13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Придут ли в Россию американские дороги?

Корреспондент «ДорИнфо» узнал мнение российских специалистов о системе Суперпейв, а также стоит ли строить дороги по-американски, и когда это станет возможным.

Слово «Суперпейв» замелькало в прессе прошлой зимой после того как глава Росавтодора Роман Старовойт объявил о переходе на американскую систему проектирования дорожных одежд. Теперь, спустя практически год, слово слух не режет, но в его значении не будет лишним в очередной раз разобраться. В начале декабря 2013 года в Санкт-Петербурге прошел семинар посвященный теме Суперпейва. Американский профессор Хуссейн Бахия (Hussain Bahia) в рамках пятнадцати лекций рассказал о принципах и нюансах системы. Корреспондент «ДорИнфо» попросил российских специалистов, принявших участие в семинаре, выразить свое мнение о целесообразности внедрения системы «Суперпейв», а так же дать прогноз – когда в России начнут строить дороги по-американски.

Татьяна Худякова, заместитель генерального директора ООО "ИЦ "Дорсервис"

Суперпэйв – это помощь дорожникам, которые изготавливают и укладывают смеси на конкретных участках дороги, характеризующихся определенными параметрами нагрузки и расположенных в определенных климатических условиях. Другими словами – это системный подход, позволяющий на основе результатов механических испытаний битума и асфальтобетонной смеси по методикам, имитирующим реальные условия работы дорожного покрытия, оптимизировать состав смеси, в том числе по виду и содержанию вяжущего.

Американские специалисты и научные работники приступили к разработке новых, отличных от традиционных, условных методов испытаний битума и асфальтобетонных смесей еще 30 лет назад. Основная задача, которую они стремились решить, заключалась в получении возможности еще на стадии разработки рецептуры асфальтобетонной смеси прогнозировать ее работоспособность. За 20 лет скрупулёзной исследовательской работы они накопили достаточный объем статистических данных. То есть была создана доказательная база целесообразности внедрения Суперпейва. Лишь после того, как эти данные были обобщены, государство выделило 150 млн долларов на разработку нормативно-методической и приборной базы для внедрения системы в практику. Для утверждения Суперпэйв на государственном уровне потребовалось еще 10 лет работы в рамках программы SHARP. Переход в 1999-2000 годах на новую систему позволил США оптимизировать дорожное строительство по цене путем подбора материалов, способных обеспечить наиболее высокую эксплуатационную надежность дорожному покрытию, работающему в конкретных условиях.

Безусловно, Суперпейв – полезный инструмент для дорожников не только США. В настоящее время многие государства Европы и Африки уже успешно используют американские методы и оптимизируют составы асфальтобетонных смесей под свои региональные условия эксплуатации дорожных покрытий.

Сейчас российские инженеры выбирают материалы для дорожных покрытий эмпирическим методом, зачастую основываясь на собственном опыте. Этот процесс четко не регламентирован. В проектах, как правило, указываются лишь общие требования к покрытию. Обычно написано просто «асфальтобетон», иногда уточняют – «щебеночно-мастичный» или «мелкозернистый». То есть все тяжести, а также ответственность за выбор вида вяжущего и состава асфальтобетонной смеси, ложатся на плечи тех, кто работает непосредственно на асфальтобетонном заводе. Правильность выбора зависит от квалификации специалиста, его опыта работы. Те, кто проработал 30-40 лет, как говорится, глаз уже набили. Но даже такие опытные дорожники не могут давать 100% гарантию правильности своего выбора.

Россия четко определила направление на Суперппейв, о чем заявил глава Росавтодора Роман Старовойт. Однако следует понимать, что переход на систему Сеперпэйв не может быть формальным. Требуется не только приобрести дорогостоящее испытательное оборудование, но и провести серьезную исследовательскую работу с целью адаптации методологии системы к битумам отечественного производства (американская система разработана с использованием только остаточных битумов), каменным материалам, нашим рецептурам, климатическим условиям разных регионов нашей страны. Нам необходимо наработать необходимый объем статистических данных, чтобы подтвердить, что система работает. То есть, что составы асфальтобетонных смесей, оптимизированные по новой системе, действительно увеличивают долговечность дорог.

Исследовательскую работу необходимо поручить существующим или вновь созданным испытательным дорожным центрам, оснастив их современным испытательным оборудованием. И делать это нужно уже сейчас. Это потребует определенного времени и политической воли. Результатом работы этих центров станет необходимый объем данных, на основе которого система Суперпэйв могла быть распространена на всю страну.

Бездумная погоня за инновациями губительно для отрасли. Нельзя формально гармонизировать российские нормативы с зарубежными – в этом мы убедились на примере предварительных национальных стандартов (ПНСТ) на дорожный битум, которые были введены 1 апреля 2013 года. В документе отсутствуют некоторые очень важные требования к свойствам материала (физико-механические свойства растяжимости и динамической вязкости при 60°С). Это привело к тому, что, изготовленные по новому стандарту битумы, нельзя использовать при создании дорожных покрытий без предварительной модификации полимерными добавками.

Проблем в дорожной отрасли нашей страны накопилось много, но решить их без участия государства и в отсутствии определенной идеологии, методологии, исследовательской базы не удастся.

Дмитрий Скороходов, инженер отдела научно-технического сопровождения ЗАО «Институт «Стройпроект»

«Суперпейв» - это новая американская система оценки качества и система проектирования асфальтобетонов. Во всем мире она признана как наиболее прогрессивная. Поэтому мне как инженеру тема «Супервейва» весьма интересна. Семинар меня заинтересовал по ряду причин. Во-первых, я получил полезную информацию о современных тенденциях американской дорожной инженерной мысли и развитии дорожной отрасли США в целом. А во-вторых, наш институт по заказу Федерального дорожного агентства выполняет целый ряд научно-исследовательских работ по созданию проектов Предварительных национальных российских стандартов для дорожного строительства, в основе которых как раз и лежат американские нормативы системы «Суперпейв». Я принимаю участие в этой работе. Поэтому семинар был мне очень полезен для более глубокого понимания данной темы. Думаю, что в обозримом будущем: может быть через год или два – эти знания будут востребованы в практике работы института.

Система «Суперпейв» основана, на мой взгляд, на очень правильных принципах. Главный из них – при исследовании асфальтобетона надо изучать именно те характеристики, которые фактически определяют эксплуатационную долговечность дорожного покрытия и на основании которых можно реально прогнозировать, например, срок образования колеи или трещины в покрытии. Однако стоит отметить, что для России в готовом виде американская система «Суперпейв» не вполне применима. Во-первых, она должна быть адаптирована к российским климатическим условиям. Во-вторых, система в исходном виде не учитывает такой важный для России фактор, как зимний износ асфальтобетона шипованными шинами. Поэтому, чтобы «Суперпейв» эффективно работал на российских дорогах, необходимо провести еще серьезную работу по его адаптации. Этим мы сейчас и занимаемся.

Дмитрий Пахаренко, главный технолог ЗАО «ВАД»

Прошедший семинар - одно из немногочисленных мероприятий, где и содержание и организация находились на высшем уровне. Мы выслушали емкие информативные лекции, докладчик был хорошо подготовлен и широко раскрыл тему.

Что касается самой системы и ее применимости в России, то можно сказать одно – если мы хотим двигаться вперед, то рано или поздно мы придем к этой системе. Система Суперпейв получила мировое признание и высокую оценку специалистов. Она однозначно важна как для подрядчиков, так и для заказчиков. Но внедрять систему нужно постепенно, не торопясь.

Я как-то слышал мнение, что можно просто перевести на русский язык американские стандарты и принять их у нас на нормативном уровне. Такой подход приведет отрасль в тупик. Система настроена на условия США, и в России же она просто не будет работать. У нас специфический климат, другие материалы, технологии, менталитет, в конечном счете. Как и любой инструмент, систему Суперпейв нам необходимо настроить под себя. Это долгий и сложный процесс. Но нам необходимо это сделать.

Например, в Европе уже давно имеется американское оборудование, и испытания проводятся по двум стандартам: по национальному, и по системе Суперпейв. Первый обязательный, второй – вспомогательный. При этом европейцы не спешит внедрять систему, хотя и признали ее эффективность. Однако инженеры набирают статистические данные, на основе которых в будущем может базироваться Суперпейв.

Для начала нам необходимо изучить и перенять технологии и методики испытаний асфальтобетонных смесей. Лишь после этого принимать решения на нормативном уровне. Эта точка зрения отражена в резолюции, которая была составлена по результатам семинара.

У нашей компании есть своя точка зрения. В России разговоры о Суперпейве продолжаются около года, мы же исследуем тему около четырех лет. Мы активно интересуемся изменениями в нормативах. Наши специалисты участвует в тематических семинарах и конференциях. В нашей лаборатории имеется часть оборудования, позволяющего проводить испытания по системе Суперпейв. Это делается для того, чтобы быть готовы принять нововведения в дорожной отрасли России.

Николай Крупин, заместитель генерального директора ООО "АСТЕХ Индастриз"

Сделать дороги лучше, на мой взгляд, желает каждый гражданин России. Мы, занимаясь дорожной техникой, также стремимся продвигать новые технологии, которые могут существенно влиять на срок службы дорог. Однако для повышения характеристик дорожного покрытия нужен комплексный подход. Наш интерес к системе Суперпейв обусловлен тем, что мы занимаемся американской дорожной техникой. Соответственно мы знакомы с современными тенденциями в дорожной отрасли США. Здесь стоит отметить, что американцы смогли создать систему, которая полностью отвечает запросам дорожной отрасли: хорошо работает, и продолжает развиваться. Безусловно, в Советском союзе и Российской Федерации было сделано очень много для совершенствования отрасли. Однако сейчас прежние подходы устарели, и наша страна нуждается в чем-то новом.

Российской дорожной отрасли система Суперпейв принесет много полезного. Это связано с тем, что американская система проектирования смеси ориентируется на эксплуатационные характеристики дорожного покрытия. Появление такой системы в нашей стране станет огромным шагом вперед. Сейчас в России нет современных методик испытаний. Выбор того или иного материала, влияющего на срок службы покрытия, базируется лишь на теоретических данных и на опыте специалиста. Порой это приводит к ошибкам и впоследствии плачевному состоянию дорог. Методы по Суперпейву, повторюсь, основаны на практике. То есть на реальных свойствах дорожного покрытия с учетом конкретных материалов, климата, где будет уложено полотно, и нагрузки, которую оно примет.

Однако процесс перехода на Суперпейв не может быть быстрым в силу объективных и субъективных факторов. В первую очередь нам необходимо развернуть масштабную работу по адаптации методик испытаний по Суперпейву. В этой связи уже сделан первый шаг – приняты ПНСТ на битумы. В разработке ПНСТ на новые методики испытаний вяжущего, каменных материалов и асфальта. Это техническая сторона. Но есть и субъективные причины, которые могут затянут внедрение системы. Условно можно выделить два основных рынка технологий, между которыми выбирала Россия: европейский и американский. У того и у другого есть свои поклонники и свои противники. Но год назад был сделан выбор в пользу последнего. Здесь ключевое слово: «выбор сделан». Теперь у нас есть направление, и нам необходимо методично работать, чтобы получить результат.

Илья БЕЗРУЧКО

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений