13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Не солью единой

В Росавтодоре рассказали об использовании противогололедных реагентов, экономии средств и новых технологиях зимнего содержания дорог

Образование наледи — одна из множества серьезных проблем, с которыми может столкнуться автомобилист. Особенно опасно такое явление на федеральных трассах, где скорости не оставляют водителю времени на реакцию и права на ошибку. Даже при относительно невысоких скоростях на скользкой дороге вероятность ДТП вырастает в разы. По этой причине одна из главных задач, стоящих перед дорожниками зимой – своевременная и качественная обработка автодорог противогололедными материалами.

В европейской части России зима уже почти прошла, но восточнее еще лютуют морозы, и на регионы могут вновь обрушиться снегопады и метели. Поэтому подводить итоги очередного холодного сезона дорожникам пока рано. Однако некоторые выводы можно сделать уже сейчас.

Экономия с запасом

К холодам дорожники, как и положено, подготовились заранее. Федеральные Управления дорог еще до 0932d820a9989c3e563858bcc8d9be78.jpgнаступления зимы, в ноябре, в полном объеме заготовили противогололедные материалы (ПГМ). Подрядные организации, на долю которых выпало зимнее обслуживание трасс, начали закупать реагенты еще в июне. Всего для обслуживания федеральных дорог России в зимний период 2013-2014 годов заготовили 3333 тысячи тонн песка и 632,7 тысячи тонн технической соли. Из этих материалов было изготовлено около 3,4 тысячи тонн песчано-соляной смеси разных концентраций, от 5% до 50%. Это самый проверенный и надежный материал для борьбы с гололедом. К тому же дорожники закупили 68,8 тысячи тонн жидких реагентов.

Объемы расходования ПГМ взялись не просто так. Норматив рассчитывается по вполне конкретной формуле. Одним из главных ее составляющих является среднее количество так называемых дней скользкости. Это число суток с отрицательной температурой, когда выпадает больше одного сантиметра снега, а также регистрируются малоприятные для автомобилистов погодные явления: мокрый снег, изморозь, ледяной дождь. Для каждого региона это значение фиксировано, так как рассчитано по многолетним наблюдениям синоптиков. В Астрахани, например, в году 35 таких дней, в Москве – 79, а в Мурманске – 106.

Минувшая зима в европейской части России выдалась на редкость теплой, и осадков выпадало мало. Наверное, кто-то и расстроился, что не смог толком поиграть в снежки, зато дорожники неплохо сэкономили. Точной статистики по остатку противогололедных материалов в течение сезона Росавтодор не ведет – объемы постоянно меняются. Итоги подводятся 15 июля, к этой дате все управления дорог должны подготовить всю информацию и выслать в Федеральное дорожное агентство. На основе полученных данных федеральные дорожники разрабатывают план закупок на следующий сезон.

Летом ПГМ хранится так же, как и зимой на специально оборудованных базах и складах. Стены помещений защищены от коррозии и механического повреждения, при необходимости оборудуется дренажная система. Чтобы материалы не слёживались, в реагенты добавляют специальные минеральные добавки.

moscow-secret-reagents-003.jpgЗдесь стоит отметить, что от сезона к сезону общие объемы заготовленных на зиму ПГМ практически не изменяются. Так для содержания федеральных трасс в холодный сезон 2011-2012 годов было заготовлено 3,987 млн тонн материалов, на следующий год – 3,896 млн тонн, в зимний период 2013-2014 – 4,022 млн тонн. Увеличение объемов материалов в этом случае в большей степени зависит от изменения протяженности федеральных трасс: строятся новые дороги, участки передаются в федеральное управление, или в подчинение регионов.

Просто добавь воды

В целом дорожно-эксплуатационные организации зимой используют три типа противогололедных материалов. В первую очередь, это химические: техническая соль, природные рассолы, реагенты на ацетатной основе. Во-вторых, фрикционные: песок, щебень, отсев дробления. И третий тип - комбинированные – песчано-соляная смесь в различных концентрациях. В Росавтодоре заверяют, что все применяемые на федеральных трассах реагенты соответствуют ГОСТу. А стандарт устанавливает, что используемые ПГМ должны не только обеспечивать безопасность дорожного движения, но и не приносить вред здоровью и имуществу населения и окружающей среде.

Сэкономить на содержании автодорог можно, даже если снега выпадает много. Главное подойти к вопросу по-хозяйски и с умом – грамотно применять технологии и использовать материалы. В последние годы все большую популярность получает увлажненная соль. В основном ее используют во время снегопада, чтобы не образовывался снежный накат. По сравнению с обычной песчано-соляной смесью (ПСС) она имеет ряд преимуществ. Например, «работает» такая смесь - то есть устраняет скользкость - в 2-3 раза быстрее, чем обычная ПСС. А требуется ее на порядок меньше. sol_tehnicheskaya_v_meshkah_po_50_kg.jpgПри работе с песчано-соляной смесью норма расхода составляет 200-300 грамм на квадратный метр, норма для смоченных солей – всего 20-30 грамм. Смоченная соль лучше закрепляется на покрытии проезжей части, не сдувается и не переносится автомобилями на обочины. К тому же при использовании обычной смеси весной дорожникам приходится выметать из-под барьерного ограждения большое количество песка, смоченные же соли не создают таких отложений. Таким образом, применение смоченных солей выгоднее и с экономической и с экологической точек зрения.

Стоит отметить, что для перехода к этому материалу подрядчикам изначально придется раскошелиться. В первую очередь деньги понадобятся на приобретение спецтехники и установок для приготовления растворов, строительство специально оборудованных хранилищ. Но эти затраты окупаются за счет грамотного использования ресурсов. С этим, к слову, тоже могут возникнуть проблемы – материал эффективен лишь при определенных температурах. Если столбик термометра упал ниже -80С возникает обратный эффект – смоченная соль превращается в лед. И здесь без «старой доброй» песчано-соляной смеси, которая не только плавит снег, но и дает дополнительное сцепление с дорогой, просто не обойтись.

То есть, чтобы добиться экономии, необходимо точно и своевременно прогнозировать погоду на трассах, чтобы грамотно выбрать нужный, наиболее подходящий реагент. Это возможно благодаря современным технологиям.

pr_reag.jpgПрогноз автоматом

Еще одной статьей начальных расходов подрядчика при переходе на смоченную соль является создание или подключение к сети автоматических метеостанций. С 2007 года Росавтодор начал внедрять на федеральных трассах автоматизированную систему метеорологического обеспечения (АСМО). На аппаратном уровне система представляет собой сеть специализированных дорожных метеостанций и камер видеонаблюдения, дающих возможность дорожникам получать детальную информацию о погодных условиях, транспортной нагрузке и состоянии покрытия на участках дороги в режиме реального времени.

Данные с дорожных метеостанций и метеорологических локаторов поступают в аналитическую подсистему. Сюда же направляются прогнозы подразделений Гидрометцентра России. На основе этой информации дорожники могут оценить состояние покрытия и условия проезда, а также сделать точный прогноз погоды на ближайшие часы. Экспертная подсистема дает возможность на основе полученных прогнозов, данных об уже выполненной обработке и информации о возможностях эксплуатационной организации (парке спецмашин, их местонахождении, имеющихся в наличии материалах) получить рекомендации по адресам, технологии, видам материалов, срокам и очередности проведения работ. То есть подсистема предлагает наиболее рациональный и эффективный вариант содержания дороги.

Такие системы метеорологического обеспечения развернуты на европейской части России, частично в Красноярском крае, республике Бурятия и Алтайском крае. Сейчас установлено 513 станций автоматизированной системы и 612 систем видеонаблюдения. При этом общая протяженность охватываемых дорог составляет 15 772,5 км. К 2018 году система расширится, дополнительно планируется установить еще около 530 комплексных метеостанций с функцией видеонаблюдения.

Илья БЕЗРУЧКО


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений