13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Шесть шагов к «Умной автодороге»

Шесть шагов к «Умной автодороге»
Транспортный коллапс на трассе М-10 «Россия» послужил поводом для создания на магистрали системы информационно-аналитического контроля. Инициатива принадлежит МЧС России. Ведомство уже подготовило соответствующий проект. Какие задачи будут возложены на «Умную автодорогу», и что потребуется для внедрения такой системы информационно-аналитического контроля, корреспонденту «ДорИнфо» рассказали в пресс-службе МЧС РФ.



По мнению специалистов, чрезвычайной ситуации, которая сложилась на трассе М-10 «Москва – Санкт-Петербург» с 30 ноября по 3 декабря этого года, можно было избежать. Для этого информация о дорожной обстановке должна была оперативно поступать во все структуры, обеспечивающие безопасное движение и бесперебойное функционирование магистрали: управление дороги, МЧС, ГИБДД, а также к водителям. Несмотря на сложные погодные условия, аналогичной ситуации на трассе М-4 «Дон» в Ростовской области пару недель спустя не было, хотя ранее после обильных снегопадов на этой магистрали тоже выстраивались многодневные пробки.

13 и 14 декабря транспорт на М-4 почти не прекращал движение по одной причине – и спасатели, и Росавтодор, и дорожные инспекторы вели круглосуточный мониторинг ситуации. Силы и средства МЧС были приведены в повышенную готовность после поступления информации о непогоде. Но даже такой мощной организации, как МЧС, практически невозможно постоянно отслеживать ситуацию. На федеральных трассах необходима система поддержки принятия решений для обеспечения безопасного функционирования автомобильной дороги. Это и станет главной задачей комплексной системы контроля «Умная автодорога».


Как отмечают в МЧС, в настоящее время нет технических препятствий для создания высокоэффективной системы информационно-аналитического контроля над состоянием автомобильной дороги. Технологии, необходимые для ее создания, уже есть. Они прошли апробацию в реальных условиях. Необходимы лишь политическая воля и соответствующие финансовые средства. Заказчиками работ выступают: Министерство транспорта, МЧС, МВД, Министерство здравоохранения, а также Министерство связи и массовых коммуникаций России. В настоящее время прорабатывается вопрос о финансировании. Вопрос создания подобной системы должен решаться комплексно, и для этого требуется разработка отдельной программы.


По мнению специалистов МЧС, «Умная автодорога» должна справляться со многими задачами. В первую очередь, осуществлять мониторинг природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на автомобильной дороге, транспорте и транспортной инфраструктуре. Информация должна своевременно поставляться руководителям различных ведомств и структур: от организаций, обеспечивающих дорожное движение, до глав субъектов Федерации и муниципальных образований, а также непосредственно участникам движения. При угрозе или возникновении ЧС «Умная автодорога» должна помогать автовладельцам и руководителям ведомств принимать правильные решения.


Чтобы добиться положительных результатов работы системы «Умная автодорога», необходимо выполнить ряд условий. На сегодняшний день в МЧС России выделяют шесть пунктов. Работа над их реализацией уже ведется.


Во-первых, необходимо обеспечить сопряжение информационно–аналитических центров управления безопасностью на транспорте в Минтрансе (Ространснадзор), МЧС (Национальные центры управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) при региональных ГУ МЧС, по территории которых проходит автотрасса), территориальных органах МВД и Минздрава.


В рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период до 2015 года» и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте созданы и взаимодействуют (в том числе, и в информационном плане) НЦУКС МЧС России и Центр управления безопасностью на транспорте. Производится информационный обмен между НЦУКС МЧС России и информационными центрами МВД и Минздрава России. Такое взаимодействие осуществляются на федеральном и региональном уровнях.


Во-вторых, требуется разработать геоинформационные карты рисков с учетом всех опасностей, чрезвычайных ситуаций и трехмерных моделей всех участков автодороги.

МЧС России совместно с Минтрансом в течение последних трех лет разрабатывают геоинформационные карты возможных природных и техногенных опасностей и рисков на дорогах, которые в свою очередь позволят разработать систему мер по их снижению. Такие карты в настоящее время имеются в НЦУКС МЧС России.

В-третьих, важно создать систему мониторинга обеспечения безопасности на автодороге. Она должна включать системы: видеонаблюдения за движением транспортных средств (в том числе, с применением дистанционно пилотируемых летательных аппаратов), слежения за состоянием автодорожного покрытия (включая влажность, температуру и толщину ледяного, или снежного покрова), контроля над перевозкой опасных грузов.


В рамках ФЦП «Безопасность дорожного движения в РФ на период до 2012 года» и в новой программе, над которой работает МВД России, значительное место отведено установке систем видеонаблюдения и информационных табло на автодорогах. До настоящего времени приоритет при установке такого оборудования уделялся городам. Теперь внимание направлено на опасные участки трасс. В рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте МЧС России были созданы высокопроходимые подвижные пункты управления, сопряженные с ЦУКС МЧС России, в которых предусмотрено наличие дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, а также информационных табло. Такие комплексы могут быть оперативно выдвинуты на любой участок трассы и принять управление движением на себя.


Также, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 2005 года, утверждена Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и опасных грузов. В соответствии с ней специалисты МЧС России совместно Минтрансом отработали технологии создания такой системы и апробировали ее на различных видах транспорта, в том числе, на автомобильном.


Что касается установки системы датчиков контроля влажности, температуры, толщины снега и льда на автодороге, а также оценки соответствующих рисков аварий, то решение данной проблемы требует лишь вложения финансовых средств.


В-четвертых, для успешного внедрения «Умной автодороги» нужно создать комплексную систему информирования и оповещения водителей, которая включает: информационные табло (стационарные и мобильные), систему экстренного оповещения на дорогах, интернет-сайты с информацией о пробках и авариях, мобильную связь.


Комплексная система информирования и оповещения водителей требует лишь внедрения единых стандартов связи на определенном канале связи доступном для водителей. Что касается технологии систем информирования, то этот вопрос в МЧС давно решен. Необходимо лишь определить требуемый объем информационных средств и объединить их в единую систему.


В-пятых, требуется внедрить на всех потенциально-опасных участках автодорог подсистемы организации реверсивного движения.


Такие системы потребуют выделения дополнительных денег для расширения дорог на потенциально опасных участках и организации дистанционного управления ими.


В-шестых, важно обеспечить широкое внедрение навигационных систем с выводом информации о расположении транспортных средств в информационно-аналитические центры для контроля плотности потоков.


Проблема в настоящее время близка к практическому решению, потому что оснащение всех транспортных средств навигационными системами - задача, которая будет решена в ближайшие три года.

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений