающихся применения новых, современных материалов. Это большая проблема не только для дорожной отрасли. Для её решения во многом приходится обращаться к мировому опыту, грамотно гармонизируя российские стандарты с европейскими. Я считаю, что зеркально применять зарубежные нормы у нас в стране - неправильно. Но все лучшее, что есть в зарубежной и отечественной практике, должно быть, в том числе и в рамках Таможенного союза. Росавтодор работает в этом направлении, а Общественный совет, со своей стороны, старается своевременно, и максимально открыто освещать эту деятельность.

- Что стоит в планах Общественного совета на 2013 год?

- В настоящее время нами активно разрабатывается программа на 2013 год. Как и раньше, мы будем проводить большое количество мероприятий, взаимодействовать с Общественной палатой, Открытым правительством, которое, кстати, будет координировать работу всех общественных советов. Уже сейчас для повышения эффективности работы готовится положение по взаимодействию общественности и исполнительных органов власти.

В 2013 году мы планируем проводить экспертную оценку и анализ тех нормативных актов, которые разрабатываются в рамках деятельности Росавтодора, а также с помощью экспертов, входящих в состав Совета, будем вносить свои предложения. Это будет большим подспорьем руководству Федерального Дорожного Агентства.

Кроме того, Общественный совет намерен продолжить совместную работу с Научно-техническим советом: ведь сегодня инновационные процессы - это тренд, и без них будет сложно формировать новую промышленную политику России.

- Какие основополагающие подходы будут использоваться в работе Общественного совета в ближайшее время?

- Я считаю, что необходимо выстроить работу Совета таким образом, чтобы определённые направления деятельности вели конкретные члены координационного совета или целые рабочие группы. Такое распределение было и раньше, но мне кажется, что этот подход можно расширить. Сейчас Органы власти нацелены на максимальное освещение своей работы, а также готовы предоставлять общественности удобный доступ к информации и услугам. Поэтому очень важная задача Совета – пересмотр его структуры и обязанностей.

В прессе встречается много негатива в отношении работы автодорожной отрасли. Поэтому крайне важно со стороны Федерального дорожного агентства с максимальной открытостью рассказывать о своей деятельности, объяснять простым пользователям нюансы реализуемых проектов, а также делиться успехами. Такую работу, посредством размещения информации на сайте ФДА, а также в форме конференций, совещаний, и проводит Общественный совет. Мы работаем со всеми бизнес-объединениями, общественными организациями. Но продвижение позитивной информации зависит также и от позиции руководства, которое должно задавать темп и о каждом проекте говорить открыто.

- Какие методы необходимо использовать для информирования общественности?

- Нужно использовать все имеющиеся коммуникации (СМИ, общественные объединения), с помощью которых делать анонсы инициатив Росавтодора, где максимально полно описывать цели и задачи, стоящие пред тем или иным проектом, а также обязательно приводить мнения компетентных экспертов, комментирующих все достоинства и недостатки предстоящей работы. В интернете существует множество форумов, где можно проявлять активность. Стоит вспомнить историю про стоимость 1 километра дороги, когда, не разобравшись в том, каким именно образом она рассчитывается в России и за рубежом, все сразу среагировали на существенно более высокие отечественные стоимостные показатели, и до сих пор в СМИ муссируются вопросы о «дороговизне» российских дорог. Хотя любому специалисту понятно, что подходы к расчетам в каждой стране свои. Например, в России сумма складывается из многих составляющих: инженерные расходы, инфраструктура, перенос коммуникаций, выкуп земель, и т.д. И весь этот перечень у нас включаются в стоимость, а во всем мире разделяется. Необходимо вести разъяснительную работу среди населения, объясняя некоторые нюансы работы дорожного хозяйства.

- Куда могут обращаться простые пользователи, если у них возникают вопросы?

- На сайте Федерального дорожного агентства есть специальный раздел, где пользователи могут оставлять свои сообщения. Существуют различные интерактивные площадки, где люди на заданные вопросы и получают оперативные ответы.

Можно направлять обращения непосредственно к нам, в Общественный совет, ни одно из них не будет оставлено без внимания. Все в обязательном порядке рассматриваются.

- Каких позитивных изменений в автодорожной отрасли вы ждете в ближайшие годы?

- Позитивные изменения наблюдаются уже и сейчас, необходимо только наращивать темпы строительства дорог и создания инфраструктуры, а для этого требуется увеличение финансирования. Очень большой вклад в это направление внесло воссоздание дорожных фондов, чему в значительной степени способствовала позиция и активная деятельность Общественного совета. Это большой успех. Фонды восстановлены и начали свою деятельность, а это означает что впереди большое строительство новых и ремонт действующих автомобильных дорог, расширение и модернизация дорожной сети и, как следствие, снижение напряженности на перегруженных трассах, улучшение экологической обстановки и комфортности передвижения по российским дорогам.

Конечно, помимо государственного бюджета и дорожных фондов, должны быть и дополнительные источники финансирования, например, пенсионные фонды.

К частным инвестициям и проектам платных дорог надо относиться с осторожностью. Не стоит забывать, что это государственно-частное партнерство, и кредиты предоставляются все теми же государственными банками. Тем более, что дорожное строительство – это долго окупаемый проект, со сроком в десятилетия. Каким образом частная организация может безболезненно профинансировать проект окупаемостью в 10 лет, если у нас инфляция составляет порядка 7 %, а ставка банка – 10-12 % годовых? Одним из выходов могут быть займы в зарубежных банках, где ставка составляет в валюте 4-6 %. Что касается платных дорог, то их в мире всего 1 %. Поэтому рассчитывать, что они будут приносить большой доход, было бы неверно.

Поэтому лучше делать акцент на использовании инфраструктурных облигаций и активов пенсионного фонда - ведь это большие средства, которые лежат без движения, не принося дохода. Если их использовать и вкладывать в дорожное строительство, это стало бы отличным источником дополнительного финансирования. Но приниматься эти решения должны на уровне государства.

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений