Статья «ДорИнфо» о том, как в условиях повышенной банковской ставки реализуют инвестиционные дорожные проекты

Минувшим летом на совещании по вопросам развития строительной отрасли в Кремле была обозначена проблема, с которой столкнулись крупные компании: высокая банковская ставка при реализации крупных инфраструктурных дорожных проектов. О том, как это влияет на процесс строительства, какие есть пути решения данного вопроса – в материале «ДорИнфо».

В чем проблема?

В ходе совещания, которое провел Президент РФ Владимир Путин 8 августа, выступил Председатель Совета директоров АО «БТС-МОСТ» Руслан Байсаров. Он поблагодарил главу государства за поддержку инициативы по внедрению механизма инфраструктурных бюджетных кредитов, направленных на развитие российских регионов, создание рабочих мест и дополнительное развитие экономики страны. При этом Руслан Байсаров отметил, что есть важный вопрос, требующий внимания – это влияние действующей ключевой ставки на срок возврата частных инвестиций при реализации крупных инфраструктурных проектов.

«Она (ключевая банковская ставка – прим. ред.) усложняет реализацию крупных инфраструктурных проектов. То есть «ключ» плюс там какой-то процент банк еще снимает, то есть ключевая ставка сегодня очень высокая – это почти восемь с лишним процентов (по состоянию на начало августа 2023 года – прим. ред.). Мы приходим с большими объектами, и нам приходится банку платить колоссальные деньги из-за таких условий»

сказал Председатель совета директоров АО «БТС-МОСТ».

Тогда же Байсаров предложил один из вариантов решения данного вопроса. По его словам, компания совместно с ведущими банками страны и частными инвесторами разработали механизм инвестирования, который будет способствовать привлечению частных средств в строительство стратегически важных для государства объектов.

Владимир Путин отметил, что, когда речь идет о больших суммах инвестиций, например, о нескольких сотнях миллиардов, то должны вступать в действие меры государственной поддержки, в том числе различные субсидии.

«Просто ставка подросла в связи с тем, что возникли тенденции, связанные с разогревом инфляции, и Центральный банк как ключевая организация, ответственная за сохранение макроэкономической стабильности, вынужден был среагировать соответствующим образом. Но все, что Вы говорите, я все прекрасно понимаю. Если у Вас идеи есть, пожалуйста, конечно, поработайте и с Максимом Станиславовичем [Орешкиным], и с Маратом Шакирзяновичем [Хуснуллиным]»

сказал тогда Президент РФ.

Чем «опасна» повышенная ставка?

Директор по финансовому развитию холдинга «Автобан» Денис Анисимов рассказал порталу «ДорИнфо», что данный вопрос действительно сегодня актуален, но только для тех проектов, где заемное финансирование предоставлено по плавающей ставке, а также для всех новых проектов, которые приходится структурировать, исходя из текущих высоких ставок. Спикер отметил, что рост ставки по заемному финансированию в проектах приводит к дополнительным затратам, которые связаны с обслуживанием заемного финансирования.

«Для сохранения окупаемости проектов применяются компенсирующие механизмы в виде оптимизации капитальных затрат, увеличения доли бюджетного финансирования, продления эксплуатационной стадии по проекту или изменения источников заемного финансирования. Для реализуемых проектов по заключенным соглашениям существенный рост ставки по заемному финансированию может являться основанием для применения режима особых обстоятельств, в рамках которого стороны пересматривают условия таких соглашений или расторгают их. В любом случае пересмотр параметров проекта – это дополнительная работа, которая может затягивать подготовку и реализацию дорожных проектов с привлечением частных инвестиций»

сказал Денис Анисимов.

Пути решения проблемы

По словам представителя «Автобана», в целях комплексного решения данной задачи представляется целесообразным использование инструментов субсидирования процентных ставок по инфраструктурным долгосрочным проектам со стороны государства. Он отметил, что ряд таких инструментов, которые уже действуют на практике, можно развивать и расширять.

«Кроме того, в правительстве Российской Федерации сейчас обсуждается возможность введения дополнительных аналогичных инструментов для поддержки реализации определенных видов инфраструктурных проектов. Данный подход позволит максимально эффективно реализовать автодорожные проекты на основе государственно-частного партнерства в условиях высоких ставок, привлекая для этого средства финансирующих организаций»

отметил Денис Анисимов.

В ходе совещания в Кремле в начале августа 2023 года еще одним вариантом решения проблемы было названо выделение капитального гранта на реализацию крупных автодорожных проектов.

Как реализует дорожные проекты «Автодор»

В пресс-службе ГК «Автодор» порталу «ДорИнфо» сообщили, что у Госкомпании есть пайплайн (регламентированный и документированный процесс выполнения типовых задач - прим. ред.) детально проработанных проектов, разработаны техническо-экономические обоснования и проектно-сметные документации. Высокая степень проработки существенно снижает риски финансирования проектов «Автодора».

Сегодня в инструментарий финансирования проектов компании входит, во-первых, проект программы субсидирования процентной ставки, которая позволяет привлекать финансирование по льготной ставке 5,5 % годовых, что существенно повышает эффективность автодорожных проектов. Во-вторых, есть фабрика проектного финансирования, позволяющая хеджировать процентные риски. В пресс-службе ГК отметили, что это интересный и нужный инструмент, но он не позволит существенно снизить долговую нагрузку по проектам.

«Третье - прямая субсидия государства: в текущих условиях мы сильно ограничены по объему предусмотренного финансирования и горизонт планирования сокращается до бюджетного цикла. Четвертое - реализация проектов в рамках механизма концессионного соглашения для обеспечения гарантий возврата вложенных средств инвестором»

рассказали в пресс-службе «Автодора».

В компании также назвали несколько важных приоритетов для дальнейших шагов по опережающему развитию инфраструктуры за счет внебюджетных источников. В первую очередь, это совместная разработка механизма льготного финансирования, которая позволит субсидировать ставку крупнейшим финансирующим организациям в автодорожные проекты.

«[Один из приоритетов] – сокращение сроков административных процедур рассмотрения и заключения частных концессионных инициатив на стороне федеральных ведомств, также требуется заинтересованность потенциальных концессионеров и финансирующих организаций, чтобы максимально синхронизировать сроки по финансовому и коммерческому закрытию»

отметили в пресс-службе Госкомпании.

В ГК добавили, что важно также повышать привлекательность инвестиций в инфраструктуру со стороны регуляторов рынка. Ранее первый заместитель председателя правления по инвестиционной политике «Автодора» Игорь Коваль отмечал, что вложение средств в развитие логистических путей становится ключом к росту экономики всей страны. По словам специалиста, один рубль, потраченный на строительство трассы первой категории, за счет сокращения времени грузовых и пассажирских перевозок, разгона инвестиционного спроса и экономии на логистике выдает до 4,5-5 рублей макроэкономического эффекта для экономики страны.

Напомним, сейчас в портфеле Госкомпании «Автодор» имеется несколько структурных крупных проектов: Южный Кластер – новая дорога в сторону города-курорта Сочи с обходом Адлера, Юго-Западная хорда, которая призвана связать Урал с портами Азово-Черноморского бассейна и югом России, вторая кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга (КАД-2) и другие.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789