Портал «ДорИнфо» уже писал о том, что оппозиционный блоггер и экс-кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный заинтересовался стоимостью объектов транспортной инфраструктуры, построенных к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи. Согласно приведённым на «олимпийском» сайте политика расчётам, некоторые сочинские объекты оказались дороже зарубежных аналогов почти в два раза. Данные выводы подкреплены цифрами, которые мы и решили проверить. Что из этого вышло – читайте в нашем материале.
Портал «ДорИнфо» уже писал о том, что оппозиционный блоггер и экс-кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный заинтересовался стоимостью объектов транспортной инфраструктуры, построенных к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи. Согласно приведённым на «олимпийском» сайте политика расчётам, некоторые сочинские объекты оказались дороже зарубежных аналогов почти в два раза. Данные выводы подкреплены цифрами, которые мы и решили проверить. Что из этого вышло – читайте в нашем материале.
Дорогой дублер
Для чистоты эксперимента мы взяли значения, которыми оперирует сам Навальный, и вспомнили элементарные правила математики, которые каждый из нас изучал в начальной школе.
Итак, Дублер Курортного проспекта, стоимость которого анализируется на сайте Навального, – объект комплексный, большая часть трассы проходит по мостам, эстакадам и тоннелям. В проект также входит семь развязок. Протяженность дороги шириной от двух до четырех полос составляет 16,21 км. Из них 7,31 км — это девять тоннелей, протяженность одиннадцати мостов и эстакад – 6,98 км.
Для того чтобы подсчитать реальную стоимость объекта, блоггер складывает среднюю стоимость аналогов, составляющих Дублер Курортного проспекта тоннелей, мостов, развязок и автодороги, подсчитанную на основе сравнения с зарубежными и российскими объектами. Посмотрим, как именно рассчитаны эти данные.
В начале исследования Навальный сравнивает среднюю стоимость километра тоннелей Дублера Курортного проспекта с пятью аналогичными по сложности объектами: длина тоннелей пересчитана с учетом того, что часть из них — парные, в этом случае их протяженность удвоена. Расчетная длина тоннелей дублера — 12,1 км.
Название |
Страна |
Год открытия |
Номинальная длина, км |
Расчетная длина, км |
Общая стоимость, млн долл. 2013 г. |
Стоимость 1 км*, млн долл. 2013 г. |
Тоннель Ренштайг |
Германия |
2003 |
7,9 |
15,8 |
398 |
25 |
Стренген тоннель |
Австрия |
2005 |
5,8 |
11,6 |
354 |
31 |
Тоннель Сомпорт |
Франция, Испания |
2003 |
8,6 |
8,6 |
418 |
49 |
Йондалский тоннель |
Норвегия |
2012 |
10,0 |
10,0 |
134 |
13 |
Барегский тоннель |
Швейцария |
2004 |
1,1 |
3,3** |
401 |
122 |
* — Посчитана стоимость 1 км расчетной длины
** — Тройной тоннель, длина каждого прохода — 1,1 км
Из этого на сайте Навального делается вывод: средняя стоимость 1 км тоннеля — 34,6 млн долларов. Общая стоимость аналога всех тоннелей дублера — 418 млн долларов или 13,8 млрд рублей (по курсу 1$=33 руб. или 14,63 млрд. рублей – по курсу 1$=35 руб.)
Однако, если посчитать среднеарифметическое значение стоимости одного километра тоннеля, построенного за границей, опираясь на приведенные Навальным цифры, картина получается совсем другая. Считаем: (25+13+31+49+122)/5= 48,0 млн. долларов. Общая стоимость аналога всех тоннелей дублера — 48*12.1=580,8 млн. долларов или 19,17 млрд. рублей (по курсу 1$=33 руб.) или 20,33 млрд. рублей (по курсу 1$=35 руб.).
Таким образом, реальная стоимость аналога тоннелей Дублера, рассчитанная на основе приведенных Навальным данных, составит не 13,8-14,63 млрд рублей, а от 19,1 до 20,3 млрд рублей. Запомним эти цифры.
С мостами вышла та же промашка.
Название |
Страна |
Год открытия |
Длина, км |
Общая стоимость, млн долл. 2013 г. |
Стоимость 1 км, млн долл. 2013 г. |
Виадук Мийо |
Франция |
2004 |
2,5 |
605,0 |
242,0 |
Второй Севернский мост |
Велико- британия |
1996 |
5,1 |
758,0 |
149,0 |
Розарио-Виктория Бридж |
Аргентина |
2003 |
12,2 |
617,0 |
50,6 |
Инчеон Гранд Бридж |
Южная Корея |
2009 |
21,4 |
1 713,0 |
80,0 |
Основываясь на данных собственной таблицы, Навальный пишет о том, что средняя стоимость 1 км моста составляет 90 млн. долларов. Общая стоимость мостового участка длиной 8,9 км — 801 млн долларов или 26,4 млрд рублей (по курсу 1$=33 руб. или 28,035 млрд. рублей – по курсу 1$=35 руб.)
Пересчитаем приведенные данные: (242+149+50,6+80)/4=130,4 млн долларов за один погонный километр. Общая стоимость мостового участка длиной 8,9 км таким образом составит 130,4*8,9=1160,56 млн. долларов или 38,3 млрд. рублей (по курсу 1$=33 руб.) или 40,62 млрд. рублей (по курсу 1$=35 руб.).
На наш взгляд, разница между приведенной на сайте Алексея Навального стоимостью аналога мостов Дублера Курортного проспекта в 26,4 – 28,0 млрд рублей и реальной стоимостью аналога в 38,3-40,6 млрд является существенной. Запомним и эти цифры.
Для расчета средней стоимости транспортных развязок Дублера Курортного проспекта Навальный использовал данные по тем развязкам в Сочи, которые строились к Олимпиаде, но не входили в состав Дублера.
Название |
Общая стоимость, млрд руб. |
Развязка «Адлерское кольцо» |
5,3 |
Развязка «Виноградная-Донская» |
3,4 |
Развязка «Стадион» |
1,9 |
Из этого на сайте Навального делается вывод, что средняя цена развязки в Сочи — 2,7 млрд рублей. Между тем, арифметика говорит нам обратное: (5,3+3,4+1,9)/3=3,53 млрд. рублей.
Цена семи подобных развязок — 3,53*7=24,73 млрд. руб. Навальный же умножает заведомо заниженную стоимость в 2,7 млрд за развязку на 8 (откуда взята эта цифра не ясно, поскольку в состав Дублера входит лишь 7 развязок) и получает цифру в 21,6 млрд. рублей за аналог всех развязок Дублера Курортного проспекта.
Итого: 24,73 млрд рублей – стоимость развязок реального аналога, 21,6 млрд рублей – расчет «олимпийского» сайта Навального.
Для оценки стоимости аналога участка автомобильной дороги в составе Дублера Навальный приводит данные Минтранса России. Эти данные были опубликованы в 2012 году, и окончательные цифры не включали в себя НДС и стоимость подготовки территории под строительство.
Страна |
Средняя стоимость 1 км полосы движения, млн руб. |
Страна |
Средняя стоимость 1 км полосы движения, млн руб. |
Германия |
123 |
США |
72 |
Франция |
101 |
Финляндия |
41 |
Канада |
82 |
Китай |
35 |
Какие выводы делает Навальный? «Среднее значение с учетом НДС 18% для четырехполосной дороги — 360 млн. руб./1 км. Стоимость подготовки территории в среднем составляет 10–40% от цены полотна. За основу берется 40%, так как в данном случае дорога пролегает через густозастроенный город. В итоге блоггер получает стоимость 1,9 км - 691 млн.руб».
Вооружаемся калькулятором и получаем следующее: среднеарифметическое значение стоимости одной полосы автодороги (без НДС) составляет — (123+101+82+72+41+35)/6=75,67 млн рублей. Километр четырехполосной дороги с учетом НДС 18% будет стоить: 75,67*4*1,18=357,15 млн рублей. А с учетом затрат на подготовку территории (40%) мы получаем стоимость: 357,15*1,40*1,9 км — 950 млн рублей = 0,95 млрд. руб.
Таким образом, реальная стоимость аналога составляет 950 млн рублей, а стоимость, посчитанная Навальным, составляет лишь 691 млн.
И к самому интересному. Как мы и писали в начале материала, чтобы определить реальную стоимость дублера Курортного проспекта, Навальный складывает стоимость аналогов входящих в состав магистрали элементов. Как мы помним, цифры получались следующие:
1. Тоннели
Навальный: от 13,8 до 14,63 млрд рублей.
«ДорИнфо»: от 19,1 до 20,3 млрд рублей
2. Мосты
Навальный: от 26,4 до 28,0 млрд рублей.
«ДорИнфо»: от 38,3 до 40,6 млрд рублей.
3. Развязки
Навальный: 21,6 млрд рублей.
«ДорИнфо»: 24,7 млрд рублей.
4. Дорога
Навальный: 691 млн рублей.
«ДорИнфо»: 950 млн рублей.
Сложив эти данные, Навальный делает вывод: общая стоимость аналога всего дублера составляет от 62,5 млрд. рублей (при курсе в 33 рубля за доллар) до 65 млрд. рублей (при курсе в 35 рублей за доллар). Таким образом, при общая стоимость строительства дороги — 83,2 млрд (источник данной информации неизвестен, официальная стоимость объекта составила 81,9 млрд рублей). рублей, цена дублера завышена в 1,3 раза — на 20,7 млрд рублей.
Позволим себе не согласиться. Сложение в нашем варианте подсчетов дает несколько иное значение: 19,17 + 38,3 + 24,73 + 0,95 = 83,15 млрд рублей. А при стоимости доллара в 35 рублей - 20,33 + 40,62 + 24,73 + 0,95 = 86,63 млрд рублей.
По официальным данным, стоимость строительства Дублера составила 81,9 млрд. рублей. То есть, относительно средних мировых цен на строительство дорожных объектов Росавтодор снизил стоимость строительства дублера Курортного проспекта на 1,25 млрд рублей (1,53%), при курсе 33 рубля за доллар, или на 4,73 млрд рублей (5,78%), если принимать за основу курс 1$=35 рублей.
5. ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ АНАЛОГА ДУБЛЕРА КУРОРТНОГО ПРОСПЕКТА В СОЧИ:
Навальный: 62,5 – 65 млрд рублей
«ДорИнфо»: 83,1 – 86,6 млрд рублей
Реальная стоимость объекта: 81,9 млрд. рублей
Мы не просим слепо доверять нашим расчетам. Все данные доступны для проверки на сайте «Энциклопедия трат». Достаточно взять калькулятор и лично подтвердить наши выводы. Согласитесь, что разница между завышением стоимости объекта на 20,7 млрд рублей, о которой говорится на сайте Навального, совсем не то же самое, что снижение стоимости объекта на 4,7 млрд.
За скобками
Углубляясь в тему сравнения стоимости объектов, стоит отметить и те нюансы, которые лежат за пределами простого подсчета цифр. Нельзя не согласиться, что при оценке стоимости искусственных сооружений (чаще к этому прибегают при сравнении мостов) инженеры используют значение средней стоимости строительства одного километра. Но подход Алексея Навального слишком абстрактен. Проект дублера слишком сложный, и блоггер в своих подсчетах и сравнениях не учел минимум восемь нюансов, которые существенно влияют на стоимость и сроки строительства.
Во-первых, приведенный в пример тоннель в Норвегии имеет два портала. На дублере построено 15 тоннелей, соответственно, 30 порталов, каждый из которых включает противооползневые сооружения, подпорные стены и другие элементы. Аналогичные сооружения строятся и на прилегающих припортальных территориях. Необходимо учитывать, что в Сочи около 85% склонов - оползневые.
В Норвегии проходка тоннелей осуществляется в особо крепких изверженных породах, благодаря чему внутри тоннели зачастую даже лишены постоянной крепи, толщина которой в Сочи имеет в среднем метровую толщину. В Сочи при проходке тоннелей дублера строители в основном сталкивались со слабыми породами - песчаниками и аргиллитами, которые требуют использования специальных технологий по закреплению свода забоя. Глубина заходки, например, на восьмом тоннеле дублера была не более одного метра за цикл.
Также при строительстве сооружений в Сочи учитывается угроза возникновения землетрясений. Все тоннели и эстакады рассчитаны на 9-балльную сейсмичность, что влечет за собой дополнительные затраты на применение специальных технико-технологических решений.
Многие европейские автодорожные тоннели не оборудованы автоматизированными системами пожаротушения и не охраняются.
На ряде участков в подэстакадном пространстве дублера была переустроена проезжая часть городских улиц (2-4 полосы) и примыканий, протяженностью около двух километров.
В отличие от России в стоимость строительства крупных автодорожных объектов на Западе не входят мероприятия по подготовке территории. Общая смета дублера предполагает затраты на выкуп недвижимости у юридических и физических лиц, а также расселение граждан. Эти мероприятия реализуются государством и после - предоставляется готовая строительная площадка.
Земельный вопрос в настоящее время – самый злободневный для дорожников. Затраты на подготовку территории не только существенно влияют на общую смету. Объекты в Сочи строились в очень сжатые сроки связи с задержками по выделению земельных участков.
При попытках «любительского аудита» также не учитываются перечисления в бюджет города за снос зеленых насаждений, затраты на установку локальных очистных сооружений, рекультивацию и благоустройство территорий по окончании строительства, озеленение, установку шумоизоляционных экранов и систем автоматического полива зеленых зон.
Ко всему прочему, в своем описании дублера Курортного проспекта Алексей Навальный допускает не только ряд фактических ошибок, но и называет ряд недостоверных фактов о разрушениях и ущемлении прав жителей. Таким образом, мы видим, что для объективной оценки затрат на такое крупное строительство необходимо не только помнить законы математики, но и досконально исследовать объект аудита.
О том, насколько приведенная оценка соответствует действительности, мы предлагаем судить читателям, однако факты говорят сами за себя.